Японская экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

В течение последних лет японская экономика испытывает на себе сильное давление такого фактора, как повышение курса иены. Хотя этот процесс является одним из проявлений усиления позиций японской экономики относительно американской ( прежде всего с точки зрения темпов роста производительности труда и качества продукции гражданского сектора экономики), вплоть до серендины 1987г.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 16.40 Кб (Скачать)

    В  течение последних лет японская  экономика испытывает на себе  сильное давление такого фактора,  как повышение курса иены. Хотя  этот процесс является одним  из проявлений усиления позиций  японской экономики относительно  американской ( прежде всего с точки зрения темпов роста производительности труда и качества продукции гражданского сектора экономики), вплоть до серендины 1987г. Повышение курса иены оказывало преимущественно отрицательное влияние на развитие японской экономики.

    Как  известно, всякое изменение обменного  курса валюты – и ревальвация,  и девальвация – имеет как  положительные, так и отрицательные  стороны, и адаптация экономики  к новому курсу требует определенного  периода времени. Особенно сложно  этот процесс протекает именно  на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий, которые сами непосредственным образом ощущают изменение курсов валют через издержки производства, размеры экспортных доходов, величину прибыли и т.д.

    То, что дорожание иены произошло столь резко и стремительно  - с сентября 1985 по декабрь 1987 г. иена подорожала на 85%, - крайне осложнило процесс адаптации японских компаний к новому обменному курсу, поскольку потребовало от них осуществление в крайне сжатые сроки коренной перестройки различных направлений хозяйственной деятельности. Положение осложнялось также и тем, что повышение стоимости иены происходило в обстановке острой конкурентной борьбы с новыми индустриальными экономиками Азии (НИЭ Азии) и нарастания торговых трений с развитыми капиталистическими странами.

    Обычно  при ревальвации валюты компании, ведущие экспортные операции, повышают  экспортные цены на свою продукцию  в долларах в пропорции, близкой  к размерам повышения курса  национальной валюты, с тем, чтобы  свести к минимуму потери при  переводе экспортных доходов   в национальную валюту ( хотя на практике степень изменения экспортных цен никогда не бывает адекватной степени изменения валютного курса.

    В  условиях острой конкурентной  борьбы с новыми индустриальными  экономиками и торговых разногласий  с ведущими капиталистическими  странами большинство частных  японских компаний, ведущих экспортные  операции, в целях сохранения  доли на рынках и конкурентоспособности  продукции повысили экспортные  цены в значительно меньшей  степени, чем возрос обменный курс иены. Так, ели с сентября 1985 года по конец 1987 года иена подорожала на 85%, то рост экспортных цен в долларах составил лишь 46% ( в пересчете на иены экспортные цены на тот же период упали на 22%). Очевидно, что в такой ситуации большинство производств, работающих на экспорт ( в том числе автомобилестроение, бытовое электромашиностроение и т.д.), понесло колоссальные убытки, многие компании оказались на гране финансового краха. По  расчетам Хисао Канамори, директора японского центра экономических исследований, в 1986 г. прибыли компаний сократились на 34% по сравнению с 1985 г. Падение рентабельности в экспортоориентированных  отраслях привело к сокращению объемов производства и инвестиций, повышению уровня безработицы, нарастанию волны банкротств.

    Однако примерно с середины 1987г. положение стало улучшаться. Так, согласно обследованию, проведенному Федерацией экономических организаций Японии (Кэйданрэн), к концу 1987 г.  ¾ японских частных компаний считали, что отрицательные последствия повышения курса иены в основном ими преодолены и их финансовое положение заметно улучшилось, и только 15,5% полагали, что их положение продолжает оставаться довольно тяжелым и нельзя рассчитывать на быстрое улучшение.

    Согласно  данным того же исследования, основными мерами, предпринятыми компаниями для преодоления отрицательных последствий повышение курса иены, явились: рационализация производства, освоение новых видов продукции и внедрение в новые сферы деятельности, расширение зарубежного предпринимательства. Осуществление этих мер и привело к существенным сдвигам в приоритетах предпринимательской деятельности японских фирм. Рассмотрим каждое из них более подробно.

    К  первому направлению относятся  все те меры, которые имеют  своей целью сокращение издержек  производства. Это направление, получившее  название «генрё кэйэй» (буквально «управление меньшими объемами»), очень активно развивалось в Японии после нефтяного кризиса 1973 – 1974гг. и дало чрезвычайно большие результаты. Достаточно сказать, что за 1975 – 1987 гг. удельная энергоемкость производства Японии была снижена почти на 40,0 %, а удельная материалоемкость – на 50%.

     Стремительное повышение курса иены, поставившее под угрозу не только рентабельность, но и само существование большого числа японских компаний, привело к новой волне рационализации производства. В результате за два с половиной года (1985 – 1987 гг.) издержки производства были снижены почти вдвое.

    Что  касается второго направления  мер – освоение новых видов  продукции и внедрение  в  новые сферы деятельности, - то  оно имеет самое непосредственное отношение к задаче переориентации экономического роста Японии на внутренний спрос. Она, как известно, стала перед Японией еще до повышения курса иены, но последнее резко актуализировало эту задачу и стимулировало ее практическое осуществление. Большинство ведущих японских экономистов считают, что примерно с середины 1987 г. японская экономика совершила поворот в сторону роста с опорой на внутренний спрос. Решающую роль в этом повороте сыграли действия японских компаний, и прежде всего их усилия по разработке новых товаров, ориентированных на внутренний спрос, и освоению новых сфер деятельности.

    Внимание японских компаний к разработкам и производству товаров, ориентированных на внутренний спрос, заметно усилилось с первой половины 1986 г., что выразилось в резком возрастании доли продаж на внутреннем рынке по ряду ведущих товаров японского экспорта: так, за 1985 – 1987 гг. по телефонным аппаратам она возросла с 40 до 80%, по видеомагнитофонам – с 20 до 30%.

    Основной  причиной столь быстрого переключения  на внутренний спрос явилось  относительное снижение конкурентоспособности  японской продукции на внешних  рынках в результате повышения  курса иены и, в частности,  обострение конкурентной борьбы  между Японией и новыми индустриальными  экономиками Азии (Южная Корея,  Тайвань, Сингапур, Гонконг). Хотя  в области неценовой конкуренции  японские товары значительно  превосходят аналогичную продукцию  НИЭ Азии, с точки зрения цен  они заметно уступают последним. Так, в настоящее время малолитражные автомобили южнокорейского производства стоят на американском рынке на 1500 долл. дешевле японских, продукция бытовой электроники южнокорейского производства в среднем на 30 – 40% дешевле аналогичной продукции японского производства. 

 

 


Информация о работе Японская экономика