Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:02, контрольная работа
Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс на экономическую реформу («ГАЙГЭ»).
Введение………………………………………………………………3
1. Общая характеристика китайской модели экономики………4
2. Результаты экономических реформ в Китае………………….10
3. Свободные экономические зоны Китая……………………….14
4. Сотрудничество Китая и Росси………………………………..23
Заключение…………………………………………………………….26
Литература…………………………………………………………….28
СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд.
СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.
«Открытые» города
В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
Эти
14 городов, открытых для мирового рынка
и интернационализации
В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый газоны.
Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.).
«Открытые» порты получили
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.
Комплексные зоны
К
комплексным зонам можно
В
апреле 1988г. на острове Хайнань была
создана специальная зона, или
зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью
было то, что создана она была
в одном из самых отсталых районов
Китая. Для привлечения
В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.
Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.
Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы "ФАКЕЛ" является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки).
Технопарки
Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.
Согласно
статистике, в парках действует от
14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых
исследовательской и
Первым
технопарком Китая стала
Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г. Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.
Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация
китайской рабочей силы и
Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.)
Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
Дефицит сырья и энергии.
Отсутствие единого закона по СЭЗ.
Злоупотребления
со стороны инвесторов: китайские
организации занижают стоимость
госимущества, передаваемого вновь
создаваемым СП, иностранные предприниматели
до 90% средств вкладывают в виде оборудования
(часто устаревшего или
СЭЗ в Китае получили широкое распространение, и развили те города и территории, где они организовывались.
В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»
А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002 г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.
Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.
Со
вступлением КНР в ВТО СЭЗ
тем более стали
И
все же, СЭЗ внесли значительное улучшение
в экономическое и социальное положение
в районах их размещения. В СЭЗ гораздо
быстрее, чем в среднем по стране, растет
занятость населения, уровень жизни и
квалификация рабочих и служащих. Пусть
это и незначительная часть страны, но,
благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой
рынок и заявить о себе, производить товары
с экспортной ориентацией и «ужиться»
с социалистической направленностью страны
и рыночными механизмами.
Начиная с 1980 года китайская экономика растёт в среднем на 10 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
Среднегодовые
темпы роста внутреннего
По официальным данным, в 2003 году ВВП Китая вырос на 9,1 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 11-12 %. По мнению специалистов, в 2004 прирост ВВП составит от 8,5 % до 12 %. Рост объёма внешней торговли Китая в 2005 году составил 23 процента.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.
Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.
Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Информация о работе Общая характеристика китайской модели экономики