Плюсы и минусы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение развития экономики России в условиях присоединения к ВТО.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим  спадом и деградацией производственного  потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные  негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции. 

Источник: http://econom.ulgov.ru/otdel_adaptacii_ekonomiki

5.Подготовка России к вступлению в ВТО

1. Для  России с ее нынешней структурой  внешней торговли при вступлении  в ВТО крайне ограничены как  выгоды от снижения торговых  барьеров, так и возможности масштабного выхода на рынки продукции обрабатывающих отраслей.

Выгоды  от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной  конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта. Грубо говоря, если суммарный рост экспорта вследствие вступления станы в ВТО окажется больше, чем суммарный рост импорта - страна в выигрыше.

Для России с ее нынешней структурой экспорта и импорта возможные выгоды от снижения торговых барьеров носят гипотетический характер. Существенно увеличить экспорт сырьевых отраслей мы вряд ли сможем, масштабный выход на рынки обрабатывающих отраслей в ближайшие годы также маловероятен, учитывая, что даже девальвация 1998 года - экономически гораздо более значимый фактор, чем вступление в ВТО - не привела к росту экспорта продукции с высокой степенью переработки. Исключение составляет, пожалуй, только металлургия, страдающая от анти-демпинговых санкций, но и для нее вступление в ВТО вряд ли решит проблему, поскольку, как показывает опыт политики США, членство в ВТО не гарантирует ни одну страну от введения ограничений со стороны импортера.  

2. На  переговорах о вступлении в  ВТО сложно говорить о взаимовыгодности, так как в процессе вступления страны-члены ожидают от страны-кандидата значимых уступок в свою пользу. В этих условиях задачей России на переговорах является не максимизация выгод, а минимизация уступок.

Если  для условий доступа формально можно говорить о некой симметрии изменений (Россия облегчает доступ на свои рынки, но одновременно получает лучшие условия доступа на внешние рынки), то в части изменения общих условий хозяйствования все уступки берет на себя Россия, поскольку требовать от стран-членов ВТО встречных уступок нельзя. Следует подчеркнуть, что в принципе, ни о какой "взаимовыгодности" на переговорах по ВТО не может быть и речи, поскольку процесс вступления предполагает значимые уступки со стороны страны-кандидата в пользу стран-членов.  

3. Политика  и условия вступления вторичны  по отношению к общей стратегии  развития российской экономики. 

В настоящее  время партнеры по переговорам в  большей степени заинтересованы во вступлении России в ВТО, чем сама Россия, поскольку они не опасаются масштабной конкуренции со стороны российских товаров и услуг. Это теоретически должно было бы усиливать переговорную позицию России, однако реальных свидетельств эффективного использования этого факта российскими переговорщиками нет. Тем не менее, вступление в ВТО действительно может быть стратегическим направлением российской политики, но только в том случае, если мы рассчитываем в обозримом будущем изменить сырьевую доминанту в экспорте и начать продавать широкий спектр другой продукции и услуг. Рациональные условия вступления России в ВТО могут определяться только общей стратегией развития. 12

Рисунок 3.

            Нужно ли России скорейшее вступление в ВТО?

Источник:Росстат.

4. Низкие тарифы на продукцию и услуги естественных монополий рассматриваются партнерами России по переговорам как скрытое субсидирование экономики, несоответствующее нормам ВТО.

Важным  элементом государственного регулирования  российской экономики являются тарифы естественных монополий. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики. В то же время изменение регулирования тарифов монополий и их уровня выступает одним из ключевых требований ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.  

5. Разработка нетарифных мер защиты внутреннего рынка должна вестись не только государством, но и силами самих производителей.

Другой  насущной задачей в рамках подготовки к вступлению в ВТО является разработка нетарифных механизмов протекционистской  политики, которые членство в этой организации исключает, но которые  активно используются развитыми странами. Речь, прежде всего, идет о системе "технических" барьеров, позволяющих в случае необходимости вводить запреты на импорт определенных видов продукции. Примером использования таких механизмов являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. Это также не простая задача, поскольку такие технические барьеры не могут вводиться "в лоб", а требуют ссылок на такие параметры как "безопасность", "экологичность" и т.п. Поиск возможностей для протекционистских мер технического плана должен вестись по каждой отрасли (товарному рынку или рынку услуг) и, прежде всего, силами самих российских производителей, для чего эти производители должны быть организованы в отраслевые ассоциации или иные негосударственные структуры.  

6. Необходимо развивать инфраструктуру защиты внутреннего рынка: создавать ассоциации производителей и готовить опытных юристов, способных отстаивать интересы российских производителей в ВТО.

Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Часто Правительство не имеет права само выдвигать претензии к зарубежным странам по поводу нарушения правил ВТО. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а, с другой - в России крайне слаба и неразвита.

К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие  опытных юристов и юридических  фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных  судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должна быть элементом политики по подготовке страны к вступлению.  

7. Последствия вступления будут сильно различаться для отдельных отраслей. При их оценке особое внимание необходимо уделять тем секторам, которые получают значительную поддержку из государственного бюджета или ориентированы на госзаказ.

В основном негативные последствия ВТО будут  проявляться в наукоемких и высокотехнологичных  секторах, главным образом, в машиностроении. К таким секторам относятся производство гражданской авиатехники, автомобилестроение, космос, производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Если для автомобилестроения последствия связаны с ужесточением конкуренции со стороны импорта и эта проблема широко обсуждается, то для оборонного комплекса основной проблемой станут неразделенность государственной поддержки собственно оборонных и гражданских производств. По существу любая мера Правительства по поддержке оборонных предприятий может стать причиной обвинений в запрещенном субсидировании гражданской продукции.  

В целом  при оценке последствий присоединения  объектом пристального изучения должны стать в первую очередь те сектора, которые получают значительную поддержку  из государственного бюджета или ориентированы на государственный заказ. Выработка позиций на переговорах по этим секторам требует предварительного политического решения о стратегии их развития.

В настоящее  время важным и актуальным является внесение существенных корректив как в направления работы по подготовке присоединения к ВТО, так и в управление этим процессом.  

Во-первых, необходимо кардинально изменить механизмы  выработки позиции страны на переговорах. В настоящее время Минэкономразвития  объективно поставлено в условия, когда критерием работы по вступлению в ВТО является скорость, а не минимизация ущерба. Координация всей работы по выработке позиции России должна быть сосредоточена в межведомственном (надведомственном) органе, включающим более широкий круг министерств и ведомств, других органов власти.  

Во-вторых, следует сместить акценты в подготовительной работе с согласования условий доступа  на рынки в сторону активизации  деятельности по приведению законодательной, нормативной базы и практики в  соответствие с нормами ВТО, учитывая приоритет максимального сохранения возможностей и инструментов проведения промышленной политики. Как минимум надо прекратить практику принятия новых решений, противоречащих нормам ВТО в части запрещенных субсидий.  

В-третьих, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию "инфраструктуры", необходимой для решения споров в рамках ВТО - саморегулируемых организаций производителей, имеющих право выступать субъектами таких споров.  

В-четвертых, следует увязать разработку позиций на переговорах со стратегическими решениями по перспективному развитию отдельных секторов и отраслей российской обрабатывающей промышленности.

6. Этапы переговоров по присоединению России к ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой о  получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ13. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний  день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо , было провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе . Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Источник: Росстат14.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

Информация о работе Плюсы и минусы вступления России в ВТО