Государственная поддержка малого бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.

Содержание

Введение 2
1. Сущность малого бизнеса 3
2. Роль малого бизнеса в экономике 8
3. Проблемы малого бизнеса в российской экономике 11
4. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России 14
4.1. Прямая поддержка малого бизнеса 14
4.2. Косвенная поддержка малого бизнеса 17
4.3. Применение опыта зарубежных стран 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в РФ.docx

— 57.24 Кб (Скачать)

     Но  самая важная роль малых предприятий  заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают  условия для увеличения рабочих  мест. Это подтверждается и современным  характером экономического развития промышленно  развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой  технологией приходится одно или  два рабочих места.

     Малым бизнесом необязательно должно являться целое предприятие, им является и  небольшая торговая точка, при организации  которой не требуется образования  юридического лица.

     Таким образом, малый бизнес даёт многим людям  возможность организации своего дела, а государству помогает в  сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству  крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается  за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться  друг без друга. Малое предпринимательство  способствует формированию рыночной структуры  экономики и конкурентной среды.

     Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу  происходит создание новых рабочих  мест и тем самым расширение занятости  и сокращение безработицы. Малое  предпринимательство насыщает рынок  разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза  доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство  заинтересовано в создании благоприятных  правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

     Из  этого всего можно сделать  вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и  важнейшим фактором занятости и  источником доходов населения, обеспечения  национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство –  жизненно важный фактор экономики.

 

  1. Проблемы  малого бизнеса в  российской экономике
 

     Сегодня у малого бизнеса много крупных  проблем, таких как проблемы роста  конкурентоспособности и глобализации.

     В наше время современное мировое  хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

     Для защиты своих национальных ценностей  в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с  теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового  пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной  торговли, устанавливаемые Всемирной  торговой организацией (ВТО).

     При всей противоречивости результатов  глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и  Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия  и другие - в целом извлекают  из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка  развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и  надёжной системы защиты прав и интересов  предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.

     В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:

     – несовершенстве правовых основ и  высоком уровне налогообложения, отсутствии законодательной базы и правовых гарантий. В законе «О поддержке  малого предпринимательства» закреплена обязанность исполнительной власти всех уровней разрабатывать и  осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения  субъектами малого предпринимательства  экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и  иной информации, необходимой для  их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд – не менее 15% от общего объёма поставок. Таким путём предполагается создать гарантированный рынок сбыта для высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не всё из вышеперечисленного работает в настоящее время, так как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в деталях процедура защиты прав и интересов малого предпринимательства на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных нужд и не указана мера ответственности государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

     – негативном отношении определённой части населения, связывающей предпринимательство  напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства  у этой части населения создаётся  неправильное впечатление о его  деятельности, из чего и следует  появление негативного отношения  к этому виду предпринимательства.

     – экономической и политической нестабильности в обществе;

     – несовершенстве банковской и кредитной  систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и  низкий круг источников финансирования2.

     В России малый бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно, то есть в центральном  регионе и в регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в  регионах с наиболее благоприятной  средой для создания и развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и  расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому  немалое количество областей и часть  автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и её невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

     Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

     Из  этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса  в России - это совершенствование  правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование  банковской и кредитных систем.

     Решительную помощь в этих областях может и  должно оказывать государство.

 

  1. Меры  государственной  поддержки малого бизнеса в России
    1.   Прямая поддержка малого бизнеса
 

     Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

     Приоритетными отраслями в различных странах  Европейского Союза признаны также  дорожное строительство и местный  транспорт; заготовка, хранение и переработка  местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и  местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

     Следует отметить, что доля этих субсидий в  национальном бюджете постоянно  сокращается. В России они также  не могут служить основным средством  поддержки малого бизнеса, потому что  способствуют коррупции. Исключением  на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В  Российской Федерации, где 37 % населения  проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

     Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса  включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

     В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства  чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе  основных фондов для залога.

     Необходимо  также поддерживать региональные малые  и средние банки, работающие с  малым бизнесом, удешевлять кредитные  ресурсы путем снижения фондов обязательного  резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.

     Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

     Упрощенная  система налогообложения позволила  фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов  рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы  между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы  на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего  малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить  сферу применения инвестиционного  кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного  региона сферах деятельности.

     Во  всех случаях льготы должны предоставляться  не с момента регистрации, а при  фактическом начале хозяйственной  деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.

 

    1. Косвенная поддержка  малого бизнеса
 

     Косвенная поддержка малого бизнеса стала  в развитых зарубежных странах основой  создания благоприятной внешней  среды для его развития.

     Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг3 главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в РФ