Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
Таким образом, в развитом виде этика состоит из:
теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях
практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2 ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Понятие и специфика этики
2.1 Профессиональные этические кодексы
3 ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовая этика.docx

— 51.81 Кб (Скачать)

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В этическом  кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного  нравственного выбора, позиции и  убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые  свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это  обусловлено тем, что этические  нормы государственного служащего  являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере  государственной службы. Высшие должностные  лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями.

Таким образом, профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система  моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения  должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих

Формирование  и рост профессионально-этического уровня государственного служащего  зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в  свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных  служб. [7 C. 193].

Пути  повышения этики государственных  служащих:

  1. создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
  2. повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;
  3. создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;
  4. осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
  5. обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;
  6. формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;
  7. соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

 

3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ

 

Предлагаемый  этический кодекс государственного служащего (Приложение А) позволит повысить этические нормы поведения государственных служащих. Кодекс основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Кодекс  выступает основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения  государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Кодекс  представляет собой свод общих принципов  профессиональной служебной этики  и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться  государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим

Целью Кодекса  является установление этических норм и правил служебного поведения государственных  и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих. Он призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих.

Знание  и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

Этический кодекс состоит из 4 глав, в каждой из которых регламентируются те или  иные важные аспекты этического поведения  государственных и муниципальных  служащих.

В первую главу Этического кодекса включены основные положения кодекса, такие как:

  1. Предмет и сфера действия кодекса.
  2. Цель Кодекса.

Во второй главе Этического кодекса изложены основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим. Она состоит из таких статей:

Статья 3. Основные принципы служебного поведения  государственных и муниципальных  служащих, - в которой рассматриваются  общие принципы поведения государственного служащего.

Статья 4. Соблюдение законности, регламентирует, на какие нормативно-правовые акты государственный служащий должен опираться в своей деятельности.

Статья 5. Требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.

Государственному  и муниципальному служащему запрещается  получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обращение со служебной информацией.

Статья  7. Этика поведения государственных и муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим. В этой статье регламентируются обще этические нормы поведения государственных и муниципальных служащий, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим.

В третьей  главе Этического кодекса даны рекомендательные этические правила служебного поведения государственных и муниципальных служащих.

Государственные служащие признаны способствовать своим  служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений  и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность  в общении с гражданами и коллегами.

Глава состоит  из 2 статей:

Статья 8. Служебное  поведение.

Статья 9. Внешний вид государственного и муниципального служащего:

внешний вид  государственного служащего при  исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

В четвертой  главе Этического кодекса оговаривается  ответственность за нарушение данного  кодекса:

Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности. 

Соблюдение  государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.  

Таким образом, пути совершенствования повышения  этического уровня государственного служащего  лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Теоретическое осмысление темы исследования позволило  сделать ряд выводов:

  1. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.
  2. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.
  3. Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
  4. Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.
  5. Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

Таким образом, основная проблема формирования этики  – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость  введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики  государственных служащих, путем  повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем  внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной  службы на благо общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.93, № 237.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих» (от 7 февраля 1995 г. №103). – М.: 2000. – 128 с.
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ 2003 № 1623, Ст.13 

4 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательств РФ 2003 № 2812 Ст.13

  1. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005..
  2. Атаманчук ГБ. Сущность государственной службы. М: Статус, 2008.
  3. Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. – 2006. – №4 С. 13 Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина – М., 2001 г.  Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001
  4. Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12
  5. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Нижний Новгород: Нимб, 2003.
  6. Иванов, В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 718 с.
  7. Иванов, В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. №5.
  8. Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007
  9. Курбатова, М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // М.Б. Курбатова. Управление персоналом. – 2004. – №12 (98)
  10. Сельцовский П.А. Кадровая политика в условиях кризиса системы государственного управления // Социально-гуманитарные знания, 2006. № 6.1.
  11. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. - М.: Статус, 2005
  12. Оболонский, А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. – 2-е изд. – М.: дело, 2000.
  13. Попов, В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева – М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003.

Информация о работе Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ