Лицензирование Банковской Деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Роль банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное функционирование – неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики и политической стабильности в обществе.
Банковская система, будучи ключевым звеном рыночной экономики, представляет собой довольно сложный механизм, подверженный различным влияниям извне, а потому нуждающийся в надлежащем правовом регулировании и постоянном надзоре в целях обеспечения ее стабильности.
Негативные кризисные явления, происходящие в нашем обществе выявляют большое количество проблем, накопившихся в банковской системе. В их числе проблемы лицензирования банковской деятельности и надзора за исполнением банками и небанковскими кредитными организациями лицензионных требований и условий. Преодоление негативных последствий кризисных явлений вызывает необходимость совершенствования механизма и повышения качества лицензирования банковской деятельности.
Целью настоящей работы является рассмотрение целей и функций лицензирования банковской деятельности, понятия, признаков и видов банковских лицензий, а также порядка выдачи банковской лицензии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЛИЦЕНЗИЙ 9
3. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 32.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ  ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЛИЦЕНЗИЙ 9

3. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ  БАНКОВСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28 

ВВЕДЕНИЕ 

      Роль  банков в отечественной кредитно-финансовой  системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное функционирование  – неотъемлемое условие жизнеспособности  национальной экономики и политической  стабильности в обществе.

      Банковская  система, будучи ключевым звеном  рыночной экономики, представляет  собой довольно сложный механизм, подверженный различным влияниям  извне, а потому нуждающийся  в надлежащем правовом регулировании  и постоянном надзоре в целях  обеспечения ее стабильности.

      Негативные  кризисные явления, происходящие  в нашем обществе выявляют  большое количество проблем, накопившихся  в банковской системе. В их  числе проблемы лицензирования  банковской деятельности и надзора  за исполнением банками и небанковскими  кредитными организациями лицензионных  требований и условий. Преодоление  негативных последствий кризисных  явлений вызывает необходимость  совершенствования механизма и  повышения качества лицензирования  банковской деятельности.

      Целью  настоящей работы является рассмотрение  целей и функций лицензирования  банковской деятельности, понятия,  признаков и видов банковских  лицензий, а также порядка выдачи  банковской лицензии. 

1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ  ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

      В  юридической литературе еще задолго  до принятия законодательства  о лицензировании отдельных видов  деятельности был назван ряд  признаков, лежащих в основе  формирования перечня лицензируемых  видов деятельности: 1) опасность  конкретной деятельности для  неограниченного круга лиц, не  участвующих в ее осуществлении; 2) вовлечение ею в свою среду  неограниченного круга участников; 3) высокая доходность такой деятельности [1, с. 6]. Следовательно, институт лицензирования позволяет публичной власти в интересах всего общества в целом и каждого конкретного индивида в частности, находясь в рамках правового поля, обеспечить относительную безопасность потенциально опасной деятельности, не прибегая к каким-либо чрезвычайным методам и непопулярным мерам.

      Таким  образом, лицензирование – это  своего рода компромисс, позволяющий  гарантировать права и законные  интересы граждан и общества  в целом в условиях рыночной  экономики.

      Необходимость  лицензирования банковской деятельности  обусловлена тем, что банковская  деятельность в силу своей  специфики затрагивает интересы  широкого круга лиц. Так, граждане  наиболее часто испытывают потребность  в банковских услугах при оплате  в безналичной форме товаров,  работ, услуг. Размещения временно  свободных денежных средств, привлечении  потребительских кредитов. Юридические  лица и предприниматели, осуществляющие  свою деятельность без образования  юридического лица, нуждаются в  обслуживании своих расчетов  с контрагентами, получении финансовых  кредитов, эффективном размещении  временно свободных денежных  средств и в других банковских  услугах.

      Кроме  того, необходимость лицензирования  банковской деятельности обусловлена  потребностью обеспечения защиты  мелких вкладчиков и других  клиентов банков от некомпетентного  управления, а также защиты клиентов  банка от «системного риска»; необходимостью обеспечения доверия  вкладчиков и населения к финансово-кредитной  системе в целом и к кредитным  институтам в отдельности [2, с. 48-49].

      Конечно,  лицензирование не может полностью  устранить вероятность банкротства  отдельных кредитных организаций  и полностью застраховать от  разного рода потерь отдельных  кредиторов и вкладчиков. Однако  оно призвано посредством постоянного  надзора за соблюдением лицензионных  требований и условий ограничить  степень различных видов рисков, принимаемых на себя этими  кредитными организациями, то  есть предотвратить цепную реакцию,  когда крах одного или нескольких  финансово-кредитных институтов  может спровоцировать не только  кризис финансовой системы отдельной  страны, но и весьма негативные  последствия в международном  масштабе.

      Таким  образом, банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные  интересы неограниченного круга  субъектов, а во-вторых, в силу  своей специфики способна оказывать  решающее влияние на экономические  процессы в стране в целом.  Указанные обстоятельства являются  вполне закономерной предпосылкой  для установления в отношении  банков более строгих требований  в целях обеспечения общественной  безопасности по сравнению с  другими субъектами предпринимательской  деятельности.

      Введение  лицензирования банковской деятельности  обусловливает наличие системы  правил поведения в форме нормативных  предписаний, содержащихся как  в законах, так и подзаконных  актах, которая имеет своей  непосредственной целью разрешение  проведения банковских операций  лишь банкам, отвечающим установленным  требованиям. Поэтому при надлежащей  организации и функционировании  лицензионного механизма осуществление  банковской деятельности происходит  в достаточно жестких рамках.

      Исходя  из легального определения банковской  деятельности, закрепленного в ст. 12 Банковского кодекса Республики  Беларусь, она представляет собой  совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли [3].

      В  учебной литературе под банковской  деятельностью понимается упорядоченная  совокупность систематически осуществляемых  банками или небанковскими кредитными  организациями как участниками  единой банковской системы на  основании лицензии банковских  операций, направленных на извлечение  прибыли [1, с. 28].

      Нормы,  содержащиеся в Банковском кодексе  Республики Беларусь, призваны регулировать  общественные отношения, возникающие  при осуществлении банковской  деятельности, в результате чего  эти отношения становятся банковскими  правоотношениями. Состав правоотношения  образуют субъекты правоотношения, содержание правоотношения, объекты  правоотношения [4, с. 332].

      В  свете вышеизложенного представляется  возможным заключить, что нормы  банковского законодательства, регулирующие  вопросы лицензирования банковской  деятельности, направлены на достижение  следующих целей:

    утверждение единого перечня лицензируемых видов банковских операций и единообразного порядка, оснований и условий выдачи, приостановления, аннулирования и отзыва лицензий;

    защита клиентов банков, и в их числе прежде всего мелких вкладчиков, от некомпетентного управления и недобросовестного руководства;

    укрепление доверия населения и юридических лиц к финансово-кредитной системе в целом и отдельным банковским институтам в частности;

    обеспечение финансово-экономической стабильности  вобществе и государстве в целом [1, с. 9].

      Цели  введения норм о лицензировании  банковской деятельности определяют  и функции указанного института.  Их можно выделить шесть:

         • Легитимационная (придание  деятельности банка законного  основания). Лицензирование, наряду  с государственной регистрацией  кредитных организаций, является  формой легитимации последних.  Сущность легитимации применительно  к банковской сфере заключается  в подтверждении банком Республики  Беларусь законности осуществления  той или иной кредитной организацией  банковских операций и сделок. Следовательно, посредством лицензирования  кредитной организации придается  соответствующий правовой статус, а ее деятельности – законный  характер.

         • Элиминативная – отбор субъектов,  предполагающих осуществлять банковские  операции, посредством установления  системы требований экономического  и правового характера для  лиц, ходатайствующих о получении  соответствующей лицензии.

         • Регулирующая – устанавливаются  условия, которые банки обязаны  соблюдать в процессе своей  работы.

         • Контрольно-надзорная, закономерно  вытекающая из предыдущей, – осуществляется  надзор за соблюдением банками  лицензионных требований и условий  в процессе их деятельности с возможностью применения соответствующих мер принудительного воздействия к банкам-нарушителям.

         • Защитно-обеспечительная –  призвана гарантировать интересы  клиентов банка в случае его  краха и неразрывно связана  с отзывом банковской лицензии  и последующими процедурами банкротства.

         • Информационно-статистическая  – учет выданных и отозванных  лицензий в специальном реестре  [1, с. 9-10].

      Таким  образом, лицензирование банковской  деятельности можно рассматривать  как форму легитимации, заключающуюся  в установлении возможности проведения  банковских операций только при  наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого Национальным  банком Республики Беларусь при  соблюдении определенных требований  и условий. 

2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЛИЦЕНЗИЙ 

      Современный  термин «лицензия» происходит  от латинского «liceo», что означает  буквально «разрешаю». Отечественными  филологами лицензия обобщенно  понимается как разрешение, выданное  соответствующим органом, дающее  право на что-либо.

      До  настоящего времени банковское  законодательство не разработало  легального определения понятия  «банковская лицензия», что вряд  ли можно оценить положительно.

      Применительно  к предпринимательской деятельности  лицензия трактуется как специальное  разрешение на осуществление  вида деятельности при обязательном  соблюдении лицензионных требований  и условий, выданное лицензирующим  органом соискателю лицензии  или лицензиату [5].

      В  соответствии с п. 2 Положения  о лицензировании отдельных видов  деятельности, утвержденного Декретом  Президента Республики Беларусь  от 14.07.2003 г. № 17, лицензирование  – это комплекс реализуемых  государством мер, связанных с  выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или)  дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока  действия лицензий, прекращением  их действия, контролем за соблюдением  лицензиатами при осуществлении  лицензируемых видов деятельности  соответствующих лицензионных требований  и условий.

      С  учетом изложенного и специфики  банковской деятельности можно  выделить следующие признаки  лицензии, раскрывающие ее сущность.

      1. Официальность.  Лицензия является официальным  документом в силу следующих  обстоятельств:

      –  она выдается исключительно органами, уполномоченными государством на  ведение лицензионной деятельности;

      –  предусмотрен особый порядок  выдачи, переоформления, приостановления  действия и отзыва лицензии;

      –  введен особый контроль за  соблюдением условий, предусмотренных  лицензией, со стороны уполномоченных  органов;

      –  регламентирован специальный порядок  учета выданных, приостановленных  и аннулированных лицензий;

      –  установлена ответственность руководителей  и должностных лиц органов,  уполномоченных на ведение лицензионной  деятельности, за нарушение или  ненадлежащее исполнение порядка  ведения лицензионной деятельности [6, с. 211-212].

Информация о работе Лицензирование Банковской Деятельности