Деловое общение как особый вид общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение делового общения как особого вида общения.

При выполнении контрольной работы необходимо решить следующие ряды задач:

раскрыть признаки делового общения и отличительные особенности.
рассмотреть виды и формы делового общения.
раскрыть особенности таких видов делового общения как: убеждающее, познавательное, экспрессивное, суббостивное, манипулятивное.

Содержание

Введение

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

титульник по эт.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: Деловое общение 

     НА  ТЕМУ: ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

       Введение

  1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

  2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику.

  3. Практическое задание.

      Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            Психологи считают основной (базовой) потребностью человека                    является общение. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

             Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Целью данной контрольной работы является изучение делового общения как особого вида общения.

При выполнении контрольной работы необходимо решить следующие ряды задач:

  1. раскрыть признаки делового общения и отличительные особенности.
  2. рассмотреть виды и формы делового общения.
  3. раскрыть особенности таких видов делового общения как: убеждающее, познавательное, экспрессивное, суббостивное, манипулятивное.
 
 
 
 

1. Отличительные особенности  и основные признаки  делового общения. 

        Деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

        Цель делового общения — направленность действий деловых партнеров на решение какой-либо социально значимой проблемы.

        Существуют особенности делового общения:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

          Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  • нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
  • наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

          Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

           Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

           Чтобы общение как взаимодействие происходило без проблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
  • Обсуждение интересующей проблемы;
  • Решение проблемы.
  • Завершение контакта (выход из него).
 

          Существуют признаки делового общения. Первым существенным признаком делового общения является то, что в объективной реальности деловое общение существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую-либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую правовую, педагогическую и т.д.) и является формой организации этой деятельности.

Второй  признак — заключается в том, что содержание общения определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, образовательных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, правовой, научной), составление бизнес-плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиями.            

          Именно предмет делового общения, определяющий его содержание, для деловых партнеров становится главной социально значимой целью общения.

          Третий признак — наличие в деловом общении взаимного психологического влияния деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения деловых партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в каждой из этих сторон могут проявляться свои, особые типы психологического влияния. К наиболее распространенным типам психологического влияния относятся убеждение, внушение, расположение, игнорирование, прошение, побуждение, подражание. Тип психологического влияния может определяться как структурой делового общения, так и конкретной деловой ситуацией. Что же касается средств психологического влияния, то они, как правило, используются на двух базовых уровнях: вербальном и невербальном.

          Наряду с этими существенными признаками деловому общению присущи и другие признаки, которые определяют его специфику и отличая

 от  других видов общения. Одним из них является то, что деловое общение служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Этому в значительной мере способствуют многообразные формы делового общения: деловые дискуссии, пресс-конференции, переговоры, презентации, совещания, и т.д. На их основе осуществляется развитие профессиональных качеств деловых партнеров и повышение их профессиональной компетентности.

           Важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций. По существу формально-ролевой принцип определяет коммуникативную среду общения деловых партнеров, направленность и субординацию их коммуникаций и делового взаимодействия. Особую роль при этом приобретают разного рода конвенциональные ограничения, которые определяют статусные рамки делового общения. К ним можно отнести социально-правовые нормы делового общения (трудовое право, трудовой договор, трудовой кодекс), моральные нормы (кодекс чести, деловой этикет), а также деловые традиции, существующие на предприятии, в учреждении, фирме, корпорации.

           Признаки делового общения следует рассматривать в целостном единстве и взаимосвязи. Ведь именно на основании признаков можно дать общее определение делового общения.

            Итак, повторим деловое общение — это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.

          Это общее определение позволяет учесть самые существенные характеристики делового общения и отличить его от других видов общения. Общение будет считаться деловым и в том случае, если хотя бы для одного из субъектов общения оно будет связано с реализацией его профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды и формы  делового общения.  Раскройте их отличия  и специфику.   

        По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

      Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

      К монологическим видам относятся:

- Приветственная  речь;

- Торговая  речь (реклама);

- Информационная  речь;

- Доклад (на заседании, собрании).

      Диалогические виды:

- Деловой  разговор - кратковременный контакт,  преимущественно на одну тему.

- Деловая  беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

- Переговоры - обсуждение с целью заключения  соглашения по какому - либо вопросу.

- Интервью - разговор с журналистом, предназначенный  для печати, радио, телевидения.

- Дискуссия;

- Совещание  (собрание);

- Пресс-конференция.

- Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

- Телефонный  разговор, исключающий невербальную  коммуникацию.

      В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

      Беседа  или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

      Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

      По  содержанию общение может быть разделено на:

- Материальное - обмен предметами и продуктами  деятельности;

- Когнитивное  - обмен знаниями;

- Мотивационное  - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

- Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

      По  средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных  органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

Информация о работе Деловое общение как особый вид общения