Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. выяснить, что такое переходная экономика;
3. определить основные особенности формирования белорусской экономической модели, показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………2
1. Основные модели рыночной экономики: основные черты………………….3
2. Переходная экономика. Основные направления формирования социально-ориентированной экономики………………………………………………….11
3. Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020гг………………………….....18
Вывод……………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Тогда другими, специфическими ее функциями  будут:

  1. Функция социальной стабилизации и социального мира;
  2. Функция создания условий для более широкого удовлетворения тех потребностей, на которые не откликается по известным причинам рынок, но удовлетворение которых важно в социальном отношении;
  3. Функция социальной защиты тех, кто оказался в силу ряда объективных причин вне рыночной «игры» (дети, безработные и т.п.);
  4. Функция повышения благосостояния всех слоев общества на основе экономического развития страны;
 

    Опыт многих стран и развивающаяся теория позволяют вывести основные принципы социальной рыночной экономики.    

Во-первых, социальная рыночная экономика может  быть только в правовом государстве, где утверждается принцип всеобщего уважения общепринятых законов, в том числе и в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства и рыночных структур.    

Во-вторых, принцип свободы экономической  деятельности в пределах существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело, взяв на себя экономическую ответственность  за его результаты.    

В-третьих, принцип трудоспособного  населения, который разными методами должно обеспечивать государство.    

В-четвертых, принцип установления социальной гарантии как гарантии равных для всех социальных слоев возможностей.    

В-пятых, принцип социальной справедливости для всех слоев населения.    

В-шестых, принцип социальной защиты оказавшихся  незащищенными.    

В-седьмых, принцип устойчивости экономического роста как материальной базы всеобщего  и справедливого благосостояния.     

В-восьмых, принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.     

В-девятых, принцип социальной ответственности  за эффективность не только своей, но и общей экономической деятельности, за общий уровень и образ жизни.    

В-десятых, принцип сохранения социального  мира в стране на основе своевременного переговорного разрешения противоречий между социальными группами.     

Главными  составляющими компонентами социальной рыночной экономики является:

  1. Рыночное хозяйство.
  2. Социальная сфера.
 

    Их  соотношение, структура не могут заранее обозначиться жестко и строго, поскольку будут реально зависеть от конкретных условий (от уровня развития страны, ее экономического потенциала, истории, менталитета и т.п.), поэтому могут быть неодинаковыми в разных странах.    

Такая вариативность структуры социальной рыночной экономики как бы заложена самой этой формулой, в которой  «социальная» и «рыночная» сосуществуют на равных. В этой двойственности есть и плюсы и минусы. Минус состоит в недостаточной определенности и четкости, а плюс в том, что на базе этой формулы возможны варианты сочетаний составляющих компонент. Главное, чтобы они были в рамках основополагающих принципов данной системы, не выходили из ее координат.

Типовая модель социально-ориентированной  экономики отличается следующими параметрами:

  1. «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);
  2. осуществления макроэкономического регулирования на уровне не только денежно-кредитной и налогово-бюджетной системы, но и других сфер экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
  3. поддержание конкурентных отношений в экономике (имеет особое значение для государственных органов), которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
  4. высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
  5. развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета;
  6. высокий уровень социальной защиты (налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества о бедных слоях населения)
 

    Модель  социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков.

  1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
  2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.
  3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
  4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
  5. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.
  6. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

3.  Особенности белорусской модели экономического развития. Перспективы развития белорусской экономики в 2006-2020 гг.    

Необходимость структурной трансформации экономики  страны существует практически постоянно. Другое дело, что ее настоятельность бывает разной, разнонаправленными могут быть и вектора реализации, определяемые многими факторами. Важнейшими среди них являются: место страны на карте международного разделения труда, глобализационные процессы и их основные тенденции, уровень развития технологической структуры национальной экономики, степень развитости человеческого капитала и образовательных систем, долговременные целевые установки общества, мотивированность населения на их выполнение и др.    

Республика  Беларусь находится  на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Его устранение требует незамедлительной системной модернизации экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин неразвитости технологической структуры, механизмы активизации инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста.    

Белорусская экономическая модель официально характеризуется  как модель с социально ориентированной  рыночной экономикой. Это указывает на ее сходство с моделью экономик развитых европейских стран. Однако следует понимать, что пока экономическая система Беларуси находится в стадии трансформации.    Курс  на построение в Беларуси социально  рыночной экономики по своему содержанию не должен трактоваться как возврат к командно-административной экономике. Он предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющие успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве – это политика укрепления конкурентных рыночных механизмов и регулирования фиаско рынка.    

Рассмотрим  основные особенности белорусской  модели.    Процессы  разгосударствления и приватизации, формирования рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер. Так, на конец 2004 года 37%  продукции в стране производилось предприятиями государственной формы собственности, 63% – негосударственными и иностранными предприятиями. В то же время большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определенная доля принадлежит государству, а зачастую государство владеет контрольным пакетом акций. Кроме того, даже в отношении по преимуществу частных предприятий государство проводит сильную регулирующую политику, пользуясь институтом «золотой акции» и другими мерами. Таким образом, крупные акционерные общества, образованные на базе существовавших в советское время предприятий, находятся под государственным контролем. Частные предприятия в большинстве своем – это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.    

Система ценообразования в нашей стране имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным  регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые блага, например на жилищно-коммунальные услуги, тарифы на товары и услуги естественных монополий (транспорт, энергоносители) и т.д.     

Система планирования в Беларуси частично сохранила  черты советской системы, однако в республике осуществляется переход  от  административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.    

Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. Объем социальных трансфертов в 2004 году составлял 6442 млрд. руб., или 21,8% всех денежных доходов населения. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое – важные направления государственных расходов.    

В сравнении со странами Центральной  и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью – это высокие темпы экономического роста. Определенная степень социальной дифференциации необходима для создания стимулов к эффективной деятельности субъектов. Чем выше уровень деловой активности, предпринимательской инициативы, тем быстрее развивается экономика страны. При этом важно помнить о группах населения, экономическая активность невелика (пенсионеры, инвалиды и т.д.), для них должны разрабатываться программы социальной защиты.    

Результаты  функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности – 3,0, инвестиции в основной капитал – в 3,7, реальные денежные доходы населения – в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения – в 2001 г., ВВП – 2003 г., инвестиций в основной капитал – в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности – 185, инвестиций в основной капитал – 142, реальных денежных доходов населения – 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизился к уровню 1990 г. – 99%.

А теперь рассмотрим итоги экономического развития Республики Беларусь за 2008 год по макроэкономическим показателям.    

По  темпам роста макроэкономическим показателям  Беларусь превосходила средний уровень стран СНГ. ВВП в республике за 2008 год увеличился на 10,6% ( в 2007 – на 8,4%); производство промышленной продукции – на 13,1 (в 2007 – на 8,5); розничный товарооборот – на 21,3 (в 2007 – на14,6); инвестиции в основной капитал – на 21,8 (в 2007 – на 17,5).     

Информация о работе Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы, направления. Особенности белорусской модели развития.