Лекция по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:40, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Предпринимательство"

Содержание

1. Обобщающие экономические показатели
2. Эффективность системы менеджмента
3. Важнейшие показатели эффективности предпринимательской деятельности
4. Влияние персонала на эффективность предпринимательской деятельности

Работа содержит 1 файл

УБ перевод №9.docx

— 19.62 Кб (Скачать)

Тема 9. Оценка эффективности бизнеса 
 
1. Обобщающие экономические показатели 
2. Эффективность системы менеджмента 
3. Важнейшие показатели эффективности предпринимательской деятельности 
4. Влияние персонала на эффективность предпринимательской деятельности 
 
1. Обобщающие экономические показатели 
 
Аналитическая оценка предпринимательской деятельности (бизнеса) должно опираться на соответствующую методическую основу. Однако в Украине не существует официальной и общепризнанной методики комплексной оценки результатов осуществления различных видов (типов) предпринимательской деятельности. Зато можно ориентироваться на разработки ученых-экономистов и Государственный стандарт Украины Системы менеджмента качества (ISO 9000:2000, IDT), (ISO 9001: 2000, IDT), (ISO 9004:2000, IDT). 
Начиная изучение программных вопросов темы, нужно прежде всего четко представлять, что оценка предпринимательской деятельности является функцией управления. Современный бизнес прежде всего основывается на менеджменте. Любое предприятие независимо от вида предпринимательской деятельности, формы собственности и организационно-правового статуса всегда требует определенной системы управления, задача которой состоит в оптимальной трансформации ресурсов предприятия для достижения поставленных целей. 
Результативность (effectiveness) Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (реализация целей, процессов, ресурсов). 
Экономический эффект - абсолютный экономический показатель отражающий разницу между достигнутым результатом и использованными ресурсами 
(Результаты-затраты) = (доходы-расходы) = (прибыль-затраты). 
Критерием измерения экономического эффекта в экономической системе является прибыль. 
Эффективность (efficiency) Соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами 
 
Эффективность производства - категория многоплановая, отдельные стороны результата (эффект) производства сравнивается с отдельными его факторами: производительность труда, трудоемкость продукта, фондоотдача, фондоемкость продукта, материалоотдача, материалоемкость продукта и другими. 
«Результативность» означает «делать правильные вещи», «экономический эффект» - «делать вещи окупая затраты и получая прибыль", "эффективность" - «делать вещи правильно». 
То есть сначала надо определиться с целевой направленностью нашей деятельности, а затем необходимо достичь поставленных целей минимальными средствами и получить наибольшую прибыль. 
 
2. Эффективность системы менеджмента 
 
Эффективность бизнеса в основном зависит от эффективности системы менеджмента. 
При оценке системы менеджмента, действующей в организации, следует различать экономическую, организационную и социальную эффективность. 
Экономическая эффективность менеджмента. Отражает экономические результаты деятельности организации за конкретной системы управления. С одной стороны, экономическую эффективность характеризуют показатели, отражающие построение и функционирование систем менеджмента. Это уровень автоматизации рабочих мест управленцев, уровень разработки инструктивного и нормативного материала, общий диапазон менеджмента, уровень технической вооруженности управленцев подобное. Вместе эффективность систем менеджмента характеризуется показателями, которые отражают результаты производственно-хозяйственной деятельности организации: величина прибыли, себестоимость, объем произведенной продукции, объем реализации продукции, рентабельность, фондоемкость, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициенты автономии, финансовой устойчивости, маневрирования, оборачиваемости и т.д.. 
Организационная эффективность менеджмента. Характеризует качество построения организации, ее системы управления, принятия решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения и т.д., ее оценивают по показателям, которые отражают качество построения организации и ее системы управления: уровень централизации функций управления, соотношение численности управленческих работников между различными уровнями управления, удельный вес руководителей в общей численности аппарата управления, коэффициент ланковости структуры менеджмента, скорость принятия решений и тому подобное. 
Социальная эффективность менеджмента. Отражает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирования корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности и причастности к целям организации, перспектив развития социальных институтов и т.п.. Социальную эффективность менеджмента можно оценивать с двух точек зрения. С одной стороны, ее оценивают по показателям, отражающих социально-культурную сферу функционирования организации: уровень трудовой дисциплины, уровень стабильности кадров, уровень развития социальной инфраструктуры на предприятии, уровень условий труда и тому подобное. С другой - за показателями, отражающими влияние на достижение производственно-хозяйственных результатов и удовлетворения потребностей рынка: производительность труда, зарплатовидцача, уровень удовлетворения потребностей потребителей и т.п.. Влияние организационных изменений и организационного развития на систему менеджмента и ее эффективность показано на рис. 4.3. 
Организационные изменения и организационное развитие влияют на эффективность менеджмента путем совершенствования управляющей и управляемой систем управления организацией. При этом экономическая эффективность менеджмента определяется, с одной стороны, как результат совершенствования управляющей и управляемой систем, с другой - на основе трансформации организационной и экономической эффективности. 
Упрощенно эффективность системы менеджмента определяется уровнем удовлетворения потребностей работников организации, потребителей и уровнем полученных результатов. Причем, как отмечает американский ученый Ч. Бернард, уровень удовлетворения потребностей каждого члена организации влияет на величину его вклада в достижение целей: если потребности не удовлетворяются, то работники уходят из системы как неэффективной. По организационной теорией Ч. Бернарда, только сочетание организационных потребностей с потребностями социолюдськои системы и их удовлетворение формировать эффективную и действенную систему менеджмента. 
 
3. Важнейшие показатели эффективности предпринимательской деятельности 
 
Наиболее широкой категорией является экономическая эффективность. 
Эффективность производства - категория многоплановая, отдельные стороны результата (эффект) производства сравнивается с отдельными его факторами: 
производительность труда = объем продукта / количество труда 
трудоемкость продукта = количество труда / объем продукта 
фондоотдача = объем продукта / основные производственные фонды 
фондоемкость продукта = основные производственные фонды / объем продукта 
материалоотдача = объем продукта / предметы труда 
материалоемкость продукта = предметы труда / объем продукта
 
 
4. Влияние персонала на эффективность предпринимательской деятельности

Увеличение  эффективности 
Уменьшение эффективности 
Наличие у руководителей и главных специалистов желание развивать и совершенствовать свое предприятие 
Отсутствие у руководителей и главных специалистов желание развивать и совершенствовать свое предприятие 
Поощрение руководством предприятия (не сопротивление) желание персонала совершенствовать свое предприятие 
Не поощрение руководством предприятия (наказания) желание персонала совершенствовать свое предприятие 
Высокая квалификация руководителей предприятия в области маркетинга (четкое понимание целей и задач, стоящих перед маркетингом и понимания долгосрочной основы возврата маркетинговых инвестиций) 
Непонимание или недооценка руководством предприятия сути маркетинга, его значение и роль на предприятии (нечеткое понимание возможностей маркетинга, ожидание поступления прибыли от маркетинга только в текущем периоде) 
 
Доведение до исполнителей реальной информации, целей и задач со стороны руководства (сознательное предоставление необходимой реальной информации) 
Доведение до исполнителей отвлекающей информации, несуществующих целей и задач со стороны руководства (умышленное или случайное сокрытия некоторой информации) 
Экономически обоснованные инвестиции в маркетинг и эффективное распределение ресурсов предприятия, качественное выполнение задач, возложенных на маркетинг персоналом 
Необоснованный распределение ресурсов руководством предприятия (не по назначению, вложение средств только для решения тактических, а не стратегических проблем *, не соблюдение необходимых объемов капиталовложений, неэффективная организационная структура) 
Понимание персоналом необходимости добросовестного отношения к труду 
 
Непонимание персоналом необходимости добросовестного отношения к труду 
Высокая квалификация персонала 
Низкая квалификация персонала 
Развитая корпоративная культура 
Не развита корпоративная культура 
 
Безошибочное планирование и внедрение мероприятий по эффективному использованию маркетинга в коллективе, который участвует в этой деятельности 
Ошибки при планировании и внедрении мероприятий по использованию маркетинга, подразумеваемые коллективом, который принимает участие в этой деятельности (неумышленные ошибки персонала или отсутствие мотивации труда) 
 Потеря квалификации лиц, участвующих в инновационной деятельности 
 Неоправданно низкая ответственность персонала за ошибки или не эффективные действия
Повышение квалификации лиц, участвующих в инновационной деятельности 
Потеря квалификации лиц, участвующих в инновационной деятельности 
Умная ответственность персонала за ошибки или не эффективные действия Неоправданно низкая ответственность персонала за ошибки или не эффективные действия

Информация о работе Лекция по "Предпринимательству"