Финансовый анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать основные направления оценки финансового состояния предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать сущность и методы финансового анализа; изучить важнейшие показатели финансового состояния предприятия; рассмотреть применение финансовой отчетности для оценки предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа финансового состояния хозяйствующих субъектов
1.1 Сущность, предмет цели, задачи и принципы финансового состояния предприятия
1.2 Виды и информационные источники экономического анализа
1.3 Основные приемы и методы финансового анализа
2. Методика проведения комплексного анализа предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Пример7.docx

— 145.07 Кб (Скачать)

Таблица 1. Принципы анализа

Независимо от того, в какой сфере производства осуществляется деятельность предприятия, конечная цель не меняется. Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

-  решения по вложению капиталов (ресурсов);

-  операции, проводимые с помощью этих ресурсов;

-  определение финансовой структуры деятельности предприятия. 

1.2 Виды, информационные  источники и методы  финансового анализа

Основная цель финансового анализа – получение  ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Классификация экономического анализа важна для  правильного понимания его содержания и задач, для организации аналитического процесса.

На практике отдельные виды встречаются редко, но необходимо знать их методы.

Таблица 2. Виды экономического анализа

Признаки Характеристика
1. Отраслевой
а) отраслевой проводится  с учётом специфики отдельных  отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля и т.д.).
б) межотраслевой применяется во всех отраслях как теоретическая  и методологическая основа анализа
2. Признак времени
а) предварительный (прогнозный) проводится  до осуществления хозяйственных  операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий
б) последующий (ретроспективный)

-  оперативный

(ситуационный)

-  итоговый)

проводится  после совершения хозяйственных  операций для оценки результатов  деятельности и уровня рисков

-  в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций;

-  охватывает конкретные участки деятельности

- за отчётный  период времени (месяц, квартал,  год).

3. Пространственный
а) внутрихозяйственный изучает деятельность одного предприятия и его структурных  подразделений
б) межхозяйственный сравнивается  деятельность двух и более предприятий
4. По объектам управления
а) технико-экономический изучает взаимодействие технических и экономических  процессов и их влияние на результаты (выпуск продукции, совершенствование  техники, технологии и организации  производства); широко используются натуральные и трудовые показатели.
б) финансовый изучение, диагностика  и прогнозирование финансового  состояния по данным бухгалтерской  отчетности
в) управленческий включает внутрихозяйственный  производственный и финансовый анализ в целях планирования, контроля и  принятия эффективных управленческих решений
г) социально-экономический изучает взаимосвязь  социальных и экономических процессов, их влияние на результаты хозяйственной  деятельности; проводится экономическими службами и статистическими органами
д) экономико-статистический изучает массовые общественные явления на разных уровнях  управления (отрасли, регионы)
е) экономико-экологический проводится  с целью исследования взаимодействия экономических и экологических  процессов, связанных с сохранением  и улучшением окружающей среды и  затратами на экологию
ж) маркетинговый применяется для  изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сбыта, конкурентоспособности  продукции, спроса и предложения, определения  ценовой политики
з) инвестиционный используется  для оценки и эффективности долгосрочных вложений (капитальных и финансовых) с целью увеличения прибыли и  рыночной устойчивости
5. По методике исследования объектов
а) сопоставительный применяется для  сравнения отчётных показателей  с плановыми, прошлыми годами, данными  передовых предприятий
б) факторный выявляет факторы  и величину их влияния на уровень  результативных показателей
в) функционально-стоимостной представляет  метод выявления резервов и предупреждение лишних затрат в процессе производства
г) маржинальный метод оценки и  обоснования эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли, и деления затрат на постоянные и  переменные
д) экономико-математический необходим для  выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления  резервов повышения эффективности  производства за счёт более полного  использования ресурсов
6. По субъектам (пользователям):
а) внутренний осуществляется  непосредственно на предприятии
б) внешний проводится  на основании финансовой и статистической отчётности банками, акционерами, инвесторами
7. По содержанию программы
а) комплексный деятельность  субъекта хозяйствования изучается  как целенаправленное единое целое, т.е. в системе
б) тематический охватывает  отдельные стороны хозяйственной  деятельности, представляющие в определённый момент наибольший интерес (напр. использование  материальных ресурсов, снижение себестоимости  продукции, увеличение платежеспособности и т.д.).

При проведении экономического анализа используется разнообразная информация.

Недостатками  при формировании информационной базы:

·  несвоевременное оформление документов

·  большое количество заполняемых экземпляров и трудности в обработке документов

·  отсутствие графиков движения (неритмичность поступления)

·  невозможность проверки достоверности данных,

·  недостаточная детализация по отдельным направлениям производственной и финансовой деятельности,

·  невысокий уровень квалификации и подготовки специалистов.

Перед тем как  использовать документы для проведения анализа, необходимо:

а) провести проверку данных

·  техническую (правильность оформления)

·  арифметическую

·  по существу (насколько информация соответствует действительности)

б) привести информацию в сопоставимый вид (сравнивать можно  только качественно однородные величины). Причины несопоставимости – разный уровень цен, объёмы деятельности, календарный  период, расчёты показателей и  т.д.

Таблица 3. Информационная база анализа

Нормативно-плановые Учётные Внеучётные
·  федеральные и отраслевые нормативы (ставки налогов, МРОТ, минимальные размеры Уставного капитала и др.)

·  нормативы организации – применяются для регулирования производственного процесса и контроля за эффективным использованием ресурсов

·  плановые документы - планы (перспективные, текущие, оперативные), сметы, ценники, проектные задания

·  документы бухгалтерского учета, отражающие хозяйственные явления, процессы и их результаты – первичная учетная информация, регистры, отчетность

·  данные статистического учета для оценки внешних условий функционирования предприятия

·  оперативный учет и отчетность

·  официальные документы (законы, указы, приказы вышестоящих органов)

·  хозяйственно-правовые документы ( договоры, соглашения, решения арбитражных и судебных органов, акты ревизий и проверок, решения совета директоров)

·  научно-техническая и экономическая информация (СМИ, Федеральная служба статистики)

·  техническая и технологическая документация (графики работ, технические паспорта, технологические карты)

·  материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, анкетный опрос, фотография)

1.3 Основные приемы  и методы финансового  анализа

Методы экономического анализа – это совокупность способов обработки экономической информации, аналитических приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических  задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим  инструментарием, который позволяет  технически реализовать цели анализа.

Процесс выполнения аналитической работы можно представить  в виде алгоритма: 

Рис. 4 Этапы проведения анализа

В экономическом  анализе используются такие общенаучные  теоретические методы познания как  – диалектика, а также эмпирические методы – экономико-статистический анализ, структурирование и моделирование.

Все приемы анализа  взаимосвязаны и применяются  одновременно в различных сочетаниях, что позволяет комплексно анализировать  деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения  эффективности.

К приемам анализа  относятся сравнение, детализация  и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный анализ.

1.  Сравнение – сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей.

Наиболее распространенными  являются такие виды сравнения как:

·  отчетных показателей с плановыми / выполнение бизнес-плана как критерий для оценки результатов деятельности.

·  отчетных показателей с показателями предыдущих периодов / наблюдение за динамикой показателей и определение тенденций развития.

·  плановых показателей с показателями предыдущих периодов / возможность определения оптимальности плановых заданий и качества бизнес-плана.

·  показателей работы внутренних структурных подразделений, которые могут выступать как центры ответственности

·  отчетных показателей со среднеотраслевыми / обеспечение объективной оценки результатов и выявление неиспользованных резервов.

Для обеспечения  этого приема необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, то есть:

а) устранить  влияние изменения цен или  выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах (например, фактические  объемы продаж предыдущего и отчетного  года – в ценах отчетного периода);

б) устранить  влияние различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении  качественных показателей (например, показатель себестоимости пересчитывается  на одинаковый объем за отчетный и  предыдущий года);

в) применение единой методики исчисления показателей;

г) сравнение  тождественных периодов времени.

Результаты сравнения  можно представить в следующем  виде:

·  Абсолютные отклонения

Они определяются как разность между показателями, причем можно сравнивать как количественные, так и качественные показатели.

Количественные  показатели – характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Например, численность работников, стоимость основных производственных фондов, выручка от продаж, прибыль и т.д.

Качественные  показатели - отражают экономическую эффективность хозяйственных процессов. Например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

В зависимости  от применяемых измерителей абсолютные отклонения могут быть:

-  натуральными (штуки, тонны, килограммы, метры и т.д.);

-  трудовыми (человеко-часы);

-  денежными.

·  Относительные отклонения

Определяются  как соотношение величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.

Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше единицы) или уменьшился (если меньше единицы) показатель.

Абсолютные и  относительные отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.

·  Индексы

Представляют  показатели – факторы, которые оказали  влияние на достигнутые результаты.

Таким образом, сравнение – важнейший прием, т.к. именно с него начинается процесс  экономического анализа.

2.  Детализация – прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.

Детализация показателей  проходит последовательно по нескольким направлениям:

а) по времени  совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены).

Позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов  и выявить тенденции в их динамике.

б) по месту совершения хозяйственных процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций – по отдельным  структурным подразделениям.

Дает возможность  выявить ведущие и отстающие  подразделения.

в) по составным  частям

Необходима для  изучения структуры совокупностей, выявления значения отдельных частей в формировании сложных показателей  и их изменении. Например, себестоимость  продукции детализируется по элементам  затрат, статьям калькуляции, видам  продукции.

Группировки – прием, заключающийся в делении изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировка информации дает возможность изучать зависимость  между показателями и систематизировать  материалы анализа.

В зависимости  от цели анализа используются:

·  типологические группировки

Например, группы предприятий по форме собственности, группы основных средств и т.д.

·  структурные группировки

Позволяют изучить  внутреннее строение показателей, соотношение  в нем отдельных частей. Например, группировка оборотных активов.

·  аналитические группировки

Используются  для определения наличия направления  и формы связи между показателями. Индивидуальные показатели заменяются средними с целью обобщения.

3.  Обобщение – завершающая стадия изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.

Включает в  себя:

·  выводы (оценка деятельности)

Могут быть представлены таблицами, графиками, диаграммами, что  позволяет отражать закономерности, содержащиеся в числовой информации.

·  сводка резервов

·  рекомендации по использованию резервов, т.е. организационно – технические мероприятия.

4.  Балансовый способ – используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Например, баланс трудовых ресурсов, платежный баланс.

Также способ применяется  для проверки правильности определения  влияния различных факторов на прирост  величины результативного показателя.

Информация о работе Финансовый анализ