Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Однако подобный экономический выигрыш возможен лишь при условии, когда сектор МСП достаточно развит, т.е. использует порядка половины трудовых ресурсов и создает порядка половины добавленной стоимости .Чтобы занять эти позиции, должны быть преодолены слабые стороны МСП по сравнению с крупным бизнесом, главными из которых является низкая конкурентоспособность сектора на рынке ресурсов - финансовых, производственных, трудовых, административных, и, как следствие, на рынке товаров и услуг. Сектор МСП получает возможность развития тогда, когда нивелируются его слабые стороны в сравнении с крупным бизнесом; создается предпринимательский климат, компенсирующий объективные ограничения МСП и стимулирующий его объективные преимущества.

Работа содержит 1 файл

Alimova.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Доля вынужденных предпринимателей достаточно высока: 50% для владельцев бизнеса не «старше» 3,5 лет. Индикатор вынужденного предпринимательства опосредованно характеризует всю систему поддержки как недостаточно развитую, когда предприимчивые люди зачастую предпочитают наемный труд собственному бизнесу, не находя нужные для успешного предпринимательства гарантии, инструменты, инфраструктуру.

Каждый третий/четвертый потенциальный  предприниматель, кто уже делает первые шаги к созданию собственного бизнеса, так и не становится действующим предпринимателем. Индикатор незавершенного старта негативно характеризует предпринимательский климата в России, его институциональную и инфраструктурную составляющие.

Увеличение вклада малого предпринимательства в рост занятости за счет развития действующих предприятий. Фактически, государственная политика в отношении предпринимательства, снижая барьеры входа в малый бизнес, сдерживает дальнейшее развитие. Малые предприятия со временем не только не перерастают в средние, но в большинстве не переходят границу микро-бизнеса. Количество занятых в малом предпринимательстве определяется не «продолжительностью жизни» и развитием действующих малых предприятий, а числом вновь созданных.

Политики поддержки  малых предприятий, имеющих потенциал роста, способствует переходу их в средний бизнес. На практике даже наиболее успешные малые предприятия не стремятся или не могут покинуть законодательно очерченные границы малого бизнеса в силу как высоких издержек перехода из одной категории в другую, так и отсутствия каких-либо специальных режимов, помогающих новичкам закрепиться в среднем бизнесе. Для малого предприятия альтернативой роста «по вертикали» является рост «по горизонтали» - создание сети малых предприятий, в совокупности образующих единый бизнес одного или группы собственников.

Сетевые малые предприятия  более крупные, рентабельные, имеют  более высокий инвестиционный, инновационный  и экспортный потенциал, более устойчивы  к  неблагоприятным изменениям бизнес-среды. Именно сетевые малые предприятия имеют реальный потенциал перехода в средний бизнес. Удерживают их, наряду с непроработанностью законодательно-нормативного поля для средних предприятий, дополнительные проблемы, свойственные для более крупного бизнеса и, соответственно, дополнительные затраты на их решение. Главные из этих проблем – обеспечение безопасности бизнеса, недобросовестная конкуренция, таможенные процедуры, получение и оформление земельных участков.

На протяжении последних  лет сохраняется тенденция и  пропорция перехода от отдельного малого предприятия к сетевому малому бизнесу (порядка трети предпринимателей одновременно владеют или руководят несколькими предприятиями). Масштаб спроса на государственную политику поддержки среднего бизнеса, а также экономический потенциал сетевого сегмента малого предпринимательства свидетельствуют, что эффект данной политики может быть значительным .

IV. Государственная политика в сфере предпринимательства (сохраняющиеся угрозы)

  • Сохраняется разрыв между заявляемыми направлениями поддержки предпринимательства и законодательным регулированием соответствующих сфер деятельности: законодательство отстает. Примеры: (a) финансирование мероприятий по развитию микрофинансирования в отсутствии закона о кредитной кооперации; (b) финансирование мероприятий по развитию инновационной деятельности в отсутствии закона об инновационной деятельности; (c) финансирование мероприятий, направленных на развитие среднего предпринимательства, в отсутствии критериев отнесения к средним предприятиям. Фактически весь период действия ведомственной программы МЭРТ по развитию малого и среднего предпринимательства объектом поддержки является только малый бизнес, и на субъектах малого предпринимательства проходят апробацию предложенные меры поддержки, в том числе, средних предприятий.
  • Сохраняется разрыв между действующим законодательством и правоприменительной практикой. Пример: чаще всего с проверками на МП приходят представители правоохранительных органов, в чьи функции это не входит [3].
  • Сохраняется и растет опасность просчетов политики из-за информационных ограничений. Роль информационной компоненты в разработке и реализации программ государственного регулирования и поддержки предпринимательства возросла в связи с реформированием бюджетного процесса, переходом на бюджетирование, ориентированное на результат, в рамках среднесрочного финансового планирования.
  • Сохраняется разрыв между заявленными целями, используемыми механизмами поддержки и наиболее вероятными результатами. Пример: одной из целей ведомственной программы развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ  РФ на 2005-2008гг. является стимулирование преодоления неоправданных региональных различий в развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Разработанный МЭРТ порядок конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на поддержку малого предпринимательства, фактически ориентирован на конкурсный отбор проектов поддержки, представленных регионами. Так как в число обязательных критериев отбора входит «региональный опыт практической реализации мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства» и «доля финансирования за счет средств помимо федерального бюджета», более бедные регионы, являющиеся аутсайдерами в поддержке предпринимательства, имеют все шансы увеличить отставание от регионов – лидеров .
  • Сохраняется опасность несовпадения запланированных результатов государственной политики и фактических показателей. Вполне вероятно, что прогнозируемые показатели Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу применительно к предпринимательству не будут достигнуты. В Программе заложено увеличение числа МП в 2008г. по отношению к 2004г. на 34,7%; по данным Росстата за 2005г. число МП в РФ выросло на 2,7%, достигнув 979,3 тыс.

 

Список использованной литературы:

  1. Обследование ОЭСР в трех регионах РФ, «Экономические обзоры ОЭСР, 2001-2001, Российская Федерация»;
  2. Конкурентоспособность и деловой климат России, ГУ-ВШЭ и Всемирный Банк, 2005-2006;
  3. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России, ОПОРА и ВЦИОМ, 2006;
  4. Предпринимательский потенциал российского общества: GEM Russia, 2006, ГУ-ВШЭ;
  5. Исследование Всемирного банка «Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза», Москва, 2002;
  6. А.В.Демидов. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в современных условиях (диссертация на соискание ученой степени к.э.н.), РАГС, Москва, 2007;
  7. Инновационные процессы в малом предпринимательстве, Ресурсный центр малого предпринимательства, Москва, 1998;
  8. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ РФ на 2005-2008гг.  

Информация о работе Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки