Зарубежный опыт развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране появилось новее поле деятельность для энергичных и предприимчивых людей – малый бизнес. Экономический интерес, энергия и изобретательность активных и предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес в РБ.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

 

       3.1 Понятие и признаки. 

     Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие  это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

    На  самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.

     Закон «О предприятиях в СССР» говорил  о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

 

       3.2 Роль и преимущества. 

     Переход к рыночной экономике потребует  изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих)

    Несмотря  на трудности в борьбе за выживание  и остроту конкуренции между фирмами, а также между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами : это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы , предприимчивость и динамизм.

    Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий  состоят в получении всех тех  прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие юридическое лицо. Создав предприятие юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

    К преимуществу малых предприятий  следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

    Также к преимуществам следует отнести  и обеспечение их материально техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

 

       3.3 Создание и деятельность. 

    Предприятие может быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

    Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.

    Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение об его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

    Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном  предприятии, а также на предприятии  смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

    Предприятие считается утвержденным и приобретает  права юридического лица со дня его  государственной регистрации.

     Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно правовую форму).

    Ликвидация  и реорганизация предприятия  производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

    Управление  предприятием осуществляется учредителем  являющийся высшим органом предприятия, юридического лица (вариант: на случай, когда учредителей несколько). Высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).

    Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

      Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития.

    Предприятия могут приобретать необходимые  ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым непротиворечащим законодательству способом по непротиворечащим законодательству ценам.

    Прибыль, остающаяся у предприятия после  уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем.

 

     IV. 4. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. 

     Рассмотрев  опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том, какие  же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.

     Для Республики Беларусь малый бизнес может стать как основой экономики, так в наших условиях он может быть и связующим звеном, которое будет обеспечивать бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

     Поэтому одним из решающих условий, способных  вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

     В 1999 году в России проводится Программа  государственной поддержки малого предпринимательства. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Целью Программы является увеличение вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методологического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. 

Организационная структура основных направлений государственной  поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. 

Рис 1.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     О распределении средств по Программе  государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь можно судить из таблицы (Приложение 2).

     В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Но  главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Информация о работе Зарубежный опыт развития малого бизнеса