Государственное регулирование образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Государственное управление образованием является одной из актуальных тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование образования..doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Введение.

Государственное управление образованием является одной из актуальных тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования.

 

Муниципальная система образования города Нижнего  Новгорода 

Общеобразовательная система города включает в себя 189 учреждений начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования. Число обучающихся и воспитанников в них составляет 104968 чел.

Среди приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений - создание условий обеспечения доступности  качественного образования с  целью максимального удовлетворения образовательных запросов населения и рынка труда города.

В Нижнем Новгороде создана гибкая многовариативная система профильного обучения на III ступени образования, обеспечивающая базу для получения качественного  профессионального образования. Также  действует система углублённого изучения отдельных предметов. Наибольшей популярностью у детей нашего города пользуются следующие предметы: английский язык, математика, физика, литература, биология.

В городе успешно проведена работа по подключению 187 общеобразовательных учреждений к сети Интернет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Одновременно могут находиться в сети Интернет 1498 учащихся. В настоящее время E-mail имеет 225 школ. В образовательных учреждениях разработано и постоянно обновляются 105 Web-сайтов.

Ежегодно  проводятся городские олимпиады  для учащихся школ по различным предметам. Также городские олимпиады по общеобразовательным предметам  проводятся совместно с ведущими ВУЗами города Нижнего Новгорода.

То, что  интеллектуальный потенциал школьников нашего города высок, свидетельствуют успехи на Всероссийских олимпиадах. Так, если в 2005 году победителей и призёров Всероссийских олимпиад было 10 человек, то в 2006 - 19, в 2007 - 21, в 2008 - 21, в 2009 - 19, а в 2010 – 26 человек.  

 

Дошкольное  образование

«Дошкольное образование в Нижегородской  области развивается лучше, чем  в ряде регионов России. Это отражают, в частности, показатели по охвату детей  дошкольными учреждениями. Если в  Нижегородской области детскими садами охвачено 72% детей, то в среднем по России этот показатель не достигает и 60%», - заявил Николай Бармин.

 «Конечно, острая социальная проблема нехватки  мест в детских дошкольных  учреждениях, характерная в целом  для России, еще не решена до  конца. Тем не менее, у нас в области реализуются 3 программы, направленные на сокращение дефицита мест, в том числе и введенная с этого года, новая для России, программа строительства семейных детских садов», - отметил Николай Бармин.

Ректор  НИРО подчеркнул, что особое внимание в Нижегородской области уделяется разработке современных методов и форм воспитательного процесса. «Три года назад в Нижегородской области было создано учебно-методическое пособие «Кроха», которое сегодня востребовано в детских учреждениях по всей стране. Также активно разрабатываются программы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, аналогов которым не найти ни в одном регионе», - подчеркнул Николай Бармин.

Как одно из направлений планомерной кадровой работы, проводимой в регионе, Бармин отметил проведение профессиональных конкурсов. «В отличие от других регионов у нас проходит 6 конкурсов среди учителей и воспитателей, причем 5 из них – инициативы Правительства области. Это, конечно, прекрасный стимул для повышения профессионального уровня педагогов и, кроме того, дополнительная материальная поддержка как отдельно взятых специалистов, так и образовательных учреждений. Поэтому каждый год участников конкурсов становится все больше и больше», - подытожил Николай Бармин. 

Нижегородцы предпочитают получать образование  в родном городе.

Насколько нижегородцы довольны образованием, которое им дают в родном городе, выяснили специалисты Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах». По их данным 88% жителей Нижнего Новгорода не собираются ехать за знаниями в Москву или за границу. Для сравнения: в столице довольных образованием меньше – 82%, в Санкт-Петербурге – 84%. Больше всего поклонников местной системы образования в Новосибирске: здесь 90% респондентов ответили, что предпочитают получать знания в родном городе.

Всего в исследовании приняли участие 6500 жителей российских городов-миллионников из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Уфы, Челябинска. В каждом городе было опрошено по 500 человек. 

 

В 2010 году в целях обеспечение доступных качественных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области Правительством Нижегородской области 13.09.2010 № 603 была утверждена областная целевая программа "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы" (далее – Программа), участие в которой приняли около 1500 молодых специалистов. Данная программа вступила в действие с 1 января 2011 года.

Концепция Программы предполагала привлечение молодых специалистов с целью обновления кадрового состава учреждений образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области.

Участие в Программе могли принять молодые специалисты, работающие в муниципальных и государственных учреждениях образования, являющиеся гражданами Российской Федерации, возраст которых не превышает 30 лет включительно, выпускники очной формы обучения учреждений высшего профессионального образования, принятые на работу на постоянной основе на педагогические должности и руководящие должности в учреждения образования, расположенные в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области, кроме городских округов городов: Нижний Новгород, Дзержинск, Саров в течение года после получения документа об образовании.

Механизмом  реализации областной целевой программы "Меры социальной поддержки молодых  специалистов Нижегородской области  на 2011-2023 годы" предусматриваются  следующие виды социальной поддержки:

- социальные  выплаты на погашение кредита  и процентов по нему на приобретение  транспортного средства и предварительные  расходы на получение кредита  (разовые затраты на начальном  этапе);

- социальные  выплаты на погашение кредита  и процентов по нему на строительство жилья и предварительные расходы на получение кредита (разовые затраты на начальном этапе).  

 

Департамент образования города Нижнего Новгорода 

1. Общие  положения

1.1. Департамент  образования (далее - департамент)  является структурным подразделением  администрации города Нижнего  Новгорода.

1.2. Департамент  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами Министерства образования и науки Российской Федерации, законодательством Нижегородской области, правовыми актами Городской Думы и администрации города Нижнего Новгорода, а также настоящим Положением.

1.3. Финансирование  деятельности департамента осуществляется  за счет средств бюджета города  Нижнего Новгорода.

1.4. Структура,  штатное расписание департамента  утверждается администрацией города Нижнего Новгорода.

1.5. Директор  департамента назначается и освобождается  от должности главой администрации  города Нижнего Новгорода.

1.6. Департамент  осуществляет свою деятельность  во взаимодействии со структурными  подразделениями администрации  города Нижнего Новгорода, администрациями районов города Нижнего Новгорода, Городской Думой города Нижнего Новгорода и другими органами.

1.7. Департамент  имеет лицевой счет в органах  казначейства, печать с изображением  государственного герба Российской  Федерации и своим наименованием, а также печати, штампы, бланки.

Департамент вправе осуществлять от имени администрации  города Нижнего Новгорода функции  учредителя муниципальных образовательных  учреждений города Нижнего Новгорода, установленные муниципальными правовыми актами. 

2. Задачи

Основными задачами департамента являются:

2.1. Организация  предоставления общедоступного  и бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  по основным общеобразовательным  программам, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

2.2. Организация  предоставления дополнительного  образования детям и обеспечение  деятельности муниципальных образовательных  учреждений в сфере воспитания  и дополнительного образования  детей.

2.3. Реализация  кадровой политики на территории  города Нижнего Новгорода в области образования.

2.4. Обеспечение  организационно-экономического механизма  функционирования образовательной  сети города Нижнего Новгорода.

2.5. Реализация  отдельных государственных полномочий  по организации и осуществлению  деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.

2.6. Реализация  полномочий по организации отдыха  и оздоровления детей. 

3. Функции

 В  соответствии с возложенными  задачами департамент осуществляет  следующие функции (их насчитывается более 50):

3.1. Координация  деятельности управлений образования  и социально-правовой защиты детства  администраций районов города, управления  дошкольного образования администрации  Автозаводского района города (далее  - районных управлений образования)  и муниципальных общеобразовательных учреждений, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования (далее по тексту МОУ).

3.2. Изучение  деятельности районных управлений  образования по организации предоставления  и МОУ по предоставлению общедоступного  и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

3.3. Изучение  деятельности районных управлений  образования и МОУ по вопросам  предоставления дополнительного  образования детям.

3.4. Изучение  деятельности районных управлений  образования, и муниципальных  общеобразовательных учреждений  по вопросам организации индивидуального  обучения больных детей на  дому.

3.5. Изучение  деятельности муниципальных общеобразовательных  учреждений по вопросам предоставления обучения в форме семейного образования гражданам, проживающим на территории города Нижнего Новгорода.

3.6 Изучение  деятельности районных управлений  образования и МОУ по исполнению  нормативно-правовых актов органов  местного самоуправления

Информация о работе Государственное регулирование образования