А.С.Пушкин как оновоположник современного русского литературного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание работы

О русском литературном языке написано множество книг и статей. В них рассказывается и о его сложной и прихотливой истории, и о богатстве и выразительной силе этого величайшего национального достояния, и о той важной роли, которую играет русский литературный язык в нашей стране и на международной арене. Являясь живой связывающей нитью поколений, литературный язык впитал в себе все лучшее, здоровое из народной речи. Он воплощает мировоззрение русского народа, отражая, как в зеркале, достижения его национального духа и культуры.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------3
1. Пушкин В Истории Русской Литературы--------------------------------4
2. Биография-----------------------------------------------------------------------7
3. Гибель----------------------------------------------------------------------------9
4. Влияние Пушкина На Русскую Литературу-----------------------------12
Заключение------------------------------------------------------------------------15
Литература-------------------------------------------------------------------------16

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 279.07 Кб (Скачать)

     Лишь  в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить  у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с  И. Пушкин Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своём дневнике. Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позднее, в 1830-е гг. получил эпитет «Русский Байрон»

     В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора  Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I, коронованный 22 августа (ст. ст.).

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8

ИР.И310.29.И20.И25

8 сентября, сразу же  после прибытия, Пушкин  доставлен к царю  для личной аудиенции.  Поэту по возвращении  из ссылки гарантировалось  личное высочайшее  покровительство  и освобождение  от обычной цензуры.

     Именно  в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде  поэта, Абраме Ганнибале, и новой  поэмы «Полтава». В рамках одного поэтического произведения («Полтава») поэт объединил несколько серьёзных  тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и  драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию  Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая  тень, набросанная на все эти ужасы». Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков. В черновой рукописи статьи «Возражения критикам „Полтавы“» Пушкин писал:

     Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, та, в которой всё почти  оригинально (а мы из этого только и бьёмся, хоть это ещё и не главное), — «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха

     Весной 1836 года умерла Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние  дни её жизни, тяжело переносил эту  утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит  в Михайловское. В начале мая по издательским делам и для работы в архивах Пушкин приехал в  Москву. Он надеялся на сотрудничество в «Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Хомяков, Шевырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же Пушкин рассчитывал, что для журнала будет писать Белинский, находившийся в конфликте с Погодиным. Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с документами петровской эпохи займёт несколько месяцев. По настоянию жены, ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.

     ГИБЕЛЬ

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9

ИР.И310.29.И20.И25

Бесконечные переговоры с зятем  о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса  за его женой, повлекшее  за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого  состояния Пушкина  осенью 1836 года. 3 ноября его друзьям[43] был  разослан анонимный  пасквиль с оскорбительными  намёками в адрес  Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн, после двух встреч с Пушкиным добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К. К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д`Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.

     Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.

     Перед смертью Пушкин, приводя в порядок  свои дела, обменивался записками  с Императором Николаем I. Записки  передавали два человека:

     В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.

     Н. Ф. Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.

     Поэт  просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

     …жду  царского слова, чтобы умереть спокойно… 

     Государь: 

     Если  Бог не велит нам уже свидеться  на здешнем свете, посылаю тебе моё  прощение и мой последний совет  умереть христианином. О жене и  детях не беспокойся, я беру их на свои руки. 

     — Считается, что эту записку передал  Жуковский

     

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист 

ИР.И310.29.И20.И25

Николай видел в Пушкине  опасного «вождя вольнодумцев» (в  этой связи были ограничены народные выступления  в его память) и  впоследствии уверял, что он «насилу  довёл Пушкина  до кончины христианской», что не соответствовало  действительности: ещё  до получения царской  записки поэт, узнав  от врачей, что его  рана смертельна, послал за священником, чтобы  причаститься. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.

     Распоряжение  Государя:

     1. Заплатить долги.

      2. Заложенное имение отца очистить  от долга.

      3. Вдове пенсион и дочери по  замужество.

      4. Сыновей в пажи и по 1 500 рублей  на воспитание каждого по вступление  на службу.

      5. Сочинения издать на казённый  счёт в пользу вдовы и детей.

      6. Единовременно 10 000 рублей.

     По  желанию жены, Пушкина положили в  гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное  в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония  происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным  билетам.

     Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в  Исаакиевском соборе, — так было означено и на билетах, а между  тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое  предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и  выразил попечителю своё прискорбие по этому поводу. Русские не могут  оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием! Из дневника А. В. Никитенко.

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист 

ИР.И310.29.И20.И25

После гроб спустили в подвал, где он находился  до 3 февраля, до отправления  во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. В письме к губернатору Пскова Пещурову А. Н. Мордвинов по поручению Бенкендорфа и императора указывал на необходимость запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина.»

     Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы Пермагорова.

 

     ВЛИЯНИЕ ПУШКИНА НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист 

ИР.И310.29.И20.И25

Влияние всегда было огромно. Оно охватывает собой  все периоды последней, оно касается огромного  множества ее направлений. Уже в 20-х гг. под  явным влиянием Пушкин формировалась например русская романтическая поэма, к-рая своим существованием обязана ему в еще большей степени, чем Байрону. Под воздействием Пушкин росли и формировались и поэты-декабристы, напр. Рылеев; его «Войнаровский», «Наливайко» и ряд лирических опытов носят самые явные следы влияния Пушкина, хотя и при несомненном усилении гражданских мотивов («Знаю, — писал Пушкин о Рылееве, — что я его учитель в поэтическом языке, но он идет своей дорогой»). Еще большая организующая роль принадлежала Пушкин и в формировании «Плеяды», группы поэтов, объединенной вокруг него литературными взглядами и симпатиями. Члены «Плеяды», с одной стороны, оказывали несомненное влияние на творческий рост поэта, а с другой (и в еще большей степени) — испытывали на себе оплодотворяющее воздействие его гения. Таков бар. Дельвиг («друг Дельвиг, мой парнасский брат»), произведения к-рого в антологическом духе во многом созвучны антологическим опытам Пушкин Таков кн. Пушкин Вяземский, ближайший друг Пушкин и его лит-ый союзник (ср. ранние вольнолюбивые стихотворения Вяземского — «Петербург», «Негодование» и др., его позднейший «Первый снег» и др.). Таков Языков с его «хмельной» и «буйной» поэзией, к-рому в пушкинском творчестве находится аналогия в ряде стихотворений конца 10-х и начала 20-х гг. («Ты изумишься, как он развернулся и что из него будет» — пишет Пушкин о Языкове в 1825). Таков более других ценимый Пушкиным Баратынский — «певец финляндки молодой», «русский Гамлет» с его элегическими стихотворениями и философскими раздумьями, такими близкими по своему звучанию к пушкинской лирике второй половины 20-х гг. Все эти участники «Плеяды» расположены вокруг Пушкин — вокруг своего солнечного центра. Следует впрочем отметить, что в 30-х гг. это единство творческих устремлений слабеет: у отдельных участников «Плеяды» возникают особые идейные тенденции (славянофильство Языкова), другие уходят от поэзии (Баратынский), а оставшихся Пушкин перерастает в своем непрерывном творческом развитии. Влияние Пушкина конечно не ограничивается одной «Плеядой»: отметим исключительно оплодотворяющую роль, которую он сыграл в развитии Лермонтова — хотя последний и шел своим особым путем (чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить между собой «Онегина» и «Героя нашего времени», романтические поэмы Пушкин и лирику Лермонтова, строфику «Евгения Онегина» и «Казначейши», мотивы презрения к «свету» у Пушкина и у Лермонтова, не Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист 

ИР.И310.29.И20.И25

говоря  уже о прямых перепевах молодым Лермонтовым пушкинских мотивов и т. д. и мн. др.). Немалую роль играл Пушкин и в первый усадебно-рефлективный период творчества Огарева. Поистине исключительна роль его в становлении и развитии дворянской поэзии второй трети прошлого столетия. Поэзия гр. Е. Растопчиной, А. Майкова, А. Фета, Я. Полонского, Н. Щербины, позднее — Апухтина, Голенищева-Кутузова и др. вырастала из усадебной лирики П., из его индивидуалистических стихотворений 20-х гг., из его утверждения свободы поэтического «вдохновения» от запросов «черни». То, что для Пушкин было кратким этапом его эволюции, эти лирики возвели в принцип, сделали основой всего своего творчества. Своей усадебной и светской стороной творчество Пушкин оказывает определяющее воздействие на весь дворянский роман 40-60-х гг. Уже Гоголь, отличный от Пушкин по характеру своего дарования, был обязан ему фабулой «Ревизора» и «Мертвых душ». Пушкин горячо приветствовал повести Гоголя, хвалил «Тараса Бульбу», «начало коего достойно Вальтер-Скотта», и был потрясен «Мертвыми душами», превосходно понявши их глубоко трагическую сущность («Боже, как грустна наша Россия!»). Еще значительнее его воздействие на прозу Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Льва Толстого. Образ дворянского героя с его рефлексией, разочарованием, либерализмом выдвинула конечно социальная действительность; но в оформлении его исключительную роль сыграл Пушкин Влияние это многообразно — оно сказалось и на образах (Печорин, Рудин, Александр Адуев, Райский, Иртеньев и др. в своих лит-ых истоках во многом питаются Онегиным; Марфинька из «Обрыва» — Ольгой, Лиза Калитина — Татьяной) и на композиции усадебного романа с его психологическим анализом, усадебной бытописью, обилием пейзажных зарисовок и т. д. Под знаком Пушкин пишутся и поэтические опыты этих беллетристов: «Параша», «Помещик» Тургенева идут по прямой линии от шутливых поэм Пушкин Даже лит-ые направления, далекие от Пушкин по своей идейной и художественной устремленности, испытали на себе влияние его тем и образов: таков напр. Некрасов с его поэмой «Саша», содержащей традиционную, еще в «Онегине» намеченную антитезу разочарованного героя крепкой, почвенной героине. Равнодушный к усадебным и экзотическим сторонам пушкинского творчества, Достоевский во всех своих произведениях сохранил неизгладимую печать урбанистических произведений П.: от «Станционного смотрителя» и «Пиковой дамы» тянутся явственные нити к «Бедным людям», к «Подростку» и «Преступлению и наказанию». Под знаком Пушкин формировалась историческая драматургия 60-70-х гг., возглавлявшаяся Островским и Алексеем Толстым. Влияние Пушкин отразилось и на русских символистах — в творчестве А. Блока (в его петербургских стихах), В. Брюсова (см. например окончание им «Египетских ночей») и др. Символисты с особенной чуткостью восприняли те стороны пушкинского творчества, к-рые им были особенно созвучны, — урбанистические мотивы и особенно изображение Пушкин теневых, больных, «ночных» сторон человеческой психики. Они при этом декадентски переоценили П., подчеркнув в его творчестве те мотивы ущербности и распада, к-рые были характерны для «Пиковой дамы», отчасти для «маленьких трагедий», для лирических стихотворений вроде «Не дай мне бог сойти с ума» и т. д. Ощутив в себе тягу к этим произведениям, символисты поставили под знак этих произведений все творчество П., тем самым исказив его творческий облик.

Информация о работе А.С.Пушкин как оновоположник современного русского литературного языка