Анализ бухгалтерской финансовой отчетности на примере предприятия ОАО «Симбирск-Лада»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей построения бухгалтерского баланса, изучение теоретических аспектов методических материалов, исследовать на практике порядок составления и формирования форм бухгалтерской отчетности на предприятии ОАО «Симбирск-Лада».
Для осуществления поставленной цели в работе определены следующие конкретные задачи:
рассмотреть понятие и содержание бухгалтерского баланса;
изучить функции и определить значение бухгалтерского баланса;
раскрыть классификацию видов бухгалтерского баланса и оценку его статей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА…………………………………………………..5
1.1 Понятие и содержание бухгалтерского баланса………………………..5
1.2 Значение и функции бухгалтерского баланса…………………………..8
1.3 Классификация видов и оценка статей бухгалтерского баланса….….11
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)
ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛ ОАО «СИМБИРСК-ЛАДА»……….20
2.1. Организационно - экономическая характеристика ОАО
«Симбирск-Лада»………………………………………………………..…..20
2.2. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…..30

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 65.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОСТРОЕНИЯ

БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА…………………………………………………..5

1.1 Понятие  и содержание бухгалтерского  баланса………………………..5

1.2 Значение  и функции бухгалтерского баланса…………………………..8

1.3 Классификация  видов и оценка статей бухгалтерского  баланса….….11

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛ ОАО  «СИМБИРСК-ЛАДА»……….20

2.1. Организационно  - экономическая характеристика ОАО

«Симбирск-Лада»………………………………………………………..…..20

2.2. Составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…..30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..…..34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила  и продолжает ставить различные  вопросы перед бухгалтерским  учетом. Многие из них остались без  ответа. Однако жизнь такова, что  человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что  ответ не совсем правилен. В самом  деле, очень долго люди, занятые  хозяйственной деятельностью, в  поисках ответа довольствовались методом  проб и ошибок. По прошествии многих столетий, когда хозяйственная жизнь  резко изменилась, стала несравненно  сложнее, тогда такие приемы перестали  себя оправдывать, потребовалась наука.

Имущество организации и ее обязательства  непрерывно участвуют в сфере  производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной  деятельностью, необходимо располагать  обобщенными данными о ее имуществе  и обязательствах. Такое обобщение  достигается в процессе составления  бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.

Умение  читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.

Умение  чтения бухгалтерского баланса дает возможность:

  • получить значительный объем информации о предприятии;
  • определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
  • установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей построения бухгалтерского баланса, изучение теоретических аспектов методических материалов, исследовать на практике порядок составления и формирования форм бухгалтерской отчетности на предприятии ОАО «Симбирск-Лада».

Для осуществления поставленной цели в  работе определены следующие конкретные задачи:

  • рассмотреть понятие и содержание бухгалтерского баланса;
  • изучить функции и определить значение бухгалтерского баланса;
  • раскрыть классификацию видов бухгалтерского баланса и оценку его статей;
  • рассмотреть порядок составления бухгалтерской отчетности на примере ОАО «Симбирск-Лада».

Предметом курсовой работы являются теоретические и практические вопросы  составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «Симбирск-Лада».

Основой  курсовой работы послужили Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» и  «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г, а также действующие Положения по бухгалтерскому учету. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

1.1 Понятие и содержание бухгалтерского  баланса, его значение и функции

Имущество организации  и ее обязательства находятся  в постоянном движении. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной  деятельностью, необходимо располагать  обобщенными данными о ее имуществе  и обязательствах. Такое обобщение  достигается в процессе составления  бухгалтерского баланса.

Слово баланс происходит от латинских слов: bis - дважды, lanx - чаша весов. Получается bilanx - равновесие, т.е. равенство двух чаш весов. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период.

Как бухгалтерское  понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно  встретить различные сведения о  времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV- началу XV веков. Так, Соколов Я.В. упоминает, что слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427г. независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансы в современном понимании этого термина или нет [39, с. 21] .

Наиболее распространено такое определение: Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств предприятия и источников их формирования. Не вдаваясь в подробный анализ этой формулировки, можно отметить, что в ней четко выделяются две категории: средства и источники, т.е. актив и пассив. Хотя многие и согласны с определением баланса, указанном выше, но все же представляют его немного иным, а именно, что баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятие, и его финансовый результат.

Для понимания  информации, содержащейся в бухгалтерском  балансе, важно иметь представление  о структуре баланса.

Двусторонняя  таблица баланса в графическом  изображении показывает на левой  стороне состояние имущества  в последовательности, соответствующей  функциональной роли его составляющих, исходя из степени ликвидности и  характера участия хозяйственных  средств в процессе воспроизводства  общественного продукта. Это актив  баланса. Актив раскрывает состав имущества, как оно действует, чем представлены его составные части.

Источники данного  имущества отражены в правой стороне баланса - пассиве. Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономически однородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассиве принято называть статьей баланса [36, с.58].

Бухгалтерский баланс составляется в реальной оценке на дату составления баланса, «очищенном»  от регулирующих статей (баланс-нетто). Такой подход распространяется как  на имущество длительного пользования, так и состав оборотных средств.

Итог по активу баланса на начало года и конец  отчетного периода равен соответственно итогу его пассива. Это равенство, как уже указывалось, определяет сущность баланса: в нем отражается имущество экономического субъекта в двух плоскостях, а именно в левой стороне - активе баланса - по видам, составу и размещению, а в правой - пассиве - по источникам формирования данного имущества.

В активе имущество  приведено с учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные статьи («Нематериальные  активы», «Основные средства») размещены  в начале, а легко реализуемые  активы («Касса», «Расчетный счет») - в конце баланса.

Актив баланса включает два раздела, представленные по экономической однородности с точки зрения ликвидности имущества  следующими основными группами.

Первый раздел «Внеоборотные активы»  содержит информацию о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленными в составе основных средств, а также долгосрочными  инвестициями.

Второй раздел «Оборотные активы»  представляет три блока наиболее ликвидных активов. Это мобильные  средства организации, так как в  короткое время могут быть обращены в наиболее ликвидную их часть - денежные средства.

Правая сторона баланса (пассив) раскрывает содержание собственного капитала и обязательств как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Собственный капитал отражен в  третьем разделе пассива «Капитал и резервы». Здесь же отражена статья «Нераспределенная прибыль («Непокрытый  убыток»).

Заемный капитал, исходя из сроков заимствования  организацией, содержится в четвертом  разделе бухгалтерского баланса  «Долгосрочные пассивы» и в пятом  разделе «Краткосрочные пассивы».

Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса.

Значение  бухгалтерского баланса настолько  велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке  тех данных, которые содержатся в  балансе. Если в отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или  иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние  всех средств организации.

В рыночной экономике бухгалтерский баланс служит источником информации для обширного  круга пользователей.

Так, баланс организации знакомит собственников, менеджеров с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса  они узнают, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и  качественном отношении тот запас  материальных средств, которым организация  способна распоряжаться и кто  принимал участие в создании этого  запаса.

По балансу  определяют, сумеет ли организация  в ближайшее время выполнить  свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ей угрожают финансовые затруднения.

По балансу  определяют конечный финансовый результат  работы организации в виде наращения  собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности  руководителей управлять организацией, сохранить и приумножить вверенные  им материальные и денежные ресурсы.

На основе данных баланса строится оперативное  финансовое планирование любой организации  и осуществляется контроль за движением  денежных потоков в соответствии с полученной прибылью.

Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики.

Таким образом, умея правильно читать баланс, можно  и без всяких расчетов понять и  сделать первые выводы о деятельности той или иной фирмы и о результатах  ее функционирования, а значит дать ей оценку.

 

1.2 Классификация видов бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерский баланс классифицируется по видам в  зависимости от цели их составления.

Признаки  классификации бухгалтерского баланса:

1) время составления;

2) источники  составления;

3) объем информации;

4) характер  деятельности;

5) форма собственности;

6) объект  отражения;

7) способ  очистки.

По времени  составления балансы классифицируются как:

1) вступительные;

2) текущие;

3) ликвидационные;

4) разделительные;

5) объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса.

Ликвидационный  баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные и заключительные ликвидационные балансы.

Разделительные  балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц.

Объединительный баланс формируется при объединении нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных единиц.

По источникам составления балансы делятся  на инвентарные, книжные и генеральные.

Информация о работе Анализ бухгалтерской финансовой отчетности на примере предприятия ОАО «Симбирск-Лада»