Долг и совесть

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Содержание

Введение
1. Долг
2. Совесть
2.1. Понятие совести
2.2. Чистая совесть
2.3. Виды совести по Э.Фромму.
3.Взаимосвязь совести и долга
Заключение
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 228.50 Кб (Скачать)


 

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ  НАРОДОВ

ИНСТИТУТ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

 

 

Реферат

              на тему: «Долг и совесть»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса группы СТ-12

Зырянова Кристина

Проверила: Энеева Елена Хусеевна

 

 

 

 

 

      

 

                                               

г.Москва 2010г.

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение

1. Долг

2. Совесть

2.1. Понятие совести

2.2. Чистая совесть

2.3. Виды совести по Э.Фромму.

3.Взаимосвязь совести и долга

Заключение

Список литературы:

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

        

                            

Введение

      

Моральные  ценности  ориентируют  человека  в  его   поведении.   Это оказывается возможным не в силу  того,  что  человеку  выгодно  или  приятно принимать их  во  внимание  в  своих  решениях  и  действиях.  Эти  ценности функционируют таким образом, что оказывают  воздействие  на  волю  человека. Моральные ценности не просто  провозглашаются,  они  всегда  провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает  на  необходимость  их  практического воплощения  в  действиях.  Следование  моральным  ценностям   воспринимается человеком  как  долг.  Неисполнение  долга   воспринимается   как   вина   и переживается в укорах и муках совести.[1]

Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения.[2]

Бессовестным человеком можно назвать такого, у которого отсутствует мощный нравственный и ин­теллектуальный мотор социализации. Совесть - это не просто внутренний контролер, это нечто другое. Это то самое внутреннее «Я», которое отличает обычного человека от нравственно развитого.                        

Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, поскольку он тесно связан с другими людьми, зависит от них и поэтому обязан корректировать свои действия с учетом того, как их последствия скажутся на других людях. Это выражается в таком моральном качестве как долг.

18

 

 



Долг - одна из основных категорий этики; общественная необходимость,  выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находятся в данный момент.[3]

Долг становится нравственным требованием лишь тогда, когда следование ему является добровольным, нравственно осознанным, это действие, обусловленное не внешним принуждением, а внутренней добродетелью. Внешнее принуждение - не нравственный долг.

18

 

 



1. Долг

 

 

Долг - это выражение необходимости выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная воля.     

18

 

 



Нравственный долг- это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, Формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Долг не тождествен обязанности : простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованности в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг это нравственная обязанность человека, выполняемая им не только под влиянием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому общество ожидает от человека не просто беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга. [4]

Американский социолог В.Бэрри отмечает: «Людям необходимо не только понимание долга по отношению друг к другу, но нечто большее, чувство долга, возникающее при социальной близости ».

     Важнейшим свойством долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания необходимости, важности долга и отношения к нему его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от исполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Конечно, многое зависит от ситуации, но подлинно моральным долгом является свободное следование общественно необходимым требованиям или

личным обязательствам, независимое от и внешних и внутренних принуждений.

      Люди нравственного долга активны, деятельны, не равнодушны к ущемлению прав другого человека, активно утверждают в жизни добро. Наряду с людьми, отрицающими любой долг или уклоняющимися от его выполнения, есть лбди, напротив, испытывающие трудности от принятия и признания множественности долгов и необходимости выбирать какой из них надлежит исполнять в первую очередь. Существует настоящая иерархия долгов: долг перед обществом перед коллективом, перед семьей ,друзьями, наконец, перед самим собой. Если эти долги не просто выстроены по росту,

18

 

 



если они к тому же носят взаимоисключающий характер (скажем ты должен идти на занятия, а товарищу требуется твоя помощь)? Что предпочесть? В этом случае решающее слово принадлежит совести.

                      

                              

2. Совесть

2.1. Понятие совести

 

18

 

 



       Совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя,  выполняется  ли  долг. Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает  человеку  о  его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет  перед  другими и перед самим собой. Совестливый человек — это  человек  с  острым  чувством морального долга, предъявляющий  к  себе  высокие  нравственные  требования.

       Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с  самого себя по всей строгости, не  ища  оправданий.  Тихий,  но  настойчивый  голос совести — мощнейшее орудие  нравственности,  он  звучит  в  человеке  тогда, когда никакого внешнего контроля  нет,  и  субъект,  предоставленный  самому себе,  казалось  бы,  мог  действовать  безо  всяких   ограничений.   Однако ограничителем безбрежной свободы  выступает  именно  совесть,  которая  есть предостережение  и  укор  со  стороны  собственного  «я».  Совесть  тревожит личность, не дает ей морально  уснуть,  заставляет  ее  корректировать  свои поступки согласно ценностям и установлениям,  существующим  в  обществе.

       Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет  себя  через  глубокие негативные   переживания,   самоупреки,   укоры,   через    тревожность    и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего  поведения.  О  ней говорят «муки совести», «угрызения  совести».  В  древнегреческой  мифологии муки  совести  изображались  в  виде  Эриний  —  страшных  чудовищ,  которые неотступно преследуют и терзают человека.

       Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает  в  каком-то

смысле как  сверхразумная.  Что  это  значит?  Конечно,  совесть  включается

только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он  не  знает  их  и

«морально  невинен»,  то  и  совесть  в  нем  не  может  заговорить.   Чтобы

переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно  их  знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако  разум  — большой  хитрец  в  отношении  того,  как  найти   оправдания   для   нашего неморального поведения. Когда человек  отступает  от  повелений  морали,  он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно  не дали бы  результата»,  т.  е.  ищет  рациональные,  практические  аргументы, обосновывающие собственное несовершенство.  Вот  здесь  и  вступает  в  силу сверхразумная природа совести. Совесть  игнорирует  рациональные  аргументы, многословные  рассуждения  и  витиеватые  доказательства.  Она  приходит   к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог  повести себя по-другому». Совесть упрекает  молча,  но  неотступно.  Она  заставляет людей говорить самим себе правду и в  конце  концов  предпринимать  реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

       Всегда  ли  права  совесть?  Думаю,  что  утверждать  так   было   бы некорректно.

       Совесть — чувство ответственности  за  конкретно  понятый  долг,  это

внутренний  самоотчет  за  выполнение  совершенно   определенных   моральных обязанностей!  которые  далеко   не   всегда   совпадают   с   обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них  уклоняться.  Человек может считать своим долгом совершение  кровной  мести  и  мучиться  упреками совести за то, что  не  мог  ее  совершить.  Или  некто  обязан  докладывать начальству о благонадежности  окружающих,  и  его  мучает  совесть,  что  он пожалел своего соседа и  скрыл  от  властей  его  критические  разговоры.  В подобных случаях всегда встают  вопросы:  является  ли  истинным  то  добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает  проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих  установок  нашей  совести.  И здесь совесть неизбежно

вновь возвращается к разуму,  без  которого  человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации. [5]

 

2.2. Чистая совесть

      

В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними понимают факт осознания  человеком  исполненности своих  обязательств  или  реализации  всех  своих  возможностей   в   данной конкретной ситуации.

       На эту тему существуют  два  противоположных  взгляда.  Один  взгляд,

выражаемый, в частности, Альбертом Швейцером,  состоит  в  том,  что  чистая совесть как таковая невозможна. Это  все  равно,  что  круглый  квадрат  или сапоги всмятку. Если совесть — значит, непременно больная.1

       Строго говоря, в таких случаях  речь  идет  о  достоинстве,  а  слова

«чистая совесть» могут выражать  только  амбицию  человека  на  то,  что  им

достигнуто совершенство, на внутреннюю цельность и гармоничность.  Состояние «чистой», «успокоившейся»  совести  (если  принимать  это  словосочетание  в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности,  т.е.  не  отсутствия совести, а  склонности  не  обращать  внимание  на  ее  суждения.  Неспроста принято считать, что «чистая совесть» — это выдумка дьявола.

       В подобном случае приводится тот аргумент, что человек совестливый по

мере своего самосовершенствования  предъявляет  к  себе  все  более  высокие требования.   Он   становится   суперчувствительным   к   малейшему   своему отступлению от моральных образцов  и  начинает  переживать  такие  тонкости, которых обычный индивид и вовсе не заметит. Он все время страдает от  своего несовершенства и его совесть, как открытая рана. Тот же,  кто  говорит,  что его совесть чиста, просто не имеет совести, потому что  совесть  как  раз  и есть инструмент, указывающий на уклонение от долга. Но ведь  мы  не  ангелы! Мы постоянно грешим, попустительствуем своим слабостям,  и,  значит,  чистая совесть — не более, чем иллюзия или самообман.

18

 

 



В притче Иисуса  о  молитве  фарисея  и  мытаря  рассказывается,  что

фарисей в молитве благодарил Бога за свое особое благочестие, мытарь же,  не поднимая глаз к небу и ударяя себя в грудь, лишь просил Бога о милосердии  к себе за  грехи  свои.  Оправданным  перед  Богом  оказывается  мытарь,  «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

       Фарисей уверен в том, что выполнил долг и что совесть его  чиста.  Но

долг  перед  Богом  означает   помимо   прочего   смирение.   Самомнение   и

Информация о работе Долг и совесть