Анализ затрат на производство продукции на ООО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Анализ производства и реализации продукции ОАО "Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов" необходимо начать с изучения динамики выпуска и продажи продукции. Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

Работа содержит 1 файл

Анализ затрат на производство продукции.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

3. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции 

        Анализ производства и реализации  продукции ОАО "Набережночелнинский  комбинат хлебопродуктов"  необходимо начать с изучения динамики выпуска и продажи продукции. Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

     По  степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

     · валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства.

     · готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, которая сдана на склад и снабжена сдаточной документацией;

     · реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Анализ  объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета  индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Для наглядности динамика производства и продаж продукции за 2008 – 2010 г.г. приведена в таблице 3.1 

Таблица 3.1. 

Анализ  темпов роста производства и продажи товаров в сопоставимых ценах ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов». 

Годы Объем

производства,

тыс.руб.

Темпы роста, % Объем

продаж,

тыс.руб.

Темпы роста, %
цепные базисные цепные базисные
2008 103095 100,00 100,00 106161 100,00 100,00
2009 107973 104,73 104,73 112164 105,65 105,65
2010 111315 103,09 107,97 113641 101,31 107,04
 

     Анализируя  данные таблицы видно, что объем производства увеличился на 7,97%, а объем продаж на 7,04%. Цепные темпы роста показывают, что в 2009 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 4,73%, а в 2010 году на 3,09% относительно 2009 года. Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 5,65% и 1,31% по годам соответственно. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 3.1

      

     3.1 Динамика производства и продажи товаров

     Наблюдается неравномерность изменений показателей по годам. 

Таблица 3.2

     Анализ  роста и прироста производства и  продаж товаров, %

Годы Цепные темпы  роста объема производства Цепные темпы  роста объема продаж
2008 100,00 100,00
2009 104,73 105,65
2010 103,09 101,31
Сумма 307,82 306,96
Среднеарифметическое (Тср) 102,60 102,32
Прирост (Тпр) 2,60 2,32
 

Из данных таблицы следует, что среднегодовое  значение цепных темпов роста продаж ниже на 0,28%, чем производства продукции, наблюдаются неравномерность изменения показателей по годам(темп роста производства товаров в 2009 году составил 4,73%, а продаж 5,65%, в то время как в 2010 году – 3,09% и 1,31% соответственно). Среднеарифметическое значение также показывает превышение темпов роста объема производства над темпами роста объемов продаж на 0,28 %. Объем продаж возрастал, при падении темпов роста, предприятие в 2009 году не удержало превышение объемов продаж над объемом производства товаров. Вывод следующий: у предприятия проблемы в маркетинговой сфере. Данный факт также свидетельствует об уменьшении остатков нереализованной продукции на складах изучаемого предприятия.

     Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, которые предназначены для продажи на сторону.

      Анализ  продажи товаров в ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов» проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста, которые отражены в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

     Анализ  соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров  в сопоставимых ценах 2009г.

Вид

товара

Объем производства, тыс.руб. Объем продаж, тыс.руб.
план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

план факт отклонение 

(+, -)

в %

к плану

А 335218 432600 97382 129,05 400211 434817 34606 108,65
Б 113984 131394 17410 115,27 122331 132211 9880 108,08
В 59184 73362 14178 123,96 63538 64599 1061 101,67
Г 39195 51325 12130 130,95 40921 42797 1876 104,58
Д 17297 22609 5312 130,71 20233 22102 1869 109,24
Е 5853 5246 -607 89,63 5000 5879 879 117,58
Итого: 570731 716536 145805 119,93 652234 702405 50171 108,30
 

     Вывод: организация успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Е в сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж. Пример анализа выполнения плана по производству продукции приведен в таблице 4, где представлены показатели по каждому виду товара.  

     Анализ  реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки  сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     При анализе определяется выполнение плана  поставок за месяц и с нарастающим  итогом по предприятию, по отдельным  потребителям и видам продукции, анализируются причины недовыполнения плана и производится оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Таблица 5.).

      В процессе анализа необходимо определить выполнение плана поставок за месяц  и нарастающим итогом в целом  по ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выяснить причины недовыполнения плана и дать оценку деятельности по выполнению договорных обязательств (таблица 3.3). 

     Таблица 5.

     Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июнь 2009 года, млн. руб.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением раз-ности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ): 

 или 90% (1.10) 

Из табл. 5. видно, что за июнь месяц 2009 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.

     Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе  отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года. 
 

Информация о работе Анализ затрат на производство продукции на ООО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов»