Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целями создания малых и средних предприятий, или предприятий малого и среднего бизнеса, являются:
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.
1.1 Сущность, роль и значение малого и среднего бизнеса___________________________________________________________4
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6
1.3 Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства_______________________________________________9
1.4 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства______________________________________________10
2
2.1 _________________________________________________________13
2.2 _________________________________________________________17
3
3. _________________________________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3

1 Малый  и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.

1.1 Сущность, роль и значение малого и  среднего бизнеса___________________________________________________________4

1.2 Особенности   развития малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6

1.3 Принципы  государственной  поддержки малого  и среднего  предпринимательства_______________________________________________9

1.4 Проблемы  развития малого и среднего  предпринимательства______________________________________________10

2

2.1 _________________________________________________________13

2.2 _________________________________________________________17

3

3. _________________________________________________________24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31

Приложение  А___________________________________________________32  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

         В последние годы в Казахстане  получило динамичное развитие  предпринимательство, которое представляет  собой инициативную, самостоятельную,  осуществляемую от своего имени,  на свой риск, под свою имущественную   ответственность деятельность физических  лиц, направленных на получение прибыли.

         Так называемая малая и средняя  экономика  – важный сектор  полноценного рынка. Без малого  и среднего  бизнеса  невозможно  становление цивилизованной рыночной экономики.

         Целями  создания малых и средних   предприятий, или предприятий  малого и среднего  бизнеса, являются:

    • насыщение потребительского рынка  товарами;
    • преодоление отраслевого и регионального  монополизма;
    • расширение конкуренции;
    • создание материальной основы  для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих  предприятий;
    • укрепление экономической базы  местных органов власти; развитие  сел, небольших городов;
    • возрождение художественных промыслов.

         Малый и средний бизнес –  основа стабильного  гражданского  общества, и от его  развития  зависит благосостояние всех  казахстанцев. МСБ не только выполняет  огромную социальную роль, поддерживая  экономическую активность большей  части населения, но и обеспечивает  значительные налоговые поступления  в бюджет. В нынешней непростой  ситуации именно МСБ может  выступить в качестве стабилизатора,  а потому вправе рассчитывать  на соответствующее внимание общества и государства.

         Мировой опыт показывает, что  если государство  хочет развиваться  динамично  и устойчиво, то  его социально-экономические   программы должны обязательно  включать меры по стимулированию  малого и среднего бизнеса.  Сегодня в развитых странах  на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового  продукта (ВВП). А потому вполне  естественно, что правительства  этих государств уделяют первостепенное  внимание поддержке данного сектора.  В принципе казахстанский МСБ  движется в русле глобальных  тенденций, однако его доля  в экономике пока разительно  отличается от мировых критериев.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Малый и средний бизнес как   элементы структуры предпринимательства 

     1.1 Сущность, роль и значение малого  и среднего бизнеса 

         Термин  «бизнес» имеет английское  происхождение  и в языке  оригинала означает дело, деятельность, занятие.

         Бизнес  – самостоятельная, осуществляемая  на свой страх и риск и  под личную имущественную ответственность   деятельность отдельных граждан,  направленная на получение прибыли  или экономической  выгоды в иной форме.

         В одном из современных экономических   словарей сущность малого предприятия  трактуется следующим образом:  «Малое предприятие – небольшое  предприятие любой формы собственности,  характеризуемое, прежде всего  ограниченным числом работников  и занимающее крайне небольшую  долю, в общем, по стране, региону  объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

         В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность  частных  лиц и организаций,  т.е. бизнес основан  на частной,  негосударственной форме  собственности.  При этом все же не следует  отрицать наличие государственного бизнеса.

         К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере  деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится  к малому бизнесу.

         Предприниматели без образования  юридического лица также относятся к малому бизнесу.

         Экономика любого государства  не может нормально  развиваться  без оптимального сочетания   крупного, среднего и малого бизнеса.  Это доказывает вся история  экономического развития ведущих стран мира.

         Роль  и значение малого и  среднего  предпринимательства с  методической точки зрения,  необходимо  рассматривать с нескольких позиций:  экономической, научно-технической, социальной, политической.

         С экономической стороны роль  и  значение малого и среднего  бизнеса  можно определить  при помощи следующих показателей:

    • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом и среднем бизнесе;
    • доли национального дохода, создаваемого в малом и среднем бизнесе;
    • доли мелких и средних предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
    • доли трудоспособного населения, занятого в малом и среднем бизнесе;
    • доли малого и среднего бизнеса в экспорте продукции;
    • доли налогов, поступающих от малого и среднего бизнеса, в их общей величине;
    • доли основного капитала, функционирующего в малом среднем бизнесе;
    • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым и средним бизнесом, в общем их объеме и др.

         С увеличением значений этих  показателей, естественно, возрастает  роль малого и  среднего  бизнеса в экономике  страны.

     Развитие  малого и среднего бизнеса имеет  большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

    • этот бизнес позволяет заполнить все рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
    • для создания мелких и средних фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
    • развитие мелкого и среднего бизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
    • мелкие и средние предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
    • мелкие и средние фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
    • развитие мелкого и среднего бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
    • с развитием мелкого и среднего бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
    • малый и средний бизнес отличается от бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

         Социальная  значимость малого  и среднего бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития  бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

    • в снижении уровня безработицы;
    • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
    • в улучшении качества обслуживания;
    • в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего как средство самовыражения;
    • в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
    • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
    • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

         Социальная  значимость малого  и среднего бизнеса  имеет  и другие, самые различные   оттенки. 

         Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые и средние предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

         Эти и другие преимущества  предпринимательства  являются  стимуляторами для развития национальной  экономики, и поэтому  государство  обязано оказывать  существенную  поддержку развитию малого и  среднего бизнеса. 

     Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов  в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Особенности развития малого  и среднего бизнеса в Республике  Казахстан 

         Необходимо  признать, что в условиях трансформации  экономики Казахстана в период «перестройки»  и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую  роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

         Малые предприятия и в целом малый  бизнес наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%.

         Наибольшее  число активных предприятий  в  региональном разрезе по  состоянию  на 1 августа 2010 года  приходится на Южно-Казахстанскую  (20%), Алматинскую (17%), Восточно-Казахстанскую (10%) области. Другие регионы занимают: г.Алмата - 4 место (9%) и Атырауская, Кызылординская, Мангистауская области – 10 место (2%).

         По-прежнему сохраняется крайняя  неравномерность в распределении  зарегистрированных МП по областям  и регионам Казахстана. Наибольшее  количество зарегистрированных  в Южно-Казахстанской области,  г. Алматы и Алматинской области,   164068, 158745 и 113389 единиц соответственно.  

     Таблица 1 – Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства  на 1 января 2010 года

Количество  зарегистрированных субъектов малого предпринимательства                            на 1 января 2010 года
        единиц
  Всего в том  числе
юридических лиц индивидуальных  предпринимателей крестьянских (фермерских) хозяйств
1 2 3 4 5
Республика  Казахстан 1084170 213454 676 736 193 980
Акмолинская 47097 6314 35 997 4 786
Актюбинская 41534 8494 28 343 4 697
Алматинская 113389 9418 51 778 52 193
Атырауская 38886 6012 30 815 2 059
Западно-Казахстанская 35104 4238 26 386 4 480
Жамбылская 49965 5533 28 173 16 259
Карагандинская 69764 13401 49 588 6 775
Костанайская 56260 7395 42 778 6 087
Кызылординская 28508 3867 21 952 2 689
Мангистауская 44620 6533 36 892 1 195
Южно-Казахстанская 164068 18383 76 664 69 021
Павлодарская 37486 9073 24 756 3 657
Северо-Казахстанская 30455 4578 22 264 3 613
Восточно-Казахстанская 94990 12006 66 597 16 387
г.Астана 73299 24335 48 948 16
г.Алматы 158745 73874 84 805 66
         

Информация о работе Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства