Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Прибыль - одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли - это выражение основного принципа рационального поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных затратах, так как прибыль в самом общем виде и есть разница между полученными доходами и совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку прибыль, имеющую отрицательное значение, обычно называют убытком; в дальнейшем и положительная, и отрицательная разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль, если логика изложения не потребует конкретного уточнения).

Содержание

Введение 2
1. Теоретическая часть 4
1.1 Понятие прибыли и рентабельности производства 4
1.1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли 4
1.1.2 Понятие рентабельности 9
1.2. Анализ прибыли и рентабельности на предприятии 13
1.2.1 Сущность и методы анализа прибыли 13
1.2.2 Анализ рентабельности продукции 19
2. Практическая часть 23
2.1. Анализ показателей уровня обслуживания населения 23
2.2. Анализ эффективности использования основных фондов 28
2.2.1 Анализ структуры, состояния и движения основных фондов 28
2.2.2. Анализ движения и состояния основных фондов 29
2.2.3 Факторный анализ фондоотдачи 31
2.3 Оценка финансового состояния предприятия 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

АХД вариант 3 (1).docx

— 115.13 Кб (Скачать)

Введение 2

1. Теоретическая часть 4

1.1 Понятие  прибыли и рентабельности производства 4

1.1.1 Сущность и формирование  финансовой прибыли 4

1.1.2 Понятие рентабельности 9

1.2. Анализ  прибыли и рентабельности на  предприятии 13

1.2.1 Сущность и методы  анализа прибыли 13

1.2.2 Анализ рентабельности  продукции 19

2. Практическая часть 23

2.1. Анализ  показателей уровня обслуживания  населения 23

2.2. Анализ  эффективности использования основных  фондов 28

2.2.1 Анализ структуры,  состояния и движения основных  фондов 28

2.2.2. Анализ движения  и состояния основных фондов 29

2.2.3 Факторный анализ  фондоотдачи 31

2.3 Оценка  финансового состояния предприятия 37

Заключение 41

Список использованной литературы 43

 

Введение

 

Прибыль - одна из важнейших  и самых сложных экономических  категорий, занимающая одно из центральных  мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что К.Р. Макконнелл и С. Брю называют ее первичным  движителем капиталистической экономики. Можно сказать, что стремление к  получению прибыли - это выражение  основного принципа рационального  поведения в экономике - достижения максимальных результатов при минимальных  затратах, так как прибыль в  самом общем виде и есть разница  между полученными доходами и  совокупными издержками (а точнее, превышение первых над вторыми, поскольку  прибыль, имеющую отрицательное  значение, обычно называют убытком; в  дальнейшем и положительная, и отрицательная  разница между доходами и издержками будет определяться как прибыль, если логика изложения не потребует  конкретного уточнения).

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль предприятия  получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов  деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют  все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности предприятия являются:

1. Систематический контроль  за выполнением планов реализации  продукции и получением прибыли;

2. Определение влияния  как объективных, так и субъективных  факторов на объем реализации  продукции и финансовые результаты;

3. Выявление резервов  увеличения объема реализации  продукции и суммы прибыли;

4. Оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения объема реализации  продукции, прибыли и рентабельности;

5. Разработка мероприятий  по использованию выявленных  резервов.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов  исследование:

Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей  финансовых результатов за отчётный период).

Исследование структуры  соответствующих показателей и  их изменений ("вертикальный анализ" показателей).

Исследование влияние  факторов на прибыль ("факторный  анализ").

Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей  финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть "трендовый анализ" показателей). 

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие прибыли и рентабельности производства

1.1.1 Сущность и формирование финансовой прибыли

 

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи  продукции чистый доход получает форму прибыли. Количественно она  представляет собой разность между  выручкой (после уплаты налога на добавленную  стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные  и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует  рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его  финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать  в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных  проблем в современной экономической  теории.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными  поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным  состоянием предприятия на конец  и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над  расходами. Обратное положение называется убытком.

Изучение аспектов, связанных с  прибылью, привело нас к пониманию  того, что прибыль, исчисленная в  бухгалтерском учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению  понятий бухгалтерская и экономическая  прибыль. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат "работы" капитала.

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской  и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил  из предпосылки, что концепция прибыли  нужна для трех целей:

1) исчисления налогов;

2) защиты кредиторов;

3) для выбора разумной инвестиционной  политики.

Бухгалтерская трактовка приемлема  только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для  достижения третьей.

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и  экономической прибылью

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в течение отчетного периода + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные  изменения стоимости (оценки) активов  в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль1

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины "гудвилла" и  ее колебаний. Появление этой категории  связано с экономической трактовкой прибыли.

В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают  налоговую и экономическую концепции  прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в  первом - бухгалтерская прибыль равна  налогооблагаемой, во втором - их суммы  не совпадают.

В первом случае взгляд пользователей  бухгалтерской информации устремлен  в прошлое, во втором - в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому  прибыль, показанная в балансе и  отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой  уплачиваются налоги.

В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые  из них:

прибыль - выраженный в денежной форме  экономический итог хозяйственной  деятельности организации;

прибыль - обобщающий показатель анализа  и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования ;

прибыль - превышение доходов от продажи  товаров и услуг над затратами ;

прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности

Анализируя различные научные  трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение.

Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров). Реализация других активов, поступления от внереализационных  операций и прочие поступления формируют  доход, такой подход требует новой  концепции налогообложения, заключающейся  в раздельном налогообложении прибыли  и дохода. Тем не менее, в действующей  системе налогообложения такое  разделение не предусмотрено. Все поступления  доходов фактически признаются образующими  прибыль за исключением расходов.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, состояние производительности труда, уровень затрат. Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме  собственности. 2

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а  по некоторым товарам - торговые скидки.

За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда  оплаты труда их работников. Она  является не только источником обеспечения  внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все  большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов.

Многоаспектное значение прибыли  усиливается с переходом экономики  государства на основы рыночного  хозяйства. Коммерческие предприятия, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная необходимость успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Недостаток прибыли и  ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют  о неэффективности и рискованности  бизнеса и является одной из причин банкротства.

Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет ряд  важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием  и показателем эффективности  деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует  об эффективной деятельности предприятий.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Выступая конечным финансово-экономическим  результатом предприятий, прибыль  приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое  поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных  уровней. Она поступает в бюджеты  в виде налогов, а также экономических  санкций, и используется на различные  цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном  порядке.

Таким образом, прибыль предприятия - основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод  вытекает из цели предпринимательской  деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской  деятельности в развитых странах): "Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности, максимизацию прибыли, максимизацию управленческого  вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность" [4, С.98].

Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной  целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих  акционеров, т.е. максимизация биржевого  курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

Такая постановка цели для современного уровня развития западной экономики  вполне логична. Максимизация прибыли  представляет собой краткосрочную  задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной  собственности - долгосрочная цель, поскольку  акционеры заинтересованы как в  будущих, так и в сегодняшних  прибылях. Максимизация прибыли может  быть достигнута в короткие сроки  за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получения краткосрочной прибыли, может отложить проведение ремонтных работ, рискуя в долгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах.

1.1.2 Понятие рентабельности

 

Рентабельность; в отличие от прибыли  предприятия, показывающей эффект предпринимательской  деятельности, характеризует эффективность  этой деятельности. Рентабельность - относительная  величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике  существует система показателей  рентабельности.

Рентабельность продукции можно  рассчитать как по всей реализованной  продукции, так и по отдельным  ее видам.

Рентабельность всей реализованной  продукции можно определить как:

процентное отношение прибыли  от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;

процентное отношение прибыли  от реализации продукции к выручке  от реализованной продукции;

процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции

отношение чистой прибыли к выручке  от реализации продукции. 3

Информация о работе Анализ деятельности предприятия