Услуги коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ действующей практики предоставления услуг коммерческими банками в Республики Казахстан. Анализ депозитного рынка РК, кредитоспособности, анализ автоматизированных процессов в банках.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

 

Механизм функционирования системы  электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых  карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов. В сфере денежного обращения  пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут  быть личные и корпоративные. Банки  выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а  также другим лицам, после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации получившей карточки.

Таким образом, во второй главе рассмотрены  депозитный, кредитный рынок коммерческих банков Республики Казахстан, а также  особенности обслуживания банковских карточек.

              Таким образом, банк проводит активные операции, размещая собственные и привлеченные средства. Осуществляя выдачу ссуд и кредитов, банк выполняет услуги по кредитованию. Банк выдает ссуды и кредиты банкам, физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в различных сферах экономики.

 

3. Проблемы и пути совершенствования  банковских услуг в коммерческих  банках республики Казахстан

3.1 Современное состояние и проблемы  рынка банковских услуг

 

В современный период повышается значение банковского сектора в экономической системе Республики Казахстан. Это предопределено нарастанием позитивных тенденций в реальном секторе, в частности, конструктивными сдвигами в горно-металлургическом и нефтедобывающем комплексах, ростом валового внутреннего продукта, накоплением условий для инноваций, оживлением инвестиционной деятельности и формированием благоприятных условий для развития предпринимательства.

Высокий уровень роста  кредитования, характерный для предыдущих периодов, сменился более умеренными темпами, что в свою очередь не могло не повлиять на уровень развития финансовых отношений в стране. Ужесточившиеся условия по фондированию на внешних рынках привели в свою очередь к ответным мерам и в отношении внутренних потребителей услуг финансового сектора в виде ужесточения условий кредитования со стороны банков и повышения ими процентных ставок. Изменение стандартов кредитования в сторону ужесточения привело к снижению кредитной активности финансового сектора. [15, c.1]

Повышение деловой активности будет стимулировать спрос на кредитные ресурсы банковского сектора, который, к сожалению, в настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.

Повышенная ликвидность  в период высокой волатильности  рынков и нестабильности ожиданий участников может способствовать росту спекулятивных  настроений на валютном рынке и иметь  существенный дестабилизирующий характер.

23 ноября 2009 года Темирбанк, акционером которого является БТА Банк, также объявил о начале реструктуризации своих обязательств. В результате к концу ноября в совокупности 3 банка находятся в процессе диалога с кредиторами о реструктуризации своих обязательств.

В этих условиях максимально оправдан выбор в пользу стабилизации курсовых колебаний и создания четких ориентиров обменного курса. В дальнейшем, стабилизация ожиданий в краткосрочном периоде и гибкость политики обменного курса в среднесрочной перспективе в зависимости от фундаментальных факторов станут приоритетами курсовой политики Национального Банка.

Переоценка обязательств заемщиков в иностранной валюте в результате корректировки стратегии  курсовой политики, особенно секторов, ориентированных на внутренний рынок  и не имеющих существенных источников валютных поступлений, увеличила нагрузку на качество кредитных портфелей банков. Вместе с тем, эффект девальвации на рост неработающих займов нельзя преувеличивать, поскольку как население, так и предприятия испытывали снижение доходов и денежных поступлений, а также финансовых ресурсов от банков в результате более низкого внутреннего и внешнего спроса и замедления кредитования экономики. В частности, сопоставление доли валютных кредитов, валютной позиции заемщиков с динамикой неработающих займов по отраслям и сегментам кредитования в 2009 году не показывает существенной зависимости масштаба ухудшения качества портфеля от более высокого уровня долларизации деятельности отрасли или сегмента. При этом сам факт высокой отраслевой долларизации обязательств остается существенным фактором риска, прежде всего для качества ссудного портфеля банков. [17]

Широкое применение инструментов реструктуризации ссудного портфеля позволяет  банкам контролировать ухудшение качества ссудного портфеля. Так, по информации банков в отношении порядка 12% ссудного портфеля банками были изменены условия кредитования в целях улучшения кредитоспособности клиентов. Эффективность данных мероприятий в значительной степени зависит от скорости и масштабов восстановления экономики и сохранения благоприятной внешней ценовой конъюнктуры.

Замедление экономического роста и внутреннего спроса наиболее существенно ударило по малым  предприятиям отраслей, ориентированных  на внутреннего потребителя товаров  и услуг. В частности возросшее количество недействующих и неактивных предприятий может нести в себе риск роста банкротств, если база восстановления экономического роста не

расширится за счет несырьевых отраслей экономики. При этом объективно, фазы падения и роста сказываются  с определенным лагом на финансовой устойчивости предприятий. В этом случае можно ожидать сохранения высоких отраслевых рисков и давления на качество ссудного портфеля банков в 2009 году.

В целом, несмотря на существенное снижение качества кредитного портфеля, доля кредитов, списанных за баланс, остается довольно низкой, не отвечая текущим условиям, что свидетельствует о нежелании банков полностью признавать убытки. Этому способствует ряд факторов, среди которых ограниченность капитала для покрытия убытков, надежда на восстановление финансового состояния заемщиков, но также и неурегулированность вопросов налогообложения доходов, возникающих от восстановления провизий.

По мере постепенного восстановления экономики и снижения отраслевых и индивидуальных рисков заемщиков будет формироваться тренд снижения ставок кредитования. В этих условиях в краткосрочной перспективе особое внимание банкам необходимо уделить регулированию процентного риска, особенно по срокам более одного года, в частности тем институтам, которые проводили агрессивную стратегию привлечения финансовых ресурсов в условиях ограниченности возможностей их эффективного размещения.

Несмотря на заметное снижение, с точки зрения финансовой стабильности уровень внешней задолженности  банковского сектора остается высоким. Только наличие надежных и Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2009 года 4стабильных внутренних источников финансирования может способствовать дальнейшему безболезненному снижению объемов внешнего финансирования банков.

Учитывая ограниченность ресурсов фондирования, увеличивается роль капитала, который, фактически, в среднесрочной перспективе должен как способствовать поглощению убытков по кредитному портфелю, так и служить буфером для устойчивого кредитного роста.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на активный рост количества и роли банков с иностранным участием в последние 2 года, их доля не представляет угрозы для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе и не требует административного вмешательства со стороны государства. [18] При этом государство в рамках реализации Концепции развития финансового сектора в посткризисный период четко обозначит оптимальную долю иностранного участия, что, с одной стороны обеспечит интересы экономической безопасности страны, а с другой станет буфером финансирования, поддерживающим кредитную активность в случае развития кризисных ситуаций.

3.2 Мероприятия государственного  регулирования и совершенствования  рынка банковских услуг

 

25 ноября 2008 года был  принят План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2011 годы. Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). План включает в себя пять направлений деятельности:

стабилизацию финансового  сектора - 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

развитие жилищного  сектора - 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

поддержку малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

развитие агропромышленного  комплекса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

реализацию инфраструктурных и прорывных проектов - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) [19, с.2].

Необходимость поддержки  отечественной банковской системы  объясняется ее важной ролью в  экономической системе страны. За годы независимости отечественные  банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей ее развитие на рыночных условиях.

Предоставляя поддержку  отечественным банкам, государство  рассчитывает на сохранение ими объемов  кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.

Цель государства - поддержать и сохранить стабильность системы  в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации.

Государство не вмешивается  в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких  обязательств по долгам банков. В текущих  условиях банки должны обеспечить эффективное  управление активами и пассивами  так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны.

Для стабилизации финансового  сектора будут приняты следующие меры.

Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих  банков через приобретение простых  и привилегированных акций, а  также предоставление субординированных  займов. При этом одним из главных  условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.

На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость  которых значительно упала в  цене. Это ухудшает качество активов  банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал [19, с.4].

Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них:

1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка);

3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в  форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса [19, с.4].

Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заемщикам внутри страны.

Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение  качества кредитных портфелей казахстанских  банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Информация о работе Услуги коммерческого банка