Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Содержание

Введение
Деловое общение
Цели делового общения
Ценности делового общения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Введение 

 

Деловое общение 

 

Цели делового общения 

 

Ценности делового общения 

 

Заключение 

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек  играющий). Думается, с неменьшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.

 

Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишённые общения  с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей  природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

 

Потребность в общении, как считают  психологи, относится к числу  основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые жизненные потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества и как личности, условием его духовного и физического здоровья.

 

Выступая мощным потребителем энергии  человека, общение вместе с тем  является бесценным биостимулятором  его жизнедеятельности и духовных устремлений.

 

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

 

Ч «Контакт масок», то есть формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника.

 

Ч Формально-ролевое общение, в  котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными  ролями и общению.

 

Ч Светское общение является формальным, а его участники говорят то, что положено говорить в подобных случаях.

 

Ч Манипулятивное общение. Оно направлено на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия  на оппонента по общению в зависимости от его особенностей как личности.

 

Ч Духовное межличностное общение  между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности.

 

Ч Деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания  отношение и достижения общего результата.

 

В качестве субъектов общения может  выступать как индивидуум, так  и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть 4 цели:

 

Ч цель общения находится вне  самого взаимодействия субъектов;

 

Ч цель общения заключена в нём  самом;

 

Ч цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям  инициатора общения;

 

Ч цель общения - приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнёра.

 

Далее нас будет интересовать только деловое общение - общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

 

Деловое общение

 

 

Любое общее дело предполагает общение  и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения.

 

Деловое общение представляет собой  особую форму взаимодействия людей  в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнёрства между руководителями и подчинёнными, между коллегами, создаёт условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

 

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Спецификой является регламент - подчиненные установленным ограничениями, определенными национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

 

Виды делового общения по способу  обмена информацией делятся на устное и письменное. Устные виды, в свою очередь, подразделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам речи относят приветственную речь, торговую (реклама), информационную, доклад (на заседании, собрании).

 

Диалогические виды речи:

 

Ч деловой разговор (кратковременный  контакт, в основном на одну тему);

 

Ч деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений);

 

Ч переговоры (обсуждение с целью  заключения соглашения по какому-либо вопросу);

 

Ч интервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения);

 

Ч дискуссия;

 

Ч совещание (собрание);

 

Ч пресс-конференция, контактный деловой  разговор (непосредственный, «живой»  диалог);

 

Ч телефонный разговор.

 

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространёнными формами коммуникаций, их отличают непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

 

Письменные виды делового общения - это служебные документы: деловое  письмо, протокол, отчет, справка, докладная  и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

 

По содержание общение может  быть разделено на:

 

Ч материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

 

Ч когнитивное - обмен знаниями;

 

Ч мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

 

Ч деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

 

По средствам общения:

 

Ч непосредственное, которое осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.;

 

Ч опосредованное - связанное с  использованием специальных средств  и орудий (письма, телефакс и др.);

 

Ч прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг другом людей в самом  акте общения (телефонный разговор, прямой эфир и др.);

 

Ч косвенное - осуществляется через  посредников (другие люди).

 

Предметом делового общения является то дело, которым заняты люди в процессе деятельности, а не проблемы, затрагивающие их внутренний мир:

 

Содержание делового общения - социально-значимая совместная деятельность, которая предполагает согласованность действий, понимание  и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации.

 

Цели делового общения

 

 

Деловое общение приобретает первостепенное значение для людей, которые заняты в управлении. Как показывают исследования в области менеджмента, на коммуникацию и общение, по усреднённым данным, расходуется около 80-90% рабочего времени руководителей всех известных уровней.

 

Главной целью делового общения  является организация плодотворного  сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.

 

Другими словами, целью делового общения  можно назвать организацию и  оптимизацию определенного вида совместной деятельности.

 

Однако, помимо общей цели, в нём также можно выделить и личные цели, в той или иной степени реализуемые непосредственным участниками общения:

 

Ч стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей, что часто проявляется в уходе от ответственности, возложенной на работника;

 

Ч стремление к повышению своего жизненного уровня, улучшению своего материального  положения;

 

Ч стремление к власти, то есть стремление расширить  круг имеющихся полномочий, продвигаться только вверх по служебной лестнице, избавиться от отягощающего бремени иерархического контроля;

 

Ч стремление повысить свой престиж, что часто  сочетается со стремление укрепить престиж  занимаемой должности и самой  организации.

 

Но для  того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют два основных этико-психологических принципа делового общения, к которым относятся:

 

Ч принцип  создания условий для выявления  творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого можно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

 

Ч принцип  полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных  прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его прямой квалификации и полученного опыта.

 

Ценности  делового общения

 

 

Изучая  любую форму делового общения, мы сталкиваемся с его общими законами. Представим схему взаимоотношения  взаимодействия и развития. Основные элементы данной схемы: система взаимовлияния и человек. Идел человека - это то, что человек есть, и то, чего он делает, т.е. воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образце, становятся стимулом и регулятором его развития. Система взаимовлияния способствует развитию сознательной личности.

 

В процессе делового общения изучается своеобразие действия законов межличностных отношений, раскрываются специфические закономерности. Деловое общение предполагает регулирование производственных и непроизводственных отношений в условиях трудовой деятельности.

 

В деловом общении осуществляется взаиморазвитие субъектов общения. Сущность такого процесса находит свое выражение в степени сознательности и активности личности, участвующей в нём. Цель делового общения - развитие сотрудничества. Деловое общения является условием развития техники мышлеия и поведения, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

 

Зависимость от координации и взаимовлияния  гораздо шире, чем это обычно подразумевается, когда говорят об общении. Если бы не было эффективных процедур и приемов, мы не могли бы пользоваться никакими плодами цивилизации.

 

Поведение участников делового общения  должно быть проникнуто чистотой и  благородством. Развитие делового общения  состоит в совершенствовании  его субъектов, в превосходстве  их души и сердца, во внутренней красоте и высокой мере нравственности. В общении важно использовать аргументированность, правильный и всесторонний комментарий информации, полученной из печати, радио, телевидения и других источников, отбор и обощение необходимых фактов и событий, создание и формулирование собственной информации, интересующей собеседника. В деловом общении реализуется состязание умов, программ, проектов, положений.

 

Знания, их широта и глубина, кругозор, эрудиция обеспечивают гибкость и самомстоятельность мышления. Деловое общение обусловливает организацию мыслительной деятельности, заставляет его участников размышлять над той или иной проблемой, формировать свои взгляды и отношения, определеять своем место и назначение в производственной деятельности. Система взаимовлияния побуждает субъектов делового общения выполнять ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для общества товары и услуги. Вследствие этого развивается и совершенствуется механизм позитивного сотрудничества и координации в трудовом коллективе.

 

В деловом общении участники  предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу (т.е. пользу за вычетом всех возможных  затрат или потерь, связанных с  этими действиями). Каждый поступает, следуя личным интересам, в соответстии со сформулированными правилами, в зависимости от взаимодействия в деловом общении. Люди с высоким уровнем развития испытывают огромное удовлетворение, помогая другим. Существуют, к сожалению, и такие - вероятно, их немного - которые получают удовлетворение, вредя своим сотрудникам. Однако развитой личности удается правильно предсказывать поступки и совершенно незнакомых людей. Это оказывается полезным в тех случаях, когла требуется повлиять на поведение дргих людей.

 

Действуя в собственных интересах, участники делового общения создают возможности выбора и для своих оппонентов. Взаимовлияние есть процесс непрерывного взаимного прспособления к изменениям в выгоде, возникающим в результате их взаимодействия друг с другом. Эти действия изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возмодностями, что открываются перед другими людьми. Изменения щатрат и выгод могут побудить участников изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласовыннм с действиями других людей. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между участниками делового общения, который позволяет им обеспечить довлетворение своих потребностей, используя для этого доступные средства. Таким образом, во взаимодействии личных инеличных интересов и потребностей осуществляется рациональный выбор в деловом общении.

 

Предварительно взвесив ожидаемые  плюсы и минусы доступных вариантов, человек учится на своих ошибках  и, следовательно, старается их не повторть. Люди, преследуя свои интересы, приспосабливаются к поведению друг друга, хотя и соблюдают при этом принятые в обществе нормы и правила. Так сочетаются личные и общественные интересы участников делового общения. Важную часть правиил, регулирующих эти взаимодействия, составляют права собственности, которые разграничивают, что кому принадлежит. Права собственности и другие правила и нормы в конечном счете точно определяют, какой выбор совершат субъекты делового общения, преследуя свои интересы.

Информация о работе Деловое общение