Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения руководителя

Содержание

Классические правила ведения диалога............................................3
2 Этика и этикет руководителя…………………………………………………6
3 Этические нормы поведения руководителя с подчиненными и представителями внешней среды……………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

деловое общение рас.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

            РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет_____________________________________________

Кафедра _______________________________________________

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Этике делового общения

 

Вариант №16

Выполнил студент 2 курса, 1 группы

Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

«___»___________200__г.

 

________________

(подпись студента)

Рецензент

 

 

 

 

                                     Оренбург 20___г.

                                       СОДЕРЖАНИЕ

1 Классические правила ведения диалога............................................3

2 Этика и этикет руководителя…………………………………………………6

3 Этические нормы поведения  руководителя с подчиненными  и представителями внешней среды……………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1   Классические правила ведения диалога.

I. Правила для говорящего и слушающего

1. Ритор всегда  готов вести диалог.

2. В диалоге  положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.

3. Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение.

4. Следовательно,  говорящий несет ответственность  за актуальность, значимость, уместность сообщения.

5. Если обращенная  речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

      II. Условия продолжения диалога

1. Слушающий  должен внимательно выслушать  обращенное к нему высказывание.

2. Слушающий  может ответить на вопрос либо  сообщением, либо действием.

3. Слушающий  может ответить на повествование  либо новым сообщением, либо пересказом (третьему лицу), либо умолчанием.

4. Слушающий  может ответить на побуждение  либо действием, либо новым сообщением.

5. Слушающий  может пересказать полученное  сообщение другому лицу, если он не получил от говорящего специального запрета на пересказ.

6. Слушающий  может ответить на сообщение  действием, если оно специально  не запрещено.

III. Правила защиты говорящего от слушающего и слушающего от говорящего

Правила для  говорящего

1. Говорящий  должен тщательно отсеивать сообщаемую  информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

2. Последствия  каждого высказывания должны  быть обдуманы.

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

4. Содержание  и смысл высказывания определяются  тоном, которым оно произнесено.

5. Сообщение  должно быть уместным.

6. Сообщение не должно быть противоречивым.

7. Сообщение  должно содержать новую информацию.

8. Сообщение  не должно быть многословным.

Правила для  слушающего

1. Слушающему  следует сопоставить сообщение  говорящего с сообщениями на  ту же тему, полученными от  разных лиц.

2. Слушающий  должен выделить истинные и  ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.

3. Слушающий  должен выделить приемлемые и  неприемлемые для него высказывания.

4. Сопоставив  высказывания на ту же тему  различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

5. Слушающий  оценивает высказывание и интерес  говорящего применительно к ситуации  речи и на этом основании  отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

6. Выделив интересы  и намерения говорящего, слушающий  сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

8. Не меньшее  внимание слушающий уделяет логическим  и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

10. Из содержания  речи собеседника следует отобрать  положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    2  Этика и этикет руководителя.

Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации. Этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения руководителя Знание его — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: "Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85—от его умения общаться с людьми". Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, руководителя, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения — вот ключевые условия для успешной работы в любой организации. Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона.

 Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п., для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко следил сам царь Петр 1. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культуры России, которая как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей много было не только в XVIII в., но и сейчас. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д. Наибольший интерес представляет в этом отношении этикет руководителя. Чтобы руководить, необходимо обладать соответствующими личными качествами, в том числе знать правила этикета и умело использовать в своей руководящей деятельности. . Руководитель должен обладать особыми качествами, которые делают его способным управлять. . Вот, например, некоторые из них в представлении различных авторов: Искусство убеждения, импозантность, благородство, любовь к риску. Энтузиазм, знание подчиненных, решительность, предприимчивость, дисциплинированность и беспристрастность. Смелость, воля, гибкость ума, неподкупность. Честность, беспристрастность, справедливость, искренность. Хладнокровие. Молчаливость, умение сохранять дистанцию и т. д. Эти качества, эти черты, являются не только субъективными, но еще и абстрактными. Если придерживаться этих требований, то невозможно было бы найти достаточное число руководителей, необходимых для осуществления социальной жизни. В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера.. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов. Они воодушевляют вашего делового партнера, придают ему уверенность, одобряют. Разве это помешает руководителю? Особенно важно помнить о комплименте, если вы имеете дело новичком, к тому же потерпевшем на первых порах неудачу.

Таким образом, в основе этики делового общения  должна быть координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных  целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения

       

 

          

 

 

 

 

               

 

 

          3 Этические нормы поведения руководителя с                              подчиненными и представителями внешней среды.

Крайним случаем  неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим  поведением следует также считать  различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей  предприятий. Она охватывает широкий  круг вопросов, относящихся к целям  и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция  по отношению к противоречию между  этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в  деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности  бизнесменов перед обществом  и самими собой, но и необходимым  для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что  этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие-компонент  общества, и утверждая этические  нормы общения у себя, оно в  то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики  в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Николло Маккиавелли, проповедавшему "освобождение" политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что "честность — лучшая политика".

Общие этические  принципы и характер делового общения  Этику делового общения следует  учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения  содержится в категорическом императиве И. Канта: "Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения  должна быть координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Предлагаем  вашему вниманию для размышления  и обсуждения 14 затруднительных  с этической точки зрения ситуаций, приводимых Филиппом Котлером, в которые  может попасть специалист по маркетингу, вступающий в деловое общение.

 

 

 

 

 

 

 

                      Список литературы

1. Какой руководитель  нам нужен. – М.: Экономика.  – 1993.

2. Кашапов Р.Р.  Курс практической психологии, или  как научиться работать и добиваться  успеха – Ижевск.: Изд-во Удм.  Ун-та. – 1996.

Информация о работе Деловое общение