Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Малые предприятия, как правило, относят к сфере рискового бизнеса, так как из каждых 10 выживают только 2-3. Часто их возглавляют ученые, инженеры, изобретатели, желающие как можно быстрее внедрить свои идеи, изобретения или разработки. Кроме того, малый бизнес позволяет решить и некоторые из социальных проблем, возникающих в условиях рыночного хозяйства, например проблемы занятости (безработицы), увеличения доходов, активизации творческого потенциала человека, его семьи или небольшой группы людей, объединенных общим интересом.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Условия существования малого бизнеса
2.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
2.3. Интеграция малого и крупного бизнеса
2.4. Финансовые источники поддержки малого бизнеса
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение

Работа содержит 1 файл

Реферат по Предпринимательству инет.doc

— 147.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету: «Основы предпринимательства»

на тему:

«Малый бизнес в России»

 

 

 

Выполнил:

 

Проверила

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

Содержание:

             

1.     Введение

2.     Основная часть

2.1.                     Условия существования малого бизнеса

2.2.                     Преимущества и недостатки малого бизнеса

2.3.                     Интеграция малого и крупного бизнеса

2.4.                     Финансовые источники поддержки малого бизнеса

3.     Заключение

4.     Список используемой литературы

5.     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Им принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры нашего общества, в решении социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их аппарата управления, неповоротливости в условиях рыночной экономики, отсутствия у них обратных связей с потребителями. Наличие малых предприятий в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует, на мой взгляд, более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда. Малые предприятия не должны подменять крупные, объективно возникающие на основе развития общественного производства и разделения труда и специализирующиеся на массовом, крупносерийном производстве. Экономическая структура любого производства имеет множество незаполненных ниш, в которых трудно "повернуться" крупным предприятиям: их деятельность здесь недостаточно эффективна в силу бюрократизации системы управления или чрезмерной монополизации рынка.

Малые предприятия, как правило, относят к сфере рискового бизнеса, так как из каждых 10 выживают только 2-3. Часто их возглавляют ученые, инженеры, изобретатели, желающие как можно быстрее внедрить свои идеи, изобретения или разработки. Кроме того, малый бизнес позволяет решить и некоторые из социальных проблем, возникающих в условиях рыночного хозяйства, например проблемы занятости (безработицы), увеличения доходов, активизации творческого потенциала человека, его семьи или небольшой группы людей, объединенных общим интересом.

Вместе с тем крупные фирмы на определенном этапе своего роста начинают страдать от так называемого "синдрома большого бизнеса", связанного с усложнением системы управления, падением ее эффективности в установлении прямых и обратных связей с окружающей средой, в реакции на запросы потребителей. В этом случае крупные фирмы сознательно упрощают структуру управления, освобождая ее от начинающей работать на себя бюрократической пирамиды вычленением нескольких малых предприятий и наделением их самостоятельностью. Эти малые предприятия дополняют большой бизнес, повышая его мобильность и эффективность.

Таким образом, малый бизнес возникает, как правило, либо самостоятельно, при поддержке государства и различных финансовых фондов, либо как зависимый от большого бизнеса, и нацелен на повышение эффективности последнего.

Когда речь заходит о малом предпринимательстве, малом бизнесе применительно к условиям стран с рыночной экономикой, то, пожалуй, ни у кого не возникает сомнений относительно того, что это такое.

Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: "Простой и даже сверхпростой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие, содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить более эффективно, чем более крупные фирмы, т.е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации". И далее он поясняет: "Существуют иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом".

Малое предприятие - это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков.

Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе, предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике.

Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика - быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, быстрое ее усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

2.1 Условия существования малого бизнеса

Исторический опыт развития малого предпринимательства в российской экономике свидетельствует о том, что малый бизнес не может развиваться, если не созданы условия вообще для функционирования предпринимательства, если не создано в экономике то, что называется предпринимательской средой и закреплено стабильностью экономики. Этот опыт свидетельствует и о том, что мелкое производство не может развиваться само по себе вне связи со всей системой экономических отношений. Малое предпринимательство не может развиваться в полном объеме при ограниченности его форм. Если какие-либо формы малого бизнеса игнорируются, не учитываются, сдерживаются, то деформируются и те, что разрешены. Вообще принудительный характер экономических отношений и малый бизнес – антиподы.

Для России становление и развитие малого предпринимательства -жизненно важная задача.

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т.е. реальное становление рынка: освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т.д. и т.п.

Становление предпринимательской среды предполагает не выбор отдельных сфер, где должно развиваться предпринимательство и не выделение отдельных предпринимательских структур, создание многообразных предпосылок для того, чтобы предпринимателем мог стать каждый, кто на это способен. Единственным приоритетом в развитии предпринимательства в современных условиях должно стать производство, что в принципе не означает осуждение, административное или экономическое, сдерживание других видов предпринимательской деятельности. Причем развитие многообразных форм предпринимательства должно сопровождаться постоянным отслеживанием и отработкой тактических шагов по стимулированию его определенных видов сугубо экономическими методами, иначе возникает опасность усиления теневых и криминальных процессов. Опасность этих процессов возникает также и тогда, когда ослаблено экономическое государственное регулирование, когда игнорируется учет стратегического выбора и выбираются неадекватные потребностям хозяйства тактические шаги. Роль государства в данном случае трудно переоценить, поскольку оно выбирает стратегию и тактику развития.

В основе тактических шагов государства должен лежать принцип наращивания предпринимательского опыта, укрепления и расширения предпринимательской среды, формирование предпринимательского менталитета как формы хозяйственной идеологии.

Развитие и поддержка малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью. В то же время при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики, преодоления спада производства, экономического и социального кризиса и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

Из опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников, с другой стороны, привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.

Нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм. Это выражается и в том, что крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структурируют свои подразделения в пользу мелких, во-первых. Во-вторых, это выражается и в том, что, опираясь на опыт предприятий малого бизнеса, крупные предприятия предоставляют своим подразделениям большие хозяйственные свободы, большую самостоятельность в выборе и принятии тактических решений. В-третьих, у крупных предприятий (впрочем, так же, как у малых) появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию (отношениям субподряда, венчурному финансированию, выполнению определенных заказов и т.п.). Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает положительный хозяйственный эффект.

С точки зрения отношений собственности, малые предприятия могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Но чтобы стать малыми предпринимательскими структурами, их деятельность должна, независимо от социальной принадлежности, носить отчетливо выраженный частно - предпринимательский характер. Если этого не будет, такие предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т.е. предприятий их окружающих, будет носить предпринимательский характер. Так вот, независимо от того, кто является собственником предприятия малого бизнеса - государство, кооператив, акционерное общество или частный владелец, он собственник и он руководит деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности за него и пускается на предпринимательский риск.

Единство собственника и управленца (соединение в одном лице) обеспечивает преимущества малого предпринимательства, его адаптивность к меняющимся условиям, быструю на них реакцию, эффективность хозяйствования.

Гибкость и мобильность малого бизнеса определяется небольшой численностью занятых в нем работников. Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном или интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосферы взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей предприятия, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т.е. основная часть тех начал, которые неприемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все. Мобильность важна не только в реакции на внешние условия, но и во внутренней структуре, быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект, чем подвижность внешняя. Однако для использования таких принципов во внутрихозяйственной организации и получения на их основе экономического эффекта в масштабе страны должно пройти достаточно много времени в становлении и развитии малого предпринимательства. Отсюда следует несколько выводов. Первый - нельзя напрямую заимствовать и переносить на неподготовленную почву организационные структуры малого предпринимательства других стран, в том числе и накопившие большой и эффективный опыт развития. Второй -предпринимательство - целая наука и в одночасье малое государственное предприятие не станет структурой малого бизнеса. Поэтому простое разделение крупного предприятия на более мелкие структурные части еще не означает становления малого бизнеса. Третий - при всей демократичности малого бизнеса, в его конкретной организационной структуре отношения собственности и управленческого начала должны быть отрегулированы правовыми методами. Четвертый - малым бизнесом могут заниматься любые собственники, но важно, чтобы отношения собственности были четко определены законодательными и правовыми актами.

Информация о работе Малый бизнес в России