Факторный анализ прибыли от продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, эффективным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки планов и принятия управленческих решений.
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КР-Факторный анализ прибыли от продаж.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

     При изучении влияния на работу предприятия какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью систематизации. Систематизация - это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

     Виды  факторного анализа

     В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.

     Детерминированный факторный анализ представляет собой  методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен  в виде произведения, частного или  алгебраической суммы факторов.

     Данный  вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению  со стохастическим анализом), позволяет  осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно  оценить их влияние, понять, какие  факторы и в какой пропорции  возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности  производства.

     Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых  процедур:

     - построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;

     - выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения;

     - реализация счетных процедур анализа модели;

     - формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.

     Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых  с результативным показателем в  отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Суть стохастического метода - измерение  влияния стохастических зависимостей с неопределенными и приблизительными факторами. Стохастический метод целесообразно применять для экономических исследований с неполной (вероятностной) корреляцией: например, для задач маркетинга.

     Стохастическое  моделирование является в определенной степени дополнением и углублением  детерминированного факторного анализа.

     Кроме деления на детерминированный и  стохастический, различают следующие  типы факторного анализа:

     - прямой и обратный;

     - одноступенчатый и многоступенчатый;

     - статический и динамичный;

     - ретроспективный и перспективный (прогнозный).

 

      2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли

     Прибыль как сложная экономическая категория  выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными  из которых являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

     Прибыль выступает одним из основных индикаторов  финансового благополучия и жизнеспособности в ближайшей перспективе, обеспечивая  возможность рассчитываться по своим  обязательствам, а также финансировать  и расширять производственную деятельность, увеличивать научно-технический  потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется воспроизводственная  функция.

     Прибыль, будучи основным обобщающим показателем  в системе оценочных критериев, характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная  функция прибыли.

     Стимулирующая функция прибыли состоит в  том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений  для членов трудового коллектива.

     Прибыль - это также важнейший источник бюджетных ресурсов государства, что  подтверждается данными налоговой  статистики.

       Основной целью анализа финансовых  результатов является разработка  и принятие обоснованных управленческих  решений, направленных на повышение  эффективности деятельности предприятия.  Для достижения данной цели  в ходе проведения анализа  решаются следующие задачи:

     - оценка динамики и структуры  показателей прибыли за анализируемый  период;

     - факторный анализ прибыли;

     - анализ прочих доходов и расходов;

     - оценка динамики показателей  рентабельности продаж и капитала;

     - факторный анализ рентабельности  продаж и капитала;

     - анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один  рубль продукции;

     - выявление резервов роста прибыли  и рентабельности.

     Информационное  обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам  формируется за счет внешних и  внутренних источников информации.

     К внешним источникам информации относят  показатели, характеризующие:

     - общеэкономическое развитие страны. Система показателей данной группы  служит основой анализа и прогнозирования  условий внешней среды функционирования  предприятия. Это необходимо при  разработке политики управления  прибылью, осуществления инвестиционной  деятельности, выявления резервов  роста прибыли; 

     - конъюнктуру рынка. Система показателей  этой группы является необходимой  для оценки, анализа и принятия  решений в области ценовой  политики, привлечения капитала  из внешних источников, определения  затрат по обслуживанию дополнительно  привлеченного капитала, формирования  портфеля долгосрочных финансовых  вложений, осуществления краткосрочных  финансовых вложений;

     - деятельность конкурентов и контрагентов. Система показателей данной группы  используется для осуществления  оперативного анализа и регулирования  отдельных аспектов формирования  и использования прибыли.

     К внутренним источникам относятся:

     - показатели финансового учета  предприятия. На основе этих  показателей осуществляется анализ, прогнозирование и текущее планирование  прибыли. Преимуществами показателей  финансовой отчетности является  их унифицированность, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли;

     - показатели управленческого учета,  формирующих информационную базу  оперативных управленческих решений.  Управленческий учет может быть  структурирован:

     - по центрам ответственности (центрам  затрат, доходов, прибыли, инвестиций);

     - по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);

     - по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д. 

     В процессе построения системы информационного  обеспечения анализа и управления прибылью в управленческом учете  формируются показатели, отражающие объем деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов;

     - нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей  составляют различные нормы и  нормативы, разработанные в рамках  самого предприятия – нормативы  затрат времени, нормативы удельных  расходов сырья и материалов  и т.д. Данная система показателей  дополняется различными справочно-нормативными  показателями, действующими в целом  по стране или в отрасли:  нормы амортизационных отчислений, ставки налогов и т.д.

     Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную на принятие не только стратегических решений, но и на эффективное  текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли.

     Анализ  прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного  финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Управление прибылью - это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе. Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:

     1) изучение возможности получения  и роста прибыли в соответствии  с имеющимися ресурсами, достигнутым  организационно-технологическим уровнем,  качеством выпускаемой продукции  и конъюнктурой рынка;

     2) контроль плановых показателей  реализации, себестоимости, прибыли;

     3) определение влияния объективных  и субъективных факторов на  финансовые результаты, количественная  и качественная их оценка;

     4) выявление и оценка резервов  увеличения прибыли;

     5) разработка управленческих решений  по реализации возможностей роста  прибыли.

     Информационной  базой анализа прибыли служат соответствующие разделы бизнес-плана  предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности - форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

 

  1. Оценка  методик факторного анализа прибыли  от продаж

     Важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности предприятия является финансовый результат, который выражается прибылью или убытком. Естественно, что деятельность любой коммерческой организации направлена на получение положительного финансового результата, т. е. прибыли, что подтверждает Гражданский кодекс Российской Федерации.

     Прибыль необходима для дальнейшего развития предприятия, привлечения новых покупателей, поставщиков, кредиторов и инвесторов. В условиях сложившейся кризисной ситуации коммерческие организации получают не только положительные, но и отрицательные результаты (убытки) от своей деятельности, при этом считают приоритетным выжить. Отрицательный результат – тоже результат. Он мотивирует, побуждает предприятие к лучшей работе, организованности и достижению лучших результатов.

     Несомненно, актуальным является систематический  экономический анализ финансовых результатов и, прежде всего финансовых результатов от обычных видов деятельности. Определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж. Нельзя не согласиться с В. В. Ковалевым, который отмечает, что «…проводя факторный анализ, необходимо помнить одно правило: анализ важен не сам по себе, а лишь тогда, когда он действенен, т. е. идентификация и оценка факторов имеют смысл только в том случае, если этими факторами можно управлять хотя бы частично».

     Результативность  факторного анализа во многом определяется качеством построения детерминированных и стохастических факторных моделей. К сожалению, иногда модели строятся формальными методами, в результате чего многие факторы не имеют экономической интерпретации, а сами модели – практической значимости. Неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным и неверным результатам, поэтому исключительно важным этапом факторного анализа выступает построение экономически обоснованной факторной модели.

Информация о работе Факторный анализ прибыли от продаж