Деловой этикет и его правила

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

Этикет—явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. 17

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

Введение

Этикет—явление  историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни  вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала  было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто  зависела не только карьера, но и жизнь  человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение  этикета приводило к вражде между  племенами, народами и даже к войнам.

Этика с момента своего возникновения  находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления  о должном поведении возникают  у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо  в этом значении употребляется слово  «общение» по отношению к людям...».

Деловой этикет — важнейшая  сторона морали профессионального  поведения предпринимателя. Знание делового этикета — основа предпринимательского успеха. В этой работе рассматривается  основы делового этикета: манеры поведение, внешний  вид, умение вести беседу. Раскрываются такие вопросы как: «Что говорить?», «Когда говорить?», «Кому  говорить?». Дается некоторое сравнение  делового этикета в разных странах  мира. 

 

 

 

 

Деловой этикет, его  особенности и  роль в общении

Деловой этикет - это установленный  порядок  поведения в деловом  обществе. Он помогает избегать промахов или  сгладить их доступными, общепринятыми  способами. Сформированные этикетом правила  поведения в обществе способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Свободный от крайностей и  устаревших формальностей этикет  упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких  нравственных понятиях и категориях, как вежливость и доброжелательность, тактичность и корректность, порядочность и правдивость, благородство и доброта. Усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта - умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и  настроений других людей, приучает сохранять  собственное достоинство и уважать  окружающих даже в сложных и конфликтных  ситуациях.

Неотъемлемой  составляющей этикета является порядочность и  благородство. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и  недостойных поступков, например, ото  лжи, жульничества, мошенничества, обмана или воровства. Наоборот, владение правилами  этикета облегчает общение с  партнерами и компаньонами, устраняет  скованность, позволяет не нанести  оскорбление или обиду деловому партнеру неловкими действиями или  словами и вместе с тем не уронить  собственное достоинство и не подорвать престиж представляемого  вами предприятия, организации или  фирмы. Этикет также устраняет сложности  во взаимоотношениях, возникающие вследствие различия культур и воспитания.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве  поведения. Если, нарушая те или иные нормы  поведения, в быту и в  обществе вы рискуете главным образом  своей  репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут  стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в  сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести  себя должным  образом, т.е. соблюдение этикета, стало  ныне одним из важнейших  условий  и способов вырваться  вперед и  сохранить лидерство  в бизнесе. Иными словами, соблюдение делового этикета - один из элементов профессиональной стратегии.

Мало  просто быть вежливым и воспитанным  человеком. Нужны  конкретные знания тонкостей этой области  человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда, сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию  подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все  с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.

Правила этикета могут  разниться в  отдельных фирмах и отраслях производства. Необходимо знать эти особенности  в каждом конкретном случае. Кроме  того, глобальность экономических связей обязывает  людей знать правила  хорошего тона других стран. Нарушение  этих правил приводит к разрыву деловых  связей и оборачивается потерей  рынков сбыта.

В современном бизнесе  лицу  фирмы  отводится немалая  роль. Для делового человека этикет должен стать вторым я и все  его правила должны исполняться легко и непринужденно.

Сегодня уже никто не сомневается, что  роль этикета в деловой  жизни  огромна! Дж. Рокфеллер утверждал: «Умение  общаться с людьми —  такой же покупаемый за деньги товар, как сахар  или кофе. И я готов платить  за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». В сфере  деловых отношений этикет считают  экономической категорией. Он вносит гармонию в деловые отношения, способствует эффективности бизнеса.

Дефицит хороших манер  отрицательно сказывается  на морально-психологическом  климате  в организации, когда  возникает  дискомфорт в общении, нервозность, повышается конфликтность. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько рушится карьер и не заключается  сделок по причине  неправильного  поведения или  попросту невоспитанности. Понимая  это, в Японии, например, тратят на обучение хорошим манерам и консультации по вопросам этикета 700 млн.долл. в год (Ягер, 1994). Владение деловым этикетом все чаще становится все более  важным фактором в профессиональной деятельности человека. Конечно же, знание этикета не гарантирует успеха в том случае, если у человека нет профессиональной подготовки и  необходимых деловых качеств. Разумеется, никто не возьмет его на работу только за то, что он умеет правильно  одеваться или писать благодарственные записки.

Однако  исполнение предписаний  этикета  повышает шансы человека на успех!

Правила и принципы  делового этикета

В основе правил делового этикета  лежат  общие предпосылки и  основные принципы. Первые представляют собой  следующие постулаты:

- к  любому человеку, с которым имеешь  дело в  бизнесе, следует                относиться с одинаковой учтивостью  и уважением;

-  правила этикетного  поведения  одинаковы для мужчин и для  женщин.

Следующими  составными частями  рассматриваемой  сферы являются три основных правила:

- золотое  правило:  относитесь к другим, ко всем  без исключения, так,                 как вы бы хотели, чтобы относились  к вам;

- пять волшебных слов: пожалуйста, благодарю Вас, отлично  сделано; 

- не смешивайте спиртное и наркотики  с бизнесом.

В деловом этикете общие  принципы правильного поведения  приобретают  специфическую окраску, что выражается в следующих его основных принципах:

Делайте все вовремя.

Не  болтайте лишнего.

Думайте не только о себе, но и о других.

Одевайтесь как положено.

Говорите  и пишите хорошим языком.

Рассмотрим  подробнее эти положения.

«Делайте  все вовремя».

Мало  того, что опоздания  мешают работе, - они есть признак  того, что на человека нельзя положиться. Вполне очевидно, что наличие такого отрицательного качества, как несвоевременность  выполнения обязательств влияет на служебное  продвижение. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все  дела должны делаться в срок! Поэтому  важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время.

Закон Мерфи. "Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается".

 

Следствие.

1. Всякая  работа требует  больше времени,  чем вы думаете.

2. Если  четыре причины  возможных неприятностей  заранее  устранены, то всегда  найдется пятая.

3. Предоставленные  сами  себе, события имеют тенденцию   развиваться от плохого к худшему.

4. Как  только вы  принимаетесь делать  какую-то  работу, всегда находится  другая, которую надо сделать раньше.

Кроме того, полезно держать  в уме  и второй закон Чизхолма: "Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем  будущем". 

Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.

«Не болтайте лишнего».

Суть  этого принципа в  том, что человек  обязан хранить  секреты своей  организации. Причем речь идет о всех делах фирмы или  учреждении, где он работает, - от технологических  до кадровых. То же можно сказать  и о тех подробностях своей  личной жизни, о которых могут  поведать друг другу сослуживцы.

«Думайте не только о себе, но и о других».

Без этого не может быть и речи о  каких-либо успехах. Не учитывать  мнение и интересы покупателя, клиента  или  партнера - все равно что  пытаться лететь в вакууме, махая  крыльями. Один из бизнесменов сказал по этому поводу: «Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности  на своих интересах, например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы  заработать преимущество в конкуренции  с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения». Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложным требованием делового этикета является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его. Кстати, терпимость и скромность, отнюдь, не помешают вам быть уверенным в себе.

«Одевайтесь как положено».

В этом принципе самое главное  - необходимость вписаться в окружение  на службе, а внутри этого окружения  - в контингент работников вашего  уровня. Ваша одежда должна быть  выбрана  со вкусом - соответствовать  моде по фасону и цветовой  гамме. То же касается обуви  и прочих аксессуаров. Если  сразу после работы вам предстоит  деловой ужин, то не одевайтесь  в  вечерний туалет, иначе люди  подумают, что у вас к ним  личный, а не профессиональный  интерес.

«Говорите и пишите хорошим  языком». Этот принцип означает, что  все произносимое и написанное вами - записки, письма и т.д. - должны не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим  языком, причем все имена собственные  должны произноситься и писаться без ошибок. В случае трудностей с грамматикой и правописанием  пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников.

Необходимо  запретить  самому себе использовать бранные и  нецензурные выражения - даже чужие, которые вы пересказываете. 

Внешний вид и  манеры поведения  делового человека

Никогда не стоит пренебрегать своим внешним  видом - он как визитная карточка, и  обязан соответствовать  времени  и месту. Одежда должна быть отличного  качества и в хорошем вкусе. Важно  быть опрятным и хорошо ухоженным. Главным  же является отношение человека к  себе, к окружающим, к своей работе.

Для деловых переговоров  подходят однотонные костюмы - серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и  цвета галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма и желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет  отвлекать и раздражать ваших  партнеров, а ваш внешний вид  подчеркнет ваше уважение к ним. Известно, что яркий галстук с вычурным рисунком оказывает некоторое эмоциональное давление на собеседников.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как  переговоров, так и совещаний: в  застегнутом пиджаке заходят  в кабинет на заседание, сидят  в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда  не застегивают. Сидя в кресле, а  также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть.

Этикет  деловых приемов  всех видов требует  надевать белые  рубашки. В остальных  случаях  цвет рубашки должен гармонировать  с цветом костюма. Оптимальная длина  галстука - до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

К костюмам строгих цветов подходят полуботинки  или ботинки  черного либо темно-коричневого  цветов. Черная обувь подходит к  костюмам любых цветов. 

Днем и в летнее время  предпочтительнее светлые костюмы  и платья, вечером и зимой - более  темных тонов. К светлому костюму  следует надевать светлую обувь.

Головной  убор по цвету  и фасону должен соответствовать  остальной одежде. Фетровую шляпу  надевают с хорошим пальто, кожаная  или матерчатая шляпа, а также  головной убор с небольшими полями сочетаются с плащом и курткой  спортивного типа.

Перчатки, шарф и платок по цвету и рисунку  должны гармонировать  с остальными частями туалета. В  верхние наружные карманы пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и  прочие предметы так, чтобы они торчали  наружу.

Такой же принцип в одежде справедлив и  для женщин: цветовая гамма туалета, платья и прочих деталей  должны дополнять  друг друга, фасон  одежды - соответствовать  специфике  фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм  деловой женщины, ведущей переговоры с представителями  других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать  целям такого мероприятия, чтобы  способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими  вырезами и  очень короткие юбки - одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества  сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные  костюмы и вязаные  вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент - украшения. Во-первых, их не должно быть много, а  во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.

Информация о работе Деловой этикет и его правила