Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:38, лекция

Описание работы

Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.docx

— 92.77 Кб (Скачать)

1)Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.   

 Новые экономические  и социальные условия побудили  к коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения.  Это обстоятельство выдвинуло  на первый план необходимость  обучения языковым формам делового  общения, необходимость повышения  лингвистической компетентности  лиц, вступающих в социально-правовые  отношения, руководящих действиями  людей. Лингвистическая компетентность  становится в рыночных условиях  непременным компонентом общепрофессиональной  подготовки менеджеров, муниципальных  служащих, референтов, руководителей  всех уровней.   

 Умение успешно вести  деловые переговоры, грамотно составить  текст документа, умение работать  с документами — важнейшие  составляющие профессиональной  культуры человека, принимающего  решения.   

 Низкая речевая культура  напрямую связана с низкой  эффективностью совещаний, переговоров,  параличом законов, которые часто  составлены так, что их просто  нельзя исполнить.   

 Культура речи является  экономической категорией. Высокая  речевая культура и развитая  экономика в передовых странах  неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

1. Специфические  особенности  делового  общения.   

 Деловое общение сегодня  проникает во все сферы общественной  жизни. В коммерческие, деловые  отношения вступают предприятия  всех форм собственности, частные  лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно  связана с успехом или неуспехом  в любом деле: науке, искусстве,  производстве, торговле. Что касается  менеджеров, предпринимателей, организаторов  производства, людей, занятых в  сфере управления, то коммуникативная  компетентность для представителей  этих профессий представляет  важнейшую часть профессионального  облика.   

 Менеджер — это  профессиональный коммуникатор, т.  е. человек, для которого речевая  деятельность является важнейшей  составляющей профессиональной  деятельности. Коммуникации в деятельности  менеджера занимают более 60% рабочего  времени. Поэтому достаточная  степень коммуникативной компетентности  — это необходимое условие успешной деятельности менеджера любого направления. Причем речь идет об особом типе общения, об управляемом общении.   

 «Бизнес — это умение  разговаривать с людьми», —  говорят предприимчивые американцы.    

 Один из выдающихся  менеджеров США, президент крупнейшего  в мире автогиганта, компании  «Форд и «Крайслер» Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» пишет: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общаться с ними».   

 Специфика делового  общения заключается в том,  что столкновение, взаимодействие  экономических интересов и социальное  регулирование осуществляются в  правовых рамках. Чаще всего люди  вступают в деловые отношения,  чтобы юридически оформить взаимодействия  в той или иной сфере. Идеальным  результатом взаимодействия и  правового оформления отношений  становятся партнерские отношения,  построенные на основах взаимного  уважения и доверия.   

 Другой специфической  особенностью делового общения  является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным  правилам и ограничениям.   

 Эти правила определяются  типом делового общения, его  формой, степенью официальности  и теми конкретными целями  и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.   

 Они фиксируются, оформляются  в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых  норм социального поведения, в  виде этикетных требований, ограничений  времен ной рамки общения.   

 Важная особенность  делового общения — это строгое  соблюдение его участниками ролевого  амплуа. В жизни мы постоянно исполняем, играем различные роли: жены, мужа, сына, дочери, гражданина, начальника, продавца, покупателя и т.д. В течение дня наши роли могут несколько раз меняться. То же происходит и в деловом общении. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.   

 К особенностям делового  общения относится и повышенная  ответственность участников за  его результат. Ведь успешное  деловое взаимодействие во многом  определяется выбранной стратегией  и тактикой общения, т. е.  умением правильно сформулировать  цели разговора, определить интересы  партнеров, выстроить обоснование  собственной позиции и т. д.  Если деловое общение проходит  неэффективно, это может привести  к провалу самого дела.   

 Поэтому в деловом  общении особую значимость приобретают  такие важные качества деловых  людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение  нравственно-этических норм и  принципов.   

 Деловое общение требует  и более строгого отношения  к использованшо его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

2)Основа деловой культуры

Если раньше речь шла о  деловой культуре как системе, существующей как бы безотносительно, отдельно от личности, то теперь рассмотрим её изнутри, с позиций личности делового человека.

Из широкого набора ценностей, значимых для человека в системе  деловой культуры, некоторые образуют ее внутренне связанное ядро, основу. Каждая из этих ценностей, в свою очередь, организует вокруг себя другие ценности, и таким образом складывается разветвленная система взаимосвязанных  элементов. Она является психологической  призмой, через которую человек  воспринимает мир, которая регулирует его деятельность и поведение. Как  показывают специальные исследования, деловая культура повсюду (безотносительно  к социокультурным особенностям) в своей психологической основе имеет отношения к людям, делу и природе.

Отношение к людям. Вьщающийся советский психолог Сергей Рубинштейн так определял психологическое значение этого отношения: «Отношение к окружающему - это прежде всего отношение индивида к тому, что составляет условия его жизни, но первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям». Знак отношения к людям - положительный или отрицательный - задается человеку в младенчестве, на бессознательном уровне, в его отношениях с матерью. От того, насколько бережно, любовно относится мать к ребенку, зависит то, в каком, образно говоря, свете, черном или белом, оптимистично или пессимистично, он воспринимает мир в целом, первоначально ощущаемый в виде хаоса впечатлений. Мать - первый человек, выделяющийся из этого хаоса. Отношения с этим первым человеком играют определяющую роль в последующей жизни младенца.

Не менее чем до двух лет дети смотрят на себя глазами  других людей и говорят о себе в третьем лице. Это так назы¬ваемое «отраженное Я», т.е. «Я» глазами других. Подрастая, усваивая в процессе общения массу запретов и предписаний, человек обретает не только представление о том, кто он такой, но и кто такие другие. С юных лет в человека впечатываются программы, по которым он распознает, кто «свой», а кто «чужой», кто «друг», а кто «враг», кто «хороший», а кто «плохой», кто может «помочь», а кто - «помешать». Обычно «свои» - это близкие в прямом и переносном смысле: родственники, одноклассники, соплеменники, соотечественники, «похожие на меня». Все «не такие» скорее имеют шанс быть зачисленными в категорию «чужих». Отношения к ним и с ними совсем иные, по сравнению с отношением к своим. Эта особенность человеческой психологии особенно ярко проявляется в социальных (особенно этнических) конфликтах.

Впоследствии усвоенные  в раннем детстве и процессе социализации (усвоения) социальные нормы и стандарты  в той или иной степени скажутся на людях, участвующих в деловых  отношениях. Деление других людей  на «своих» и «чужих» столь  живуче, потому что оно функционально. Оно разрешает внутренние моральные  конфликты, избавляет от угрызений  совести. Оно позволяет относиться к «другим» как к средству достижения целей своих или для «своих», что фактически легализует аморальное отношение к «чужим» и предписывает соблюдение моральных принципов  по отношению к «своим».

Таким образом, отношение  к людям является важнейшим элементом  деловой культуры. Будет ли она  ориентирована на конфронтацию или  сотрудничество, «войну или мир», зависит  от огромного количества исторических, географических, в целом социокультурных факторов, от культуры воспитания, привычек, традиций и т.п. Направление, тенденция к развитию той или иной ориентации зависят от важнейшей макрохарактеристики культуры, в рамках которой формируется деловая культура. В современных кросскультурных исследованиях она определяется как соотношение индивидуализма и коллективизма, присущих данной культуре в целом. Весьма ярко эта характеристика проявляется в русском языке, где хорошо известное и столь политизированное за последние десятилетия слово «товарищ» в течение веков означало «участник в совместном товарном деле», т.е. партнер, помощник, сотрудник.

Отношение к делу. Центральным для деловой культуры является вопрос об отношении к делу. Это отношение связано с отношением к способу распределения материальных благ и его итогу - богатству или нищете. Оно формируется в культуре данного общества в целом. Несмотря на все разнообразие оттенков, по существу, так же как в случае с индивидуализмом и коллективизмом, речь идет о шкале с двумя крайними полюсами. Один из них - распределение по социальному статусу (рождению, возрасту, положению в социальной иерархии). Другой -распределение по личным заслугам (труду, вкладу в общественное благосостояние и т.п.). Разумеется, то, как и кем определяются статус и вклад, что такое нищета и что такое богатство, каковы критерии успеха, зависит от типа социального устройства общества, идеологии, господствующей системы ценностей. Как бы то ни было, «быть здоровым и богатым» в любой культуре считается лучше, чем «быть бедным и больным».

В деловом мире успех определяется на первый взгляд просто - количеством  денег. Не случайно в США принято  выражение: «Этот человек стоит  столько-то миллионов», а в дореволюционной  России существовало аналогичное понятие  «миллионщик». При ближайшем рассмотрении, однако, нетрудно заметить, что способ, каким были заработаны миллионы, оказывается далеко не последним критерием при оценке успеха и богатства. Выражение «деньги не пахнут» весьма часто опровергается жизнью. Порой они «пахнут» настолько, что их владелец не может претендовать на искомый социальный статус или престиж и ему остается только мечтать, что, возможно, его дети все-таки получат на это право.

С другой стороны, во всех странах  мира выше всего ценятся богатство, созданное «с нуля», и self-made men - деловые люди, «сами себя сотворившие», «самородки», ставшие богатыми благодаря главным образом своим личным качествам и лишь отчасти - удаче.

Таким образом, отношение  делового человека к своему делу в  значительной степени зависит от того, каково отношение общества, в  котором он живет, к труду вообще как источнику благосостояния и  тому конкретному труду, которым  он пользуется как таким источником. Общеизвестно исторически сложившееся  различие в оценке труда физического  и умственного, интеллектуального, способностей, талантов. В самом  деловом сообществе повсеместно  ценится «деловая хватка» - умение заметить возможность заработать и быстро использовать эту ситуацию, «деловая сметка» - умение просчитать все «за» и «против».

Специфика деловой активности такова, что ее реализация требует  большой, если не полной, самоотдачи, любви  к своему делу. Оно требует полного  себе подчинения и в награду становится полем самореализации личностных качеств  человека. Иначе говоря, человек  с радостью становится слугой дела. Разумеется, далеко не у всех отношение  к делу достигает уровня страсти, но преуспевают гораздо чаще те, кому это все же удается.

Существует различие между  ценностями-целями и ценностями-средствами. Применительно к отношению к  делу это выражается в том, воспринимается ли оно как средство самореализации или как средство обретения материальных благ для каких-то других целей: материального  комфорта, доступа к политической власти, удовлетворения психологической  потребности в признании и  т.п. Для многих людей их дело есть продолжение их «Я», они сами.

В последние десятилетия  в один ряд с рассмотренными базовыми отношениями (к людям и делу) деловой  культуры встало еще одно - отношение  к природе.

 

7) Понятие корпоративной культуры и ее принципы

m Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Основные принципы культуры корпорации:

  • культурная корпорация - это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
  • это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
  • это организация, живущая по закону, а не "по понятиям";
  • это опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система;
  • это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, а следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход, может быть назван системным социально-психологическим подходом);
  • это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.

Информация о работе Деловое общение