Барьеры делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. Деловое общение необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Нет профессий, не требующих общения. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами.

Содержание

1.Деловое общение, его принципы и правила.
2.Барьеры делового общения
2.1.Барьеры взаимодействия
2.2.Коммуникационные барьеры
2.3.Барьеры восприятия и понимания
3. Способы преодоления барьеров
Заключение

Работа содержит 1 файл

барьеры делового общения.docx

— 44.50 Кб (Скачать)

    а) для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику необходимо создать благоприятный психологический  фон ее восприятия. Это — ваша задача. Главное правило здесь  состоит в том, что всякое замечание  воспринимается легче, если оно следует  за одобрением. Очень хорошо использовать фразы типа:

    — Я благодарен вам за то, что вы с присущей вам прямотой поставили  этот вопрос. Однако...

    - Ваши  слова показывают, что вы искренне  переживаете за исход дела. И  все же...

    — В ваших словах есть рациональное зерно. Но, с другой стороны...

    б) прежде чем критиковать, укажите  на собственные ошибки. Вашему собеседнику  будет психологически легче выслушать  перечисление своих ошибок, если критикующий  начнет с признания, что сам не безупречен;

    в) разумнее самому признать свои недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны. Это хороший способ «обезоруживания» оппонента;

    г) если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте им понять, что идея, которую вы излагаете, принадлежит  этим людям.

    6. Речь. Профессионалы утверждают, что  в деловой беседе убеждают  не столько аргументы, сколько  форма их подачи. Убедительная  речь и убедительные аргументы  - разные вещи. Попробуйте во время  деловой беседы излагать самые  «сильные» аргументы скороговоркой,  сбивчиво, заикаясь, и вы увидите,  что они потеряют убеждающую  силу. Тон и темп речи, логические  паузы и т. д. — очень хорошие  средства, помогающие эффективно  строить коммуникативное взаимодействие. Для того чтобы овладеть ими  и поставить голос, требуются,  конечно, специальные занятия.  Начать их можно со следующего:

    а) изменяйте тон голоса, ведь монотонность «усыпляет», рассеивает внимание. Внезапное  повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу  на общем фоне;

    б) изменяйте темп речи — это придает  ей выразительность;

    в) делайте паузу до и после важной мысли;

    г) регулируйте громкость речи. Снижение громкости в «важном» месте разговора  — лучший способ привлечь внимание.

    7. Слова-ловушки. Опыт показывает, что использование некоторых  слов резко снижает эффективность  беседы. Лучшее, что можно сделать,  это исключить их из своего  лексикона. Что же это за  слова?

    а) слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится, вообще-то, в  общем-то, короче...

    б) обидные слова;

    в) слова «по случаю». Следует избегать высказываний типа:

    Я не специалист (даже если вы действительно  не специалист).

    Я, конечно, не оратор (такие слова может  позволить себе только профессиональный оратор, да и то в строго определенных случаях). Когда вы говорите это, у  вашего собеседника может возникнуть вопрос, стоит ли вас слушать дальше.

    Кроме того, совершенно недопустимы высказывания типа:

    — Давайте быстренько обсудим с  вами...

    — Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам — Если вы говорите так, то вы показываете, насколько  неважен для вас разговор и  обсуждение проблемы, не говоря уже  о вашем собеседнике.

    Таковы основные правила «техники безопасности» делового общения. 
 
 
 
 

    2. Виды барьеров в деловом общении 

    Деловое общение имеет три стороны  своего развития:

    1.  перцептивная сторона — проявляется  через восприятие, понимание и  оценку людьми друг друга. Во  многом восприятие происходит  под влиянием социальной личностной  установки, которая формируется  на основе прошлого опыта, национальных  и профессиональных стереотипов.

    2.  коммуникативная — взаимный обмен информацией между партнерами с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные и невербальные.

    3.  интерактивная — организация  взаимодействия между партнерами, которая определяется их личностными  состояниями.

    Исходя  из этого я буду рассматривать 3 вида барьеров в деловом общении:

     1. Барьер взаимодействия

     2. Коммуникативный барьер 

      3. Барьер понимания и восприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1.Барьеры  взаимодействия. 

      Мотивационный барьер возникает,  если у партнеров разные мотивы  вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии  общего дела, а другого интересует  только немедленная прибыль. В  таком случае лучше с самого  начала выяснить намерения друг  друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная  работа обречена на неудачу.

    Барьер  некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер  совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно  ввести его в курс дела, не подчеркивая  при этом свою большую осведомленность.

    Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.

    У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется  под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом  общении часто может возникать  барьер стилей общения. Содержание стиля  общения составляют

      - преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

 -  отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.)

-   отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

-    характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

    Как же сделать так, чтобы стиль общения  партнера не стал препятствием в общении  с ним? Необходимо осознать, что стиль  поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует  принимать, каким бы ни было наше отношение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Коммуникативные барьеры. 

    Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют разные типы коммуникативных  барьеров.

    Н.И. Шевандрин выделяет три формы барьеров:

    1) барьеры понимания:

    фонетический  барьер (невыразительная быстрая  или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

    стилистический  барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения  или стиля общения и актуального  психологического состояния партнера по общению);

    семантический барьер (различие в системах значений слов);

    логический  барьер (сложна и непонятна или  неправильная логика рассуждений, доказательств);

    2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные  и профессиональные различия, приводящие  к разной интерпретации понятий,  употребляемых в процессе общения);

    3) барьеры отношения (неприязнь,  недоверие к коммуникатору, которое  распространяется и на передаваемую им информацию).

    Самым простым примером фонетического  барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках. Фонетический барьер может возникнуть и между людьми, говорящими на одном  языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью.

    Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного. Семантический барьер может возникать  между людьми, являющимися носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они определяют стиль жизни  и мышления ее носителей. Субкультуры  отличаются по своим обычаям, нормам, ценностям и различным формам социального контроля.

    Стилистический  барьер определяется разностью стиля  подачи информации, т.е. разными приемами использования средств языка  для выражения мыслей. Можно говорить об экспрессивном стиле, характеризующемся  эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками. О логическом стиле, проявляющемся в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности  выражений и точной терминологии. Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга  человека как особым феноменом специфичности  левого и правого полушарий по отношению к различным психическим  функциям. Если стили общающихся совершенно не совпадают, то и взаимопонимание может быть затруднено. За различием стилей стоит отличие логико-понятийного мышления от образного. Образное мышление отражает явления целостно, без дробления и расчленения, а логико-понятийное мышление, наоборот, во всяком явлении видит множество сторон, свойств. Если образное мышление ориентируется на многие признаки одновременно, то логическое - на рассмотрение каждого признака отдельно и последовательно.

    При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие  стороны имеют разные представления  о существенных основаниях суждения. То, что значимо для одного, может  быть совершенно не важным для другого. Поэтому логические барьеры предопределяются не только непосредственно логикой, но и различными ориентациями субъектов  взаимодействия. Стилистический и логический барьеры весьма часто сочетаются, поскольку причины их возникновения  схожи.

    Выделяют  также барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные и др. Социальные барьеры определяются принадлежностью  субъектов взаимодействия к разным социальным слоям общества, партий или религий. Они также могут  зависеть от несовпадения общего уровня культурного развития субъектов взаимодействия .

    Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства  и эмоции. Если взаимодействующие  стороны испытывают чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие  барьеры не появляются. Люди склонны  с большим доверием отнестись  к информации, поступающей от тех, кто им нравится. В то же время  человек редко способен адекватно  воспринимать сообщение от лица, к  которому он испытывает негативные чувства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Барьеры восприятия и понимания.

    В деловом общении собеседников регулярно  возникают барьеры восприятия и понимания, основными из которых можно выделить следующие.

    Эстетический  барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо  одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают  к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие  к ведению разговора трудно.

    Комфортному общению может препятствовать и  разное социальное положение партнеров. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как  и я, ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для  волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».

Информация о работе Барьеры делового общения