Многообразие форм собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Право собственности призвано обеспечить беспрепятственное и эффективное использование производителями факторов производства, в свою очередь обмен правами собственности обеспечивает эффективное функционирование самого рыночного механизма. В силу этого правотворческая деятельность опирается на исследования не только в рамках юридической, но и экономической науки, в предмет которой входит анализ и оценка объектов собственности как реальных экономических объектов правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

многообразие форм собственности.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

 Государство может способствовать созданию эффективной институциональной структуры, устанавливая формальные правила «игры» и обеспечивая их выполнение. Но организация институциональной структуры связана еще и с развитием неформальных правил, которыми ограничивается роль государства. Государство способно создавать только формальные институты, такие как праворегулирующая или финансовая системы.

Неформальные правила  создаются и закрепляются в процессе развития общества, сознательно их спроектировать невозможно. Но государство может способствовать ускорению или замедлению институциональных преобразований. Если институциональная структура находится в стадиит формирования или изменения, то будут возникать те институты, которые обеспечивают более высокую степень эффективности хозяйствования, и от этого процесса формирования в конечном итоге зависит, какой тип экономической системы станет определяющим в экономике страны.

Рыночная институциональная  структура включает «множество институтов, важнейшими из которых являются рынок, собственность, право, рыночная этика, то есть традиции, обычаи, мораль»1. Опираясь на методологию институционализма, возможно типологизировать институты, составляющие институциональную структуру общества, — институты высшего порядка,формирующие институциональную среду, они определяют направления развития экономической системы. Под их влиянием формируются и закрепляются системообразующие институты первого порядка – это собственность, этические и правовые нормы, затем институты второго порядка

– это рынок  ценных бумаг, органы социального страхования, банковская система, учреждения парабанковской системы и иные экономические институты. Эффективность функционирования системы этих экономических институтов зависит от уровня трансакционных издержек. Институтом первого порядка является важнейший институт собственности, это предполагает, что экономическую основу эффективного функционирования современной экономики, в первую очередь, обеспечивает многообразие форм собственности.

Таким образом, институты выполняют важную роль в жизнедеятельности

общества, они  формируют определенность во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, которая достигается благодаря тому, что эти субъекты добровольно или по принуждению следуют сложившимся правилам и

нормам поведения. В последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой, является О. Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института. Институты согласно этой точке зрения рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями.

Поэтому «важнейшими  экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация»1. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредованных институтами отдельных трансакций и на проблеме их минимизации.

Проведенный анализ институционализма, как возможного направления исследования собственности, позволил выявить, что, в частности, представителями этого направления экономической мысли собственность рассматривается как совокупность отношений между хозяйствующими субъектами. В теории институционализма понятие собственности признается как отношение по отчуждению собственности; это право на отчуждение выводится из относительной редкости ресурсов собственности. Таким образом, теория институционализма ставит новые проблемы в развитии теории собственности и открывает новые возможности для ее исследования. В силу этого методология современного институционального анализа может быть использована при рассмотрении сущности муниципальной собственности и при оценке этого сектора экономики в дальнейшем.

Определяя общественную природу собственности как объекта экономических отношений, необходимо исследовать характер этих взаимоотношений на уровне многообразия общественной собственности, а следовательно, и взаимодействия хозяйствующих субъектов в общественном производстве. Общество на различных иерархических ступенях выступает как коллективный собственник, организуя процесс производства в общественном масштабе и осуществляя его продуманно, под контролем и в интересах всех членов общества. При этом население выступает не только как совместный собственник, но и как коллективный производитель и коллективный управляющий. Отношения общественной собственности — это отношения не социально-противостоящих лиц, а отношения членов общества друг к другу как ассоциированных собственников средств производства. Под равенством и всеобщностью в смысле общественной формы собственности понимается равное отношение к средствам производства, а также всеобщность труда и всеобщее участие в управлении. Несмотря на процессы разгосударствления и приватизации происходящие в структуре экономико-политической власти в странах с экономикой переходного периода, существование общественной собственности позволяет преодолевать раздробленность экономики, что позволяет учесть и защитить частные интересы хозяйствующих субъектов.

        Таким образом, благодаря общественной собственности народное хозяйство превращается в целостный социально-экономический организм на уровне объекта хозяйствования, где на первый план выдвигаются общие экономические интересы членов общества. Но возникновение этих интересов может входить в противоречие с личными экономическими интересами, а также с интересами различных коллективов и других относительно локализованных объединений населения, например региональных или федеральных. Наличие различных множественных интересов указывает на наличие противоречий в системе экономических отношений общества. Возможность сочетания различных экономических интересов — это попытка разрешения данных противоречий, так как именно общественные интересы определяют целевую функцию и формируют объективную направленность общественного производства.

Реорганизация экономического содержания собственности в условиях рыночной экономики призвана создать условия, в которых общество может проявиться как система эффективных собственников и вести поиск оптимальных форм организации и управления деятельностью хозяйствующих субъектов с целью достижения наилучших результатов этой деятельности и экономического прогресса в целом.

 -Общественная

-Корпоративная

-Партнерская

-Индивидуально-частная

-Форма собственности

-Присвоение

-Частное (индивидуальное)

-Групповое закрытое (коллективное)

-Групповое открытое

-Публичное(общественное)

Система форм собственности  весьма многообразна и не сводится только кобщественной собственности, в данной схеме представлена разновидность форм собственности по типу присвоения и возможности их сочетания и классификации. При исследовании категории собственности и ее проявлений в различных формах, имеющих место в условиях рыночной экономики, необходимо создать общую схему форм проявления собственности во всем их многообразии. Это и различные виды частной и кооперативной собственности в сфере производства, услуг и потребления, также собственность общественных организаций и личная собственность населения, связанная с домашним и личным подсобным хозяйством и с индивидуальной трудовой деятельностью, и смешанные формы собственности в сфере внешнеэкономических отношений и др., где учитывается их социальная природа. Во-первых, в различной степени, они предполагают использование наемного труда и не всегда предполагают равенство своих субъектов как собственников. Во-вторых, социальная суть этих форм собственности определяется самостоятельно исходя из потребностей рынка и в определенной мере определяется взаимосвязью с общественной собственность на средства производства. Таким образом, самостоятельность целевой направленности различных форм собственности, в том числе и муниципальной, позволяет представить систему форм собственности следующим образом: общественная

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

-частная смешанная

-индивидуальная

-групповая

-кооперативная

-акционерная

-долевая

-государственная  муниципальная

-федеральная

субъектов

Формы собственности  всегда адекватны состоянию производительных сил, степени зрелости общественного разделения труда и хозяйственно-экономических отношений. Таким образом, социально-экономическая форма

производства  всегда отражает фактически достигнутый  уровень обобществления производства.

Становление многообразия общественной собственности — это исторический процесс, отражающий модификацию абстрактного собственника в конкретного владельца средств и результатов производства. Это утверждение указывает на создание объективной основы в рамках конкретного объекта собственности для наиболее рационального ведения хозяйства и его оптимизации. Важным обстоятельством, является то, что теоретически и практически собственность — это один из самых сильных стимулирующих интересов и мощный двигатель экономического и социального прогресса. Но в целях объективности исследования многообразия форм собственности необходимо отметить, что процесс модификации форм собственности может быть практически применен только на основе реального разграничения форм общественной собственности.

Общественную  форму собственности, следует рассматривать  с точки зрения ее конкретных видов, позволяющих полнее выразить ее суть и реализовать ее возможности в развитии рыночной экономики. В реальной жизни соединение непосредственных производителей с общественными средствами производства осуществляется на разных уровнях и достигается с помощью различных альтернативных форм собственности. И в соответствии с этим складывается определенная система субъектов собственности, где каждому из них присущи свои особые экономические интересы. Практическая реализация характера общественной собственности заключается в обеспечении устойчивого положения реального собственника на различных ступенях иерархии в системе государства.

Общественная  собственность по своей природе  носит глубоко демократичный характер, а следовательно, предполагает активное участие населения в распоряжении общественным достоянием и основывается на внедрении демократических методов управления, но параллельно предполагает и создание разумной системы государственного регулирования общих экономических процессов управления на государственном уровне в целом Сформированное в течение десятилетий представление, согласно которому государство должно опосредовать чуть ли не все процессы присвоения в обобществленном производстве, сыграло исключительно негативную роль и деформировало сущность экономической категории «общественного характера присвоения». Абстрактно-обезличенное понятие общества привело к нарушению и утрате непосредственной связи с общественным присвоением.

Многообразие  форм общественной собственности вводит категорию некого общественного деления населения на субъекты, владеющие этой собственностью. Под субъектом собственности, необходимо понимать, собственника — как активно действующего субъекта, целью которого является эффективное использование средств производств, и постоянное стремление к улучшению и рациональному распоряжению объектом собственности.

Весь исторический опыт развития человечества обосновывает необходимость существования и генезис общественной собственности, следовательно, подтверждает, что процесс становления этой формы присвоения, владения, пользования имеет глубокие корни. Понятие общественной собственности, произрастая из понятия общей, изначально предполагает общественную природу присвоения, и попытки перекроить или заменить эту форму общественного присвоения отвергнуты самим процессом развития общества. Общественная собственность, а также различные ее формы в особенности муниципальная, являются закономерно возникшими и объективно существующими разновидностями собственности во всем мире. Но в зависимости от типа экономических отношений в каждой стране они требуют провозглашения и юридического закрепления права собственности в обязательном сочетании с государственными или демократическими рычагами управления. Таким образом, объективный характер существования общественной собственности необходимо учитывать, формируя сущностные характеристики этой формы присвоения в условиях рыночной экономики, а при разработке методов рыночного хозяйствования надо принимать во внимание направления по достижению эффективных форм закрепления и разграничения общественной собственности в системе экономических интересов.

В дальнейшем, раскрывая  сущностное содержание собственности, необходимо учитывать, что эта экономическая категория неразрывно связана с такой экономической категорией, как управление. Эти экономические понятия имеют органическую связь так как управление, по сути, является функцией собственности, то есть одной из ее обязательных сторон. В любом случае основное управление осуществляет тот, кто является собственником средств производства. Реальная степень участия населения в управлении отражает зрелость развития отношений собственности. И в соответствии с этим общественное управление во владении, распоряжении, присвоении, пользовании собственности развертывается на различных иерархических уровнях.

Выявленное  экономическое многообразие форм собственности, как институциональной основы, позволит полнее раскрыть принципы рыночной системы хозяйствования, сформулировать и выделить факторы ее интенсивного развития, в условиях различных форм хозяйствования, а также разработать и внедрить преимущественно экономические методы управления различными формами общественной собственности. Предопределяя объективную необходимость многообразия условий хозяйствования, а также сосуществования и взаимодействия в реальном рыночном обществе целого ряда форм собственности на средства производства, необходимо выделить существенные различия в состоянии производительных сил, в уровне концентрации производства, а следовательно, его специализации и кооперации по отраслям, сферам и регионам. Подобная множественность форм связана с различиями в уровне обобществления производства, но при учете возможностей их развития важным является неоднозначность, противоречивость процессов обобществления. Такая противоречивость, с одной стороны, укрепляет единство экономики, но при этом, с другой стороны, способна создавать новые предпосылки для обособления различных уровней экономико-хозяйственной иерархии. Это означает, что формируется процесс усложнения структуры отношений собственности, то есть в рамках социально- экономического развития происходит нарастание многообразия форм собственности, и этот процесс требует разработки и расширенного внедрения методов управления и организации экономической жизни.

Информация о работе Многообразие форм собственности