Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, контрольная работа
Целью работы является исследование антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и виды монополистической деятельности……………………….. 4
2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления ..……………………………………………………
10
3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции……………………….. 13
4 Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………….. 24
3. Монополии,
возникающие в результате
Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т. п. (п. 1 ст. 138ГК РФ).
Субъект предпринимательской
деятельности может занимать монопольное
положение на рынке по использованию
этих объектов исходя из самого факта
юридического признания за ним статуса
их обладателя (например, обладатели патентов
на изобретения, промышленные образцы
или свидетельств о регистрации
товарных знаков). Обладание правами
на подобные объекты ставит субъекта
предпринимательской
2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления
Особенность российского
антимонопольного законодательства состоит
в том, что его запреты
В зависимости от числа участников монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие разновидности [19.С.39]:
1) Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:
а) ограничение
самостоятельности
б) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;
в) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;
г) введение ограничений
на создание новых хозяйствующих
субъектов в какой-либо сфере
деятельности, а также установление
запретов на осуществление отдельных
видов деятельности или производство
определенных видов товаров, за исключением
случаев, установленных
д) необоснованное создание препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
е) установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
ж) выдачу хозяйствующим
субъектам указания о первоочередной
поставке товаров (выполнении работ, оказании
услуг) определенному кругу
з) создание необоснованных
препятствий для создания новых
хозяйствующих субъектов в
2) Коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) является уполномоченным
федеральным органом
Помимо этого,
ФАС России осуществляет контроль за
соблюдением законодательства о
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и
ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации[22].
3 Понятие и формы
Под недобросовестной
конкуренцией понимаются любые направленные
на приобретение преимуществ в
Признаки недобросовестной конкуренции [17.С.28]:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия
будут рассматриваться как
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных
действий субъектов недобросовестной
конкуренции является приобретение
преимуществ в
д) в результате
действий конкурентам могут быть
причинены убытки или нанесен
ущерб их деловой репутации. Достаточно
лишь потенциальной угрозы причинения
убытков или нанесения ущерба
деловой репутации для
Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:
1) распространение
ложных, неточных или искаженных
сведений, способных причинить убытки
другому хозяйствующему
2) введение потребителя
в заблуждение относительно
3) некорректное
сравнение хозяйствующим
4) продажа товаров
с незаконным использованием
результатов интеллектуальной
5) получение,
использование, разглашение
Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим [17.С.29].
4 Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства
Антимонопольное законодательство
представляет собой систему нормативно-
Проблема необходимости
государственного
Антимонопольная политика
государства осуществляется
Однако большая роль
в регулировании конкурентного
рынка принадлежит праву,
Антимонопольное
Основополагающим элементом
антимонопольного
Особое место в
Из федеральных законов,
имеющих существенное значение
для антимонопольного
Правоотношения, регулируемые
антимонопольным
К административным
можно отнести те нормы,
Цели антимонопольного
законодательства реализуются
Территориальные органы Министерства по антимонопольной политике создаются в основном в субъектах Российской Федерации. Федеральный антимонопольный орган наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах компетенции.
Применение норм
Информация о работе Антимонопольное регулирование рыночных отношений