Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

Содержание

1. Введение
2. Методика анализа производства и реализации продукции
2.1. условно-натуральные показатели
2.2. показатели трудозатрат
2.3. метод сложения
2.4. метод умножения
2.5. конкурентоспособностью
2.6. обобщающие показатели
2.7. индивидуальные (единичные) показатели
2.8. косвенные показатели
3. Маркетинговый анализ и прогнозирование выручки от продаж
3.1. маркетинговый анализ
3.2. планирование ассортимента
3.3. планирование клиентуры
3.4. планирование спроса и предложения, регулирование сбыта
3.5. прогнозирование конкурентной среды
3.6. коэффициент эластичности

4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЗАХАРОВ.doc

— 3.24 Мб (Скачать)


Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский институт предпринимательства и права»

 

Факультет – Экономический

Кафедра – _______________

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Тема: «Анализ производства и реализации продукции»

 

 

 

 

Выполнил: студентка 5 курса _____ группы

Заочного (группа выходного дня) отделения

По специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Устименко Юлиана Валентиновна

Проверил:

Захаров Игорь Васильевич

 

 

 

2011 год

Содержание

1.     Введение             

2.     Методика анализа производства и реализации продукции

2.1.           условно-натуральные показатели

2.2.           показатели трудозатрат

2.3.           метод сложения

2.4.           метод умножения

2.5.           конкурентоспособностью

2.6.           обобщающие показатели

2.7.           индивидуальные (единичные) показатели

2.8.           косвенные показатели

3.      Маркетинговый анализ и прогнозирование выручки от продаж

3.1.           маркетинговый анализ

3.2.           планирование ассортимента

3.3.           планирование клиентуры

3.4.           планирование спроса и предложения, регулирование сбыта

3.5.             прогнозирование конкурентной среды

3.6.             коэффициент эластичности

 

4.     Заключение

5.     Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

              Введение

              Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы  роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

              Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

              По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

 

              Методика анализа производства и реализации продукции.

             

              Результатом производства и реализации продукции является формирование основного вида дохода – выручки, покрывающей затраты и генерирующей прибыль.

              Для анализа выручки используется широкий круг различных количественных, стоимостных и относительных показателей, отражающих объемы и структуру реализованной продукции, динамику и степень выполнения бюджетных заданий.

              Для организаций разных типов, масштабов производства, отраслевой принадлежности характерны те или иные показатели, образующие систему показателей производства и реализации (рис. 1).

Рис. 1  Схема показателей объема производства и реализации продукции.

 

              Как видно из рисунка 1, к числу анализируемых показателей относятся: объем в натуральном и стоимостном измерении производной продукции; объем отгруженной (реализованной) продукции; сумма выручки от продажи; переходящие остатки готовой продукции, переходящие остатки незавершенного производства.

              Информационным обеспечением для проведения анализа производства и продажи продукции служат агрегированные данные, содержащиеся в формах бухгалтерской, статистической отчетности, а также детальные сведения, формируемые в учетной системе организации.

              К ним относятся данные, учитываемые на счетах учета выпуска и реализации готовой продукции, данные складского учета по видам продукции, данные о производстве продукции отдельными подразделениями, о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана и динамики производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из соответствующих бюджетов предприятия, планов и отчетов отдельных центров продаж.

              В современных конкурентных условиях практические вопросы реализации продукции, решение которых признается определяющим моментом для управления процессами производства стоят на первом месте.

              Экономический управленческий анализ в этих условиях выполняет различные функции, способствующие изысканию резервов роста реализации – главного источника благополучия предприятия, его собственников, персонала.

              Основные задачи, решаемые в рамках анализа производства и продажи продукции, представлены в виде блок-схемы (рис. 2).

 

Рис. 2   Блок-схема анализа производства и продажи продукции.

             

              Для оценки результатов производственной деятельности организации важны также условно-натуральные показатели, применяемые для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Эти показатели отражают специфику производственной деятельности. Так, на консервных заводах используется показатель «тысячи условных банок», в общественном питании – «количество условных блюд», в полиграфии – «тысячи условных печатных листов».

              Показатели трудозатрат используются для анализа в условиях выпуска большой номенклатуры продукции, когда ее объемы невозможно выразить в традиционных измерителях.

              Для реализации этапов методики анализа производства и реализации продукции используется вся совокупность методов и приемов экономического анализа. Традиционным является использование аналитических таблиц для проведения структурного и динамического анализа, выявления тренда, оценки выполнения бюджетных заданий.

              Анализируя динамику стоимостных показателей производства и продажи продукции, необходимо учитывать требование сопоставимости, так как сравнение показателей в действующих ценах приводит к искажению результатов анализа. Один из главных факторов, влияющих на сопоставимость стоимостных данных, - инфляция.

              Данные ОАО «Гран» в аналитической таблице 1 свидетельствуют о неравномерном распределении объемов продаж внутри года. Распределение показателей структуры продаж (удельного веса) колеблется от значений менее 1% зимой до более чем 20% - летом.

Табл. 1   Показатели динамики выручки от продаж ОАО «Гран»

 

              Такое распределение объемов продаж свидетельствует о существенном влиянии сезонности спроса на реализуемую продукцию. Показатели табл. 1 подтверждают это предположение, раскрывая ассортиментный состав продаж продукции, показатели которой подвержены объективному влиянию сезонных колебаний спроса.

              В такой ситуации возникает потребность в выявлении сезонного тренда.

              Трендовый анализ позволит установить устойчивость колеблемости показателей продаж внутри года. Это даст возможность более обоснованно формировать показатели бизнес-планов: бюджетов продаж, производства, себестоимости, денежных потоков и т.д.

              Для реализации методики выявления тренда сезонности используются фактические данные о продажах как минимум за 4-5 лет.

              Особенности деятельности многих организаций связаны с сезонностью производства и реализации продукции (товаров, услуг). Результат – сезонные колебания значений не только выручки, но и денежных потоков, потребности в оборотных средствах и т.д.

              Для анализа и оценки сезонности могут быть использованы два наиболее часто встречающихся в экономической литературе метода: сложения и умножения. Метод сложения наиболее приемлем тогда, когда сезонные колебания значений изучаемых показателей относительно постоянны за весь анализируемый период (несколько лет). В общем виде формула для расчета следующая:

              Xi = Ti + Si,

где Xi – фактическое значение показателя за i-й период;

Ti – тренд в i-м периоде;

Si – сезонное отклонение в i-м периоде.

              Метод умножения целесообразно применять в том случае, когда сезонные колебания значений изучаемых  показателей изменяются пропорционально значениям тренда за весь анализируемый период. Тогда формула для расчета имеет следующий вид:

              Xi = Ti * Si.

              Для методов сложения и умножения тренд можно рассчитать с помощью метода скользящих средних. Более сложный механизм расчетов используется для анализа и оценки циклических и случайных колебаний значений изучаемых показателей.

              Характерное проявление сезонности реализации отражено на рис. 3, из чего следует, что пик продаж в ОАО «Гран» приходится на летние месяцы.

Рис. 3   График распределения удельного веса выручки от продаж по месяцам года.

 

              Важный этап анализа – изучение ассортимента продукции, т.е. объемов производства и продаж всего перечня наименований выпускаемой организацией продукции. При этом для детализации видов продукции производится ее разделение на полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Анализ ассортимента заключается в оценке его динамики (что способствует установлению тенденций изменения спроса покупателей), установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.

              Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения направлений его расширения, что служит средством дополнительного привлечения потенциальных покупателей с различными вкусами и потребностями.

              Расширение ассортимента выпускаемой продукции представляет собой для предприятия наиболее надежное средство завоевания конкурентных преимуществ.

              Каждый вид продукции отличается по затратоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости), цене, прибыльности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводят к изменению объема продаж. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с базисным периодом называется структурными сдвигами (гр.13, табл.2).

             

Табл.2   Показатели ассортимента реализованной продукции ОАО «Гран» за 2006 г.

 

              Для характеристики интенсивности структурных преобразований реализации продукции используется коэффициент структурной активности:

             

где ∆di – абсолютное значение изменения удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выручки от продаж (количества) за исследуемый период;

n – количество видов продукции.

              Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляет ассортимент продукции.

              Одним из направлений исследований ассортимента выпуска и реализации продукции, в которых широко используется методы экономического анализа, является изучение конкурентоспособности продукции.

              Базой для оценки конкурентоспособности продукции служит исследование потребностей покупателей, требований рынка.

              Под конкурентоспособностью понимается характеристика продукции, отражающая ее отличие от аналогичной продукции конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемой продукции и продукции конкурента с уровнем параметров, заданными потребностью покупателя. На основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических, экономических и других параметров конкретного вида продукции и проводится сравнение их с параметрами выпускаемой предприятием продукции.

              По единичным показателям вычисляется интегральный показатель, представляющий собой численную характеристику конкурентоспособности данного вида продукции:

где К – интегральный показатель конкурентоспособности;

Т – показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э – показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

              В свою очередь, показатели конкурентоспособности по техническим (Т) и экономическим (Э) параметрам рассчитываются следующим образом:

где pi – абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого вида продукции;

– абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый (образец);

– относительный показатель качества данного вида продукции по i-му показателю;

ai – коэффициент весомости i-го показателя;

n – количество технических параметров потребительских свойствпродукции;

             

где jj – индекс роста затрат на улучшение качественных характеристик продукции;

Фj – доля i-го вида затрат в цене базового образца продукции;

n – количество видов затрат.

              Ассортиментная структура продаж ОАО «Гран», представленная в табл.2, отражает не только стоимостные показатели выручки по каждому виду продукции за 2005-2006 гг., но и ее количество, а также разброс цен. Наиболее дорогостоящий вид продукции – марка «Сити», цена которой в 2006 г. возросла на 25%. По-видимому, это и стало причиной снижения объема его продаж в количественном выражении. Однако рост цены компенсировал сокращение объема, и в результате выручка от продаж «Сити» незначительно выросла (34 тыс.руб.).

              В количественном выражении выделяется продажа продукции марки «Вавилон», относительная дешевизна которой (в сочетании с потребительскими свойствами) привела к еще большему росту реализации в 2006 г.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции