Государственное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

Содержание

Введение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼3
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼5
1.1. Понятие государственного предпринимательства ¼¼¼¼¼ 5
1.2. Роль государства в регулировании экономики¼¼¼¼¼¼¼7
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼9
2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 9
2.2. Методы государственного воздействия на рынок¼¼¼¼¼11
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼16
3.1. Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики ¼¼¼¼16
Заключение ¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 26
Литература¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼28

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 46.53 Кб (Скачать)

        2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ  МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

       2.1. Государственное  предпринимательство  в условиях рыночной  экономики

       На  протяжении ХХ столетия формировалась  и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее  значение государственный сектор в  экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети  валового национального продукта.

       Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит  в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как:

       · обеспечение необходимых темпов роста,

       · сглаживание циклических колебаний,

       · поддержание занятости,

       · стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

       Данная  форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий  и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

       Но  не только это: государства осваивают  программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные  инвестиции в экономику, в отдельных  странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства  ведутся фундаментальные научные  исследования.

       Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

       К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также 

    • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
    • помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
    • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
    • увеличение числа рабочих мест,
    • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
    • строительство очистных сооружений,
    • развитие фундаментальных научных исследований,
    • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

       Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру.

       Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

       1. Обеспечение развития базовых  отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование  новых отраслей.

       2. Стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное  прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического  прогресса с общенациональных  позиций. 

       3. Координация усилий общества  по охране и оздоровлению окружающей  среды. 

       4. Создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение. 

       5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп  населения, которые не могут  в полной мере заниматься общественно-полезным  трудом.

       6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы. 

       Ни  одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно  государства.[12]  

       2.2. Методы государственного воздействия на рынок

       Выполнение  сложных функций по регулированию  рыночных отношений может быть эффективным  в том случае, когда в руках  государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда  оно само экономически сильно.

       Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

    • свои расходы;
    • налогообложение;
    • регулирование;
    • государственное предпринимательство.

       Государственные расходы состоят из государственных  закупок, трансфертных платежей.

       Государственные закупки представляют собой, как  правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство  и содержание школ, автодорог, научных  центров и т.д.).

       Трансфертные  платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью  и т.д.

       Нужно заметить, что государственные закупки  вносят вклад в национальный доход  и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению  товаров. Они дают возможность гражданам  пользоваться общественными товарами.

       Трансфертные  платежи имеют другое значение: они  меняют структуру производства товаров  индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних  слоев населения, выплачиваются  другим. Однако те, кому предназначаются  трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение  структуры потребления.

       Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию  и различные выплаты населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы  построить подводную лодку или  проложить автомагистраль, государству  нужно приобрести на деньги необходимые  экономические ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая  вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

       Налогообложение - важный инструмент государственной  политики. Налоги - основной источник бюджетных  средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные  виды налогов. Одни из них носят видимый  характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку  накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства  косвенным путем в виде более  высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США  около 30 процентов всей стоимости  производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени.[13]

       В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди  общих принципов налоговой системы  можно выделить следующие:

       1. Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу  для операций государства в  экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему под свой  контроль практический весь совокупный  общественный спрос. 

       2. В движении капитала на разных  стадиях его кругооборота и  в различных сферах можно выделить  пункты изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.  Этот принцип не был достаточно  хорошо продуман при формировании  налоговой системы для переходного  периода к рыночной экономике  в странах СНГ. Здесь резкое  и скоротечное перераспределение  доходов происходило в сфере  коммерческого бизнеса, а вся  тяжесть налогового бремени оказалась  перенесенной в производственную  сферу. Во многом по этой  причине частное предпринимательство  в этой сфере не получило  развития.

       Существует  три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения  отношения суммы, взимаемой в  виде налога с дохода конкретного  работника к величине этого дохода:

    1. Пропорциональный  налог (сумма налога пропорциональна  доходу работника);

    2. Регрессивный  налог (в процентном отношении  налог взимается тем ниже, чем  выше доход работника);

    3. Прогрессивный  налог (в процентном отношении  чем выше доход, тем выше  налог).

       Наиболее  справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить потребности бюджета  и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

       При слишком высоких налоговых ставках  начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.[14]

       Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать  частные и общественные интересы. Оно осуществляется в 

       · законодательной,

       · налоговой,

       · кредитной,

       · субвенционной формах.

       Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные  законы.

       Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование  налогов и кредитов для воздействия  на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение  или расширение производства. При  изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства.

       Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным  отраслям либо предприятиям. К их числу  обычно относят отрасли, создающие  общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться  поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в  решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые  субсидии, которые предусматривают  расходование средств бюджета по строго определенным программам.

 

        3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

       3.1. Повышение эффективности  государственного  предпринимательства  как метода регулирования  экономики

      Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном  направлении. Поворот к рынку  в нашей стране поставил дилемму  двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону  рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической  модели. Однако независимо от этого  при любой рыночной модели возникает  вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия  на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства  в неё.

Информация о работе Государственное предпринимательство