Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности финансовую отчетность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие рентабельности 5
2. Показатели рентабельности 9
2.1 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности 10
2.2 Анализ финансовой рентабельности 14
2.3 Анализ рентабельности продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  “РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА  АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Анализ показателей рентабельности»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          

                                                 Ростов-на-Дону

                                                          2011

                                     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3

1. Понятие рентабельности                                                                  5

2. Показатели рентабельности                                                             9

2.1 Анализ рентабельности хозяйственной деятельности                10

2.2 Анализ финансовой рентабельности                                            14

2.3 Анализ рентабельности  продукции                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

    Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

    Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

    Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности  финансовую отчетность.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие рентабельности 

    Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

    Рентабельность  продукции можно рассчитать как  по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

    Рентабельность  всей реализованной продукции можно  определить как:

    - процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

    - процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;

    - процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

    - отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.

    Эти показатели дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.

    Рентабельность  отдельных видов продукции зависит  от цены и полной себестоимости. Она  определяется как процентное отношение  цены реализации единицы данной продукции  за вычетом ее полной себестоимости  к полной себестоимости единицы данной продукции.

    Рентабельность  имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).

    Рентабельность  внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.

    Рентабельность  оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости  оборотных активов.

    Рентабельность  инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.

    Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.

    Показатели  рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

    Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы  прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли, и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.

    Анализ  общей рентабельности имеет большое  значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности  использования всего производственного  потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.

    Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

    Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

    При его помощи можно оценить эффективность  управления предприятием, так как  получение высокой прибыли и  достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

    По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

    Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

    Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Показатели рентабельности предприятия 

    В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:

    - показатели рентабельности хозяйственной  деятельности;

    - показатели финансовой рентабельности;

    - показатели рентабельности продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Анализ рентабельности хозяйственной  деятельности 

    Рентабельность  хозяйственной деятельности (R) характеризует  норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (П) к сумме инвестированного ими капитала (ИК):

    R=П/ИК. (1)

    В качестве инвестированного капитала при  оценке эффективности хозяйственной  деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.

    Некоторые экономисты предлагают из общей величины активов исключать бездействующие и избыточные основные производственные средства, оборудование к установке, денежные средства, нематериальные активы, т.е. средства, которые не способствуют получению прибыли. Однако такой подход является недостаточно оправданным, а показатель не широко используется на практике. Это связано с тем, что руководство предприятия должно не только эффективно использовать активы в своей деятельности, но и следить за составом активов, не создавая излишних запасов оборудования, материалов и т.д.

    При расчетах рентабельности необходимо иметь  в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.

    Необходимо  отметить, что при расчетах коэффициентов  рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:

    Rа = (ЧП+Пр*(1-Сн))/А, (2)

    где Rа- рентабельность активов; ЧП - чистая прибыль; Пр- проценты, уплаченные за пользование кредитами; Сн- ставка налога на прибыль в коэффициенте.

      Однако определение уровня рентабельности  по данной формуле затруднено  тем, что проценты за пользование  кредитами включены в себестоимость  продукции, а не возмещаются  из прибыли. При проведении внутреннего анализа рентабельности такие расчеты становятся возможными. В условиях отсутствия информации внешние субъекты анализа могут использовать только показатель чистой прибыли. Но и чистую прибыль невозможно точно подсчитать по данным текущей отчетности, так как в ней не выделяются платежи в бюджет за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Чистую прибыль можно определить приблизительно, вычитая налог на прибыль из прибыли отчетного периода. Полученный результат имеет завышенное значение, которое может быть уточнено только в ходе проведения внутреннего анализа.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности