Анализ кредиторской и дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основании комплексного экономического анализа раскрыть структуру и состав дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработать мероприятия по усовершенствованию расчетов с контрагентами предприятия.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: рассмотрены теоретические основы сущности, состава, видов дебиторской и кредиторской задолженности; приведена финансово-экономическая деятельность исследуемого предприятия СООО «ДОКАМА»; дана оценка состояния и оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия СООО «ДОКАМА».
Областью возможного практического применения является реализация данных мероприятий в рамках производственной и финансовой деятельности производственного предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические основы сущности дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Понятие, сущность, виды и методика управления дебиторской задолженностью предприятия
1.2 Понятие, сущность и виды кредиторской задолженности предприятия как составной части заемного капитала
1.3 Законодательная и нормативная база регулирования дебиторской и кредиторской задолженности в Республике Беларусь
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия СООО «ДОКАМА»
2.1 Общая характеристика, организационная структура и оценка деятельности предприятия
2.2. Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
3. Мероприятия по усовершенствованию расчетов с контрагентами предприятия СООО «ДОКАМА»
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая Анализ дебиторской и кредорской задолженности.doc

— 551.00 Кб (Скачать)
 

       Для списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (3 года), необходимо следующее:

  • инвентаризация просроченной задолженности на счетах бухгалтерского учета;
  • принятие мер по розыску и взысканию задолженности;
  • письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторской задолженности;
  • приказ или распоряжение руководителя предприятия о списании задолженности в течение пяти лет с момента списания с целью возможного ее

 получения.

     Для целей учета и анализа дебиторская  задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение товарно-материальных ценностей, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

       Дебиторская задолженность имеет  двоякую природу. С одной стороны,  «нормальный» рост дебиторской  задолженности свидетельствует  об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

       Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

       Дебиторская задолженность является активом  предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение.

       В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе – это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта. Следовательно, дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе, и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

       В текущие активы дебиторская задолженность  может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течение одного года, раскрыта. Наряду с этим, дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе долгосрочных активов может быть включена в статью «дебиторская задолженность».

       В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. исходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

       Чистая  стоимость реализации означает, что  при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и различного рода скидки. Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается неоплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена.

       Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.

       Управление  дебиторской задолженностью подразумевает  обязательное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

       Управление  дебиторской задолженностью заключается  также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

       Политика  в области управления дебиторской задолженности может включать следующее:

  • сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности;
  • деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;
  • определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп по-

купателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;

  • определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;
  • выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий;
  • выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);
  • выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности и условий этого;
  • прогнозирование поступления дебиторской задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициента инкассации и других механизмов.

       Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

  • недопущение неплатежей покупателей и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по   каждому   случаю  неплатежей

должны  быть приняты соответствующие меры;

  • разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;
  • прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
  • постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

       Именно  полнотой решения этих задач будет  определяться эффективность управления дебиторской задолженностью. 
 

    1. Понятие, сущность и виды кредиторской задолженности предприятия как составной части заемного капитала
 
 

     Заемный капитал  — это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг, коммерческие бумаги и др. Он подразделяется на долгосрочный (более года) и краткосрочный (до года). 

     Заемный капитал
     Долгосрочный      Краткосрочный
     Лизинг      Кредиты банков      Займы      Кредиторская  задолженность
 

     Рис. 1.1 Структура заемного капитала 

     По  целям привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:

     средства, привлекаемые для воспроизводства  основных средств и нематериальных активов;

     средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;

     средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.

     По  форме привлечения заемные средства могут быть в денежной форме, в форме оборудования (лизинг), в товарной форме и других видах; по источникам привлечения они делятся на внешние и внутренние; по форме обеспечения — обеспеченные залогом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные.

     При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей.

     Собственный капитал характеризуется простотой  привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства.

     Необходимость в собственном капитале обусловлена  требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.

     Однако  нужно учитывать, что собственный  капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала. Как правило, предприятия берут кредит, чтобы усилить свои рыночные позиции.

     В то же время если средства предприятия  созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов: К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

     От  того, насколько оптимально соотношение  собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

       Привлечение заемных средств  в оборот предприятия — явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей. Для этого можно использовать данные отчетной формы № 5 "Приложение к балансу", а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

     Качество  кредиторской задолженности может  быть оценено также удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации. Коэффициент оборачиваемости (Ko) и продолжительность долга по выданным векселям (П) рассчитываются следующим образом:

     Ко = Сумма погашенных обязательств по выданным векселям / среднее сальдо по счету «Векселя выданные»

     П = Среднее сальдо счету «Векселя выданные» * дни периода / сумма погашенных обязательств по векселям выданным за анализируемый период

Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности