Авторская концепция построения системы оплаты труда работников образования в Кировской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

В связи с планируемым в 2009 году изменением систем оплаты труда работников бюджетной сферы (упразднение единой тарифной сетки и переход к отраслевым принципам) особую важность сегодня приобретает вопрос изменения подходов к оплате труда работников общего образования, прежде всего, учителей, так как именно школа является самым массовым институтом системы образования, и именно в школе сегодня накопилось множество проблем в части оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

К.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


             

К.А. Колесников

 

АВТОРСКАЯ

 

концепция построения

 

системы оплаты труда работников образования

 

в Кировской области

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с планируемым в 2009 году изменением систем оплаты труда работников бюджетной сферы (упразднение единой тарифной сетки и переход к отраслевым принципам) особую важность сегодня приобретает вопрос изменения подходов к оплате труда работников общего образования, прежде всего, учителей, так как именно школа является самым массовым институтом системы образования, и именно в школе сегодня накопилось множество проблем в части оплаты труда.

 

Предложенная департаментом образования Кировской области и управлением образования администрации г. Кирова модель, на наш взгляд, не содержит принципиально новых решений по сравнению с принципами ЕТС, что, в свою очередь, не сможет существенным образом изменить ситуацию. Поэтому мы предлагаем свой подход, основанный на принципах штатно-окладной системы, которые, в свою очередь, были разработаны авторским коллективом во главе с А.А. Пинским в 2004 году.

 

Мы разделяем позиции, изложенные в работах А.А. Пинского, поэтому в рамках данной концепции заимствуем отдельные материалы (результаты проведенного в 2004 году исследования, обоснование необходимости учитывать все виды деятельности педагога и т.п.). В свою очередь, мы предлагаем развитие подхода группы А.А. Пинского в современных условиях реализации нормативно-подушевого принципа финансирования общего образования, который еще не был распространен в то время в массовой практике.

 

  ПРОБЛЕМА

 

В основу системы оплаты труда учителей (главных «действующих лиц» системы общего образования) по-прежнему положен урочно-почасовой принцип оплаты, при котором в нормируемую часть рабочего времени включается только объем времени, относящийся к урокам (занятиям) в классах и группах и установленный расписанием уроков (занятий). Учителя фактически не входят в штатную численность работников соответствующих образовательных учреждений, понятие должности «учитель» остается размытым и неконкретным. Этот подход был заложен еще в 30-е годы ХХ в., с небольшими модификациями он дошел до начала 90-х годов, к этапу введения ЕТС, этот же принцип остается центральным и сегодня. Однако с учетом общих направлений модернизации образования (разгрузка учебных планов, индивидуализация, акцент на воспитание и развитие учащихся), представляется необходимым ввести кардинально новую систему оплаты труда учителей (и иных педагогических работников общеобразовательных учреждений), основанную, прежде всего, на принципах учета всех видов деятельности педагога и стимулирующую результативность его труда, т.е. нацеленную в конечном итоге на повышение качества образования, которое получают дети. По существу, принципиальные установки на разработку такой новой системы даны Президентом страны в рамках его инициативы «Наша новая школа».

 

Существующая сегодня система оплаты труда учителей, в сочетании с действующей моделью базисного учебного плана (БУП), экономически мотивирует школы и учителей сохранять и увеличивать объем урочных часов. Чем больше урочных часов оказывается в нагрузке педагога (по русскому языку, математике, географии, истории, физике и т.д.), тем большие суммы оплаты подаются к тарификации и начисляются учителям соответствующих предметов, тем больше общий объем заработной платы этого учителя. Такая система оплаты учителей, подталкивая их к увеличению количества преподаваемых часов, на самом деле работает на понижение качества преподавания. Многие учителя стараются набрать как можно больше «часов», имеют уже и 2, и 2,5 ставки (36 и даже 45 уроков в неделю). Качество обучения падает, готовиться серьезно к урокам становится некогда, так как наличие 6-8 уроков ежедневно не позволяет педагогу заниматься саморазвитием, не позволяет ему читать специальную литературу, быть в курсе тех изменений, которые происходят в преподаваемой им области знаний. В фактическую тарификацию учителей сегодня входят только прямые урочные часы, вся же внеурочная, внеклассная, методическая,  воспитательная работа, работа с родителями и прочие виды деятельности в тарификацию не входят. Т.о., можно сколько угодно говорить, что по закону и по педагогической теории воспитание даже приоритетнее обучения («образование – это воспитание плюс обучение»), - однако на практике тарифицируется и оплачивается только обучение (урочные часы). При нынешней системе оплаты труда учителей их воспитательная и методическая работа не тарифицируется, а значит, никак не учитывается администрацией школы, поэтому занимаются ей серьезно лишь энтузиасты. Как уже было отмечено выше, учителя сегодня просто не входят в штатные расписания школ – они тарифицируются и оплачиваются фактически как совместители-почасовики. Таким образом, существующая система оплаты труда объективно превращает работу учителей в «часодавательство». Этот факт является сложнейшей проблемой современного общего образования еще и потому, что за десятилетия в головах педагогов крепко укоренилась мысль, что они получают заработную плату только «за часы», и избавиться от этой деформации сознания крайне непросто.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

 

Основные цели нашей концепции новой (штатно-окладной) системы оплаты труда состоят в переходе на более современную, эффективную и справедливую систему заработной платы, стимулирующую качество школьного образования и отвечающую общемировой практике.

 

Эта концепция призвана устранить коренные недостатки, присущие действующей урочно-почасовой системе оплаты труда, и обеспечить решение следующих задач:

 

    * введение должности учителя в штатное расписание школы;

    * снятие жесткой зависимости между оплатой труда и количеством уроков, преподаваемых учителем;

    * введение внеурочной (воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада;

    * введение новой схемы нормирования труда учителя, с учетом различных видов его деятельности;

    * распределение сотрудников образовательного учреждения по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности, интенсивности выполняемой работы и уровня квалификации;

    * расчет базового оклада сотрудников каждой профессионально-квалификационной группы;

    * закрепление стимулирующей части фонда оплаты труда как некой постоянной величины.

 

 

 

МОДЕЛЬ НСОТ

 

Определение нагрузки учителя

 

Для получения объективной картины затрат фактического рабочего времени учителей разных предметов, имеющих различную нагрузку, в 2004 году группой ученых было проведено выборочное обследование фактической структуры рабочего времени учителя в 11 регионах РФ (Кировская область не вошла в число этих регионов). Анализ полученной информации показал, что фактические затраты рабочего времени учителя составляют до  58 часов в неделю в сельских школах и до 66,5 часов в школах, расположенных в крупных городах. При этом учебная (аудиторная) работа с учащимися по предмету составляет в среднем в городах 20,2 часа и на селе – 17,5 часов. Затраты времени на подготовку к урокам, поурочное, тематическое планирование составляют в среднем по регионам 10 часов в неделю (в начале учебного года на этот вид деятельности учителя затрачивают больше времени). Заведование кабинетом и подготовка дидактического материала в среднем занимает 2,3 часа, а проверка тетрадей – 8 часов в неделю. Повышение квалификации планируется учителем индивидуально, и занимает в среднем – 1,37 часа в неделю. Индивидуальная  работа с  учащимися (неуспевающими, одаренными) занимает у учителей городских школ в среднем 4 часа и у учителей сельских школ в среднем – 3 часа.  Педсоветы, методические собрания, совещания, учеба (в школе) занимают от 1 до 1,65 часа. Родительские собрания проводятся по 1-3 часа 1 раз в четверть или триместр, что в итоге составляет в среднем 0,5 часа в неделю. Внеклассные мероприятия по плану работы школы занимают в среднем от 1 часа до 1,45 часа в неделю. Экскурсии и выезды с учащимися планируются нерегулярно, занимая в среднем 0,8 часов в неделю. Оформление личных дел, выдача аттестатов, проведение выпускного бала занимает в основном  3-4 дня в конце года, что составляет в расчете на год около 1 часа в неделю. Составление отчетов для вышестоящего администратора происходит 1 раз в месяц или в четверть и занимает в среднем 0,9 ч. в неделю. В зависимости от преподаваемых предметов, количество времени, затрачиваемого учителями на различные виды педагогической деятельности, несколько различно.

 

Исходя из анализа фактического рабочего времени учителя, авторы исследования разложили структуру его деятельности по следующим четырем укрупненным группам:

 

    * учебная (урочная) работа в соответствии с учебным планом (45%);

    * внеурочная (в т.ч. индивидуальная) педагогическая работа (17,5%);

    * работа по подготовке и обеспечению образовательного процесса, включая повышение квалификации (25%);

    * организационно-педагогическая деятельность (12,5%).

 

 

 

Схема №1. Распределение времени учителя (по А.А. Пинскому)

 

 

 

Схема №1 хорошо иллюстрирует общую идею – включение всех педагогических (воспитательных, развивающих, внеурочных, внешкольных и др.) видов работы учителя в число его служебных обязанностей и, соответственно, оплату из штатного оклада. Эта работа относительно нормируема, хотя в менее жесткой форме, чем урочная деятельность. Тем самым совершается разворот от сегодняшней деформированной ситуации, когда любая не урочная деятельность (в том числе воспитание) «не тарифицируется».

 

Администрации школы в рамках предложенной модели предоставляется право самостоятельно определять объем той или иной части (см. схему №1) фактической нагрузки учителя и, соответственно, для урочной нагрузки - привычные недельные цифры объема уроков. При этом следует отметить, что Трудовым кодексом РФ установлена предельная  продолжительность рабочей недели педагога – 36 часов. Именно этот показатель мы положили в основу нормирования труда, именно это количество часов следует делить на 4 части согласно схеме №1.

 

С учетом конкретной ситуации в учреждении школа имеет право смещать в большую или меньшую сторону величину учебной нагрузки. Так, урочная нагрузка учителя на штатном окладе может варьироваться от 18 до 24 часов без изменения зарплаты, так как учитель оплачивается из расчета штатного оклада, и при малой учебной нагрузке школа обязана обеспечить его занятостью во внеурочных сферах деятельности (кружки, занятия с отстающими, выезды на экскурсии, работа с родителями и т.д.). У учителя же, имеющего относительно большую урочную нагрузку, администрация пропорционально снимает внеурочные виды работы. Тем самым реализуется важнейшая идея обеспечения баланса общей нагрузки учителя между урочными и внеурочными видами деятельности при стремлении привести суммарную педагогическую (урочную и внеурочную) учебную нагрузку к некому определенному объему часов.

 

Контроль выполнения педагогом внеурочной нагрузки ведется не по недельному графику, а с нарастающим итогом суммарно за месяц, квартал, полугодие или год. Это необходимо потому, что внеурочные формы работы не так жестко привязаны к «звонкам» в школе. Так, если учитель организовал поход продолжительностью 8 часов, то это не означает, что в данную неделю он получит больше, чем в три последующие. Часы такой работы равномерно распределяются в рамках некоторого периода, и педагог получает стабильную зарплату, а бухгалтер не пересчитывает ее еженедельно в зависимости от ситуации. При этом становятся вполне возможны и иные необходимые решения, которые было трудно реализовать в прежней системе оплаты труда. Например, школа может

 

    * дать возможность молодым учителям иметь меньшую учебную нагрузку (у этой группы педагогов реально больше подготовки);

    * дать возможность опытным учителям уменьшить учебную нагрузку за счет методической работы, наставничества и т.п. как части их функционала;

    * учитывать в достижении баланса объемов рабочего времени учителей разных предметов разное время на проверку тетрадей (например, для учителя русского языка и физкультуры) и т.д.

 

 

 

При таком подходе реальное распределение нагрузки педагогических кадров может существенным образом отличаться у разных сотрудников, при этом, если они отнесены к одной группе по оплате труда, то они получат одинаковую заработную плату, просто первый педагог получит ее в большей степени за внеурочную работу (подготовка детей к олимпиадам и конкурсам, разработка воспитательных мероприятий и т.п.), а второй – в большей степени за проведение уроков в кабинете.

 

Очевидно, что при таком подходе в фонде заработной платы должна быть предусмотрена некоторая доля (например, 10%), которую школа может расходовать на привлечение сторонних совместителей (например, на 4 часа в неделю, на 9 часов в неделю и т.д.). Тем самым обеспечивается возможность закрытия прогнозируемых вакантных часов, которые приведут к появлению «дыр» в штатном составе, что, безусловно, будет иметь место всегда. Так, если в школе в соответствии с базисным учебным планом и количеством классов общая нагрузка по химии составляет 26 часов, то от 18 до 24 часов по решению администрации войдут в штатный оклад учителя, а оставшиеся от 2 до 8 будут вынесены на вакансию. Преимущественным правом заполнить эту нишу на этапе перехода предлагается наделить действующих штатных учителей. Иначе говоря, учитель либо принимается в школу на оклад (как бухгалтер, логопед или заместитель директора), либо на условиях почасовой оплаты, либо на оклад с возможностью почасового совмещения. В приведенном нами примере учитель химии может получить 24 часа в свою штатную нагрузку, тогда 2 часа в неделю он будет вести на условиях почасового совмещения.

 

Схема №2. Распределение 36 часов средней недельной нагрузки учителя (реальность)

 

 

 

Распределение фонда оплаты труда (ФОТ)

 

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным «подушевым» нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения в условиях нормативного финансирования рассчитывается (грубо) по следующей формуле:

 

ФОТ = N x K x U, где:

Информация о работе Авторская концепция построения системы оплаты труда работников образования в Кировской области