Лекции по "Предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.

Учебные вопросы:
1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.
2. Психологические основы предпринимательства.
3. Понятие о культуре и этике предпринимательства.
4. Предпринимательская этика и этикет.

Работа содержит 11 файлов

Лекция 1 Введение в пред. деятельность.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭТИКУ И ПСИХОЛОГИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Лекция 1. Введение в этику и психологию предпринимательства: основные понятия.

 

Учебные вопросы:

1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.

2. Психологические основы предпринимательства.

3. Понятие о культуре и  этике предпринимательства.

4. Предпринимательская этика и этикет.

 

Литература

1.      Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; Сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. — М., 1990.

2.      Глущенко Е. В. и др. Основы предпринимательства: Учеб, пособие / Глушенко Е. В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. - М., 2006.

3.      Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства // Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. — М., 1995.-С. 82-102.

4.      Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России // Психологический журнал. — 1993. — 7.14. — №6. — С. 45-70.

 

1. Предпринимательство: понятие, сущность, основные характеристики.

 

Курс «Этика и психология предпринимательской деятельности» является достаточно узконаправленной практической дисциплиной и находится на стыке двух наук: экономики и психологии. Поэтому необходимо  дать определение самому понятию предпринимательства в рамках экономической науки, а затем рассмотреть психологические основы предпринимательства как особого вида деятельности. Таким образом, мы рассматриваем каждое понятие данной дисциплины с двух сторон: как с точки зрения экономики, так и с точки зрения психологии.

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном в начале XVIII в. для обозначения человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Данное определение исчерпывающе раскрывает сущность и содержание предпринимательства:

1. Смысл предпринимательской деятельности заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах.

2. Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

3. Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.

4. Занятие предпринимательской деятельностью – неотъемлемое право гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация).

5. Предпринимательская деятельность носит инициативный характер (предпринимателя не назначают, а им становятся).

6. Предпринимательство – это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность.

7. Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе (подобно деятельности летчика или военного). Риск здесь обусловлен возможностью понести убыток по не зависящим от предпринимателя причинам.

8. За последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство).

9.    Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.

10.             Роль государства ограничивается установлением «правил игры», контролем за их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.

Особо стоит остановиться на таких понятиях, как «бизнес» и «бизнесмен». «Бизнес» по-английски означает дело. Словари уточняют, о каком деле идет речь: имеется в виду экономическая деятельность, занятие, дающее прибыль. В российской практике слова «бизнес» и «бизнесмен» можно считать синонимами понятий «предпринимательская деятельность» и «предприниматель», тем более что в гражданском кодексе понятия «бизнес» и «бизнесмен» отсутствуют. Также необходимо обратить внимание на разграничение понятий: предприниматель / менеджер / лидер / руководитель / собственник через выявление специфических черт и функций.

В целом под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Признаки предпринимательства (по Шевченко):

1. самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;

2. личная экономическая заинтересованность;

3. ответственность;

4. хозяйственный риск;

5. новаторство, творческий поиск;

6. кратковременный, тактический способ действия.

Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

Для характеристики предпринимательства как экономической кате­гории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).

Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности). Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.

Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготов­ления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

2. Психологические основы предпринимательства.

Начиная с работ И. Шумпетера, в литературе делаются попытки определения предпринимателя не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, а как особого психологического типа человека, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой им экономической функции. Эта идея послужила мощным толчком к проведению психологических исследований, основной целью которых явился поиск тех специфических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций.

Американский психолог Д. Макклеланд, провел серию экспериментальных исследований, объектами которых выступали как студенты учебных заведений, так и предприниматели. Его книга «Общество достижения» (1961) явилась одной из первых серьезных попыток применения теории и методов психологической науки для анализа и решения проблем экономического развития.

Основная идея Д. Макклеланда заключалась в том, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения. Последнюю Д. Макклеланд определял как «соревнование с некими существующими стандартами». Мотивация достижения проявляется при следующих условиях:

                    ситуация поведения индивида характеризуется наличием определенных стандартов, по которым оценивается успешность или не успешность решения индивидом поставленных задач;

                    индивид рассматривает себя как субъекта, ответственного за результаты своего поведения;

                    достижение успеха в решении задачи не является заранее предрешенным, но связано с определенным уровнем риска.

В результате длительной серии лабораторных экспериментов Д. Макклеланд и его сотрудники пришли к выводу, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные предприниматели.

Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении. Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; интерес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при достижении успеха и его снижение при неудаче.

На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу, что предприниматели, люди, достигшие успехов в бизнесе, имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы - не предприниматели. Результаты эмпирических исследований, проведенных в ряде стран, подтвердили это предположение.

В более поздних исследованиях мотивации (Д. Аткинсон, X . Хекхаузен) стали различать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Для людей, мотивированных на достижение успеха, характерны: четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. Они предпочитают задачи средней трудности, а при неудачах они мобилизуют свои силы и повышают активность. Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в своих возможностях, возможность неудачи вызывает у них тревогу. Они нередко характеризуются неадекватной самооценкой (завышенной или заниженной), поэтому склонны выбирать или очень легкие, или очень трудные задачи. Успех повышает их активность, однако неудачи приводят к резкому ее снижению. Индивидуальные особенности мо­тивации личности определяются сочетанием того и другого типа мотивации в разной степени выраженности. По мнению многих исследователей, отличительной особенностью успешных предпринимателей является выраженное преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач. Практика психологического консультирования показывает, что с помощью специальных упражнений можно корректировать индивидуальные особенности мотивации человека, повышая его уверенность в себе и направленность на достижение успеха.

Дж. Роттер предложил различать людей по тому, где они преимущественно располагают (локализуют) факторы контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями. Люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля — экстерналы — склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами: благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т. д. Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами. Люди с преобладанием внутреннего (интервального) локуса контроля — интерналы, — напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи. Оценивая уровень экстернальности-интернальности с помощью специально разработанного опросника, Д. Роттер и другие исследователи показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими качествами как конформность, т. е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность. Люди с преобладанием интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. Результаты исследований подтвердили также связь интернальности с мотивацией достижения успеха. Эти данные легли в основу гипотезы, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности, чем профессионалы-непредприниматели, например, менеджеры. Результаты ряда эмпирических исследований (Р. Брокхаус, Д. Миллер и др.) подтвердили эту гипотезу. Они показали также, что менеджеры с более высокими оценками интернальности проявляют более высокую маркетинговую активность и более склонны к нововведениям в управлении производством.

Психология Лекция 2.Психология_предпринимательства.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 3 Личность предпринимателя.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 4. Деловое общение.doc

— 160.50 Кб (Открыть, Скачать)

Психология Лекция 5.Деловые конфликты.doc

— 113.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 1.doc

— 131.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 2.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 3.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 4. Речевой этикет.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 5.Воздействие на подчиненных.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Этика Лекция 6. Телефонный этикет .doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Предпринимательской деятельности"