Развитие Украины после распада СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:03, реферат

Описание работы

При советской власти Украина сохранила статус развитого аграрного и горнодобывающего региона. Кроме того, развивались обрабатывающая промышленность, транспорт и сфера услуг. Несмотря на значительные разрушения во время Второй мировой войны, Украина осталась одной из самых развитых республик СССР, но все же после обретения независимости Украина столкнулась с целым комплексом проблем, пожалуй, наиболее сложных по сравнению с проблемами бывших союзных республик СССР. становление государственности Украины происходило в условиях унаследования нерациональных кооперированных связей и транспортных перевозок, продиктованных оборонными интересами СССР, автономии отраслей оборонного комплекса

Работа содержит 1 файл

Украина.docx

— 50.05 Кб (Скачать)

     Уральский Государственный Университет имени 

     А. М. Горького 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  Украины после  распада СССР 
 

     Исполнитель: Юдина Елена

     Студентка I курса 

     экономического  факультета

     103 группа

     Научный руководитель:

     Страгис Юрий Павлович 
 
 

     Екатеринбург

     2010

 

    

    При советской власти Украина сохранила  статус развитого аграрного и  горнодобывающего региона. Кроме того, развивались обрабатывающая промышленность, транспорт и сфера услуг. Несмотря на значительные разрушения во время  Второй мировой войны, Украина осталась одной из самых развитых республик СССР, но все же после обретения независимости Украина столкнулась с целым комплексом проблем, пожалуй, наиболее сложных по сравнению с проблемами бывших союзных республик СССР. становление государственности Украины происходило в условиях унаследования нерациональных кооперированных связей и транспортных перевозок, продиктованных оборонными интересами СССР, автономии отраслей оборонного комплекса. Таким образом, мы можем хоть немного представить, в каком экономическом положении находилась Украина после распада СССР.

    Украине предстояло решить много проблем  в сфере экономической политики и стратегии проведения экономических  реформ: разгосударствления и изменения  отношений собственности; развития предпринимательства и формирования среднего класса - представителей малого и среднего бизнеса; перехода к свободному ценообразованию; антимонопольного регулирования, прежде всего, в сфере естественных монополий; создания элементов инфраструктуры рыночной экономики - банков, бирж, страховых  компаний и т.д.

    Предстояло  дать ответ на следующие вопросы, имеющие принципиальное значение: Что  строим? Каким путем? Как быстро? К сожалению, очень долгое время  руководство страны само не могло  ответить на эти вопросы, и все  экономические реформы осуществлялись стихийно.

    Вследствие  этой неопределенности в Украине  широкое распространение приобрела  практика повторения российских шагов  и ошибок в реформировании с полугодовым  или годовым отставанием. Не было четкого понимания того, что кризис имеет системный и структурный  характер, затрагивает все стороны  общественной жизни страны. Руководство страны также не имело более-менее точной оценки последствий быстрого реформирования экономики и общества и представления о той социальной цене, которую придется заплатить обществу. Их прогнозы были всегда более оптимистическими, чем происходило на практике, а осознание глубины и сложности проблем реформирования пришло лишь через годы и допущенные ошибки.

    Далее предлагаю рассмотреть меры, принимаемые  украинскими властями для выхода из кризиса. Так в 1992 году Украина  стала полноправным членом МВА, кроме того она вступила в Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития.

    МВФ начал переговоры с правительством Украины о предоставлении кредитов на принятых в этой организации условиях. Согласно условиям этой международной  организации, кредиты МВФ предоставляются  странам-членам на преодоление дефицита платежного баланса, вызванного нарушениями  в традиционной системе внешней  торговли и структурными диспропорциями. При этом кредитуемое государство  принимает на себя обязательства  о проведении комплекса мер, направленных на преодоление имеющегося экономического и финансового дисбаланса.

    Цель  программы финансирования - обеспечить снижение темпов инфляции (стабильность цен), привлечение внешних источников покрытия дефицита бюджета, способность  страны полностью обслуживать свой внешний долг. Следует отметить, что кредиты МВФ предоставляются  на очень льготных условиях.

    В 1992-1993 годах Украина оказалась  неготовой к установлению макроэкономического  контроля в денежно-кредитной и  налогово-бюджетной сферах из-за отсутствия соответствующих институтов, квалифицированных  кадров - макроэкономистов и единого центра принятия решений по денежной эмиссии, предоставлению кредитов правительству, сокращению государственных расходов и поддержке государственного сектора экономики. Принятие решений парализовалось отсутствием единого понимания в трех центрах власти - Администрации Президента, Верховном Совете, Правительстве. Кроме того, в обществе отсутствовало близкое понимание направлений и путей реформирования экономики. Кроме того, рост стоимости импортируемых из России энергоресурсов и соответствующий рост государственных расходов на их оплату, необходимость выделения средств на выполнение социальных и научно-технических программ, а также программ развития отдельных отраслей, дотации аграрно-промышленному комплексу и угольной промышленности. Именно в этих условиях, Украина должна была принять программу действий, подготовленную МВФ, при условии реализации которой было обещано выделение кредита. В целом все пункты этой программы были вполне разумными, однако при ее составлении не учитывалось состояние Украинской экономики, поэтому многие пункты программы при их реализации дали совершенно иной эффект, например:

  • Полная либерализация цен (в условиях сохранения в украинской экономике сверхмонопольных структур (так, в машиностроении 70% производителей были монополистами) могла привести и привела к установлению монопольно высоких цен, затовариванию производства, кризису платежей.
  • Либерализация внешней торговли привела к тому, что неподготовленные к конкуренции отечественные производители с их энергоемкими технологиями, в обязанности которых вменялось содержание социальной сферы, оказались "легкой добычей" и не смогли выдерживать конкуренции с импортерами аналогичной продукции.
  • Повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения без соответствующего роста доходов привело к увеличению неплательщиков.
  • Сокращение дефицита госбюджета требовало урезания социальных программ, дотаций отраслям, поиск неэмиссионных источников покрытия, т.е. непопулярных шагов, на которые часто смещаемые правительства не способны были решиться.
  • Массовая приватизация "любой ценой" привела к нарушениям и злоупотреблениям в этой сфере.

    Таким образом, преобразования по сценарию МВФ  требовали от населения Украины  уплаты высокой социальной цены. Но национальные интересы требовали, чтобы  эти преобразования производились  обдуманно, постепенно, с учетом социальных последствий резкого реформирования.

    Потребности населения и промышленности Украины  сводились к установлению периода  адаптации к рыночной среде и  недопущению резкой дифференциации в доходах и массовой скрытой  безработицы. Главное - необходимо было сохранить внутренний рынок сбыта  для отечественной продукции, традиционные рынки сбыта на Востоке, а также  осуществить структурные преобразования в производственном аппарате потенциально конкурентоспособных предприятий  и производств.

    К сожалению, ни одно из указанных направлений  реформирования до сих пор не удалось  завершить. Исключение составляет относительная  стабилизация денежно-кредитной системы.

    Наиболее  зримым итогом реформирования денежно-кредитных  отношений является преодоление инфляции.

     (http://ru.wikipedia.org)

    «Начало «курса радикальных экономических реформ» следует отнести к концу 1994 года, когда у недавно избранного президента Л.Д.Кучмы появилось какое-то видение того, каким путем должна развиваться Украина.  До этого, по моему мнению, все действия, предпринимаемые президентом Л.М.Кравчуком и правительством, все изменения были ситуативными и носили бессистемный характер.  Итак, в конце 1994 года была разработана «стратегия радикальных экономических реформ». Занимались этим в основном западные специалисты при отечественном участии господина Пинзеника, который и презентовал эту стратегию Верховной Раде Украины, был ее двигателем. За этот временной отрезок Украина потеряла около 60 процентов валового внутреннего продукта. Хороший результат? Я уже не говорю о колоссальной инфляции, о деформации социальных отношений в стране. Постоянно имел место бюджетный дефицит, и явный, и скрытый. Явный – в пределах 3,5 процентов, а скрытый (реальный) – 15-20 процентов. Покрывался он в основном за счет кредитов Международного валютного фонда и, главным образом, за счет печатного станка.» -  именно таким образом охарактеризовал реформы 1994 года председатель Политсовета Партии регионов Николай Азаров. (http://www.otechestvo.org.ua)

    Таким образом, говоря о итогах развития Украины в 1991-2000 годах моно выделить следующие, основополагающие аспекты:

  • Динамика развития экономики Украины за годы независимости свидетельствует о продолжающемся кризисе;
  • Валовой внутренний продукт сократился более чем в 2 раза;
  • Численность населения Украины сократилось более чем на 3 млн. человек;
  • Число официально зарегистрированных безработных возросло с 6,8 тыс. человек в 1991 году до 2,7 млн. человек в 2000 году;
  • Внешний долг Украины к 1999 году вырос до 11,5 млрд. дол. США, что составляет около 30% ВВП;
  • За годы независимости государственные резервы Украины сократились в среднем на 70%;
  • Темпы падения производства в отраслях с глубокой переработкой в 1,5-2 раза опережали темпы падения в сырьевых отраслях.

    Ухудшение социально-экономической ситуации в Украине в значительной мере связано с недостаточной практической адаптированностью проводимых реформ к реальным условиям, которые сложились в стране. Но 2000 год стал знаменательной вехой в развитии украинской экономики. (http://www.ukrdzi.com)  Начало десятилетия было очень впечатляющим. 2000-й год как будто доказал, что Украина все-таки способна вылезти из пропасти экономического развала постсоветских годов. Впервые за время независимости экономика выросла – рост ВВП составил 5,9%. Потом ВВП стабильно рос каждый год, привлекая иностранных инвесторов, полных уверенности в большом будущем страны.

    Изменения шли не за счет качественного и  структурного изменения экономики. Они происходили за счет заполнения тех мощностей в металлургии, которые стояли, запуска линий в машиностроении, которые мы имели, тех горизонтов на шахтах, которые не эксплуатировались, а были подготовлены к добыче еще в советские времена и т.д. Так, с 1999-го по 2009 год производство зерна, подсолнечника и масла из него выросло более чем в два раза. Но рост урожаев происходил с одновременным ростом объема площадей.

    К сожалению, в 2001-2002 гг. правительство  отказалось от реального сбалансированного  бюджета. Украина имела нереальные бюджеты с колоссальными дефицитами в размере 8 миллиардов гривен.  Украина стояла на пороге очередного дефолта.

    2005 год охарактеризовался на Украине  бессистемностью, непрофессионализмом  и прочими действиями власти  по отношению к своей собственной  стане и экономике. На тот  момент Украине были необходимы  радикальные меры, в том числе  и по пересмотру бюджетной  политике. Увеличилась цена на  газ, значит, увеличатся и расходы  бюджетной сферы. Подорожание  газа приведет к ухудшению  ситуации во всех отраслях  промышленности, где цена голубого топлива имеет значительный удельный вес в себестоимости продукции. Правительство обязано было решить вопрос поставок газа еще до сентября, хотя бы для того, чтобы составить сбалансированный реальный бюджет. Все бюджеты областей, предприятий должны знать цену на газ. Этого сделано не было. Правительство уходило от решения проблемы и сознательно шло на провоцирование конфликта с Россией, с тем, чтобы доказать, что Россия – враг, предлагает поднять цену на газ в 5 раз.  Смысл таких действий в том, чтобы подорвать политические позиции тех сил в Украине, которые ориентируются на политику дружбы и добрососедства с Россией.

    В этих условиях необходимо предусмотреть инвестиционные программы развития науки, образования, здравоохранения, и многое другое, что в свое время развивалось. Из-за промедления властей в настоящее время на Украине складывается ситуация, когда пять-шесть компаний будут контролировать 80% разных рынков. Это главнейший тренд, который отличает нынешнее время от окончания прошлого десятилетия.

    То, что правительство реально могло  изменить, – это пенсионная система  и финансирование медицины. Не менее  проблематичная ситуация с как будто  бесплатной медициной. Услуги вроде  бы бесплатны, но на самом деле все  пациенты и их родственники на все  тратятся. Кроме того, пациенты не получают гарантий качества, никто не ведет  учет врачебных ошибок или неправильных диагнозов.

    Для этого требовалось не так уж много  – утвердить соответствующие  законы. Первые попытки реформировать  пенсионную систему начались еще 7 лет  назад. А в конце 2005 года Кабмин утвердил стратегию развития пенсионной системы. Государство решило переделать привычную нам солидарную пенсионную систему в более сложную трехуровневую систему пенсионного обеспечения. 14 октября 2009 года правительство утвердило Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы, отменив предыдущую стратегию от 2005-го. Фактически власти отсрочили введение трехуровневой системы до 2017 года.

    Следствием  к вышесказанному можно отметить, что условиях падения валового внутреннего продукта и роста уровня инфляции снизится доверие иностранных инвесторов.

    В нашей работе мы говорили о тех  проблемах и путях их решения, которые возникали на Украине на в период ее становления после распада СССР.  С приходом в 2008 году Мирового Финансового кризиса ситуация в каждой стране изменилась, и я считаю правильным сказать несколько слов о влиянии кризиса на Украину:

  • с приходом кризиса оказалось, что в период общего падения спроса нужна только дешевая и качественная продукция. Ее вполне могут делать китайские заводы, а вот украинские – нет.
  • внезапно обнаружилось, что российский газ не такой уж и дешевый, и конкурентную борьбу с китайским металлом Украина проигрывает.
  • по данным агентства «Кредит-Рейтинг», мощности металлургических предприятий загружены в среднем по Украине на 68%.
  • объемы потребления металлопроката в 2009 году на внутреннем рынке сократились вдвое по сравнению с 2008 из-за снижения объемов работ в строительной, машиностроительной и трубной отраслях. (http://lb.com.ua)

Информация о работе Развитие Украины после распада СССР