Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга РФ и основные проблемы управления им. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. отразить динамику государственного внутреннего и внешнего долга;
3. дать характеристику основных методов и форм управления государственным долгом;

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….........2
Глава 1: Сущность и значение государственного внутреннего долга…...........4
1.1 Содержание государственного внутреннего долга….……….............4
1.2 Классификация форм государственного внутреннего долга….…….8
Глава 2: Характеристика современного состояния государственной внутренней задолженности РФ…………………………………………………10
2.1 Динамика и структура государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………………………..10
2.2 Характеристика основных форм государственного внутреннего долга РФ…………………………………………………………........…...13
Глава 3: Проблемы эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….....20
Библиографический список……………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Курсовая(совместимость 97-2003).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

Выпуск государственных займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня. Государственные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены и оплачиваться в валюте РФ. В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам.

 

Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа. Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя.

 

Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства – это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

 

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.

 

Самостоятельной формой государственного долга являются также договоры о предоставлении РФ муниципальных гарантий. Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

 

Пятой формой государственных федеральных долговых обязательств являются соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

 

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

 

Глава 3. Проблемы эффективности управления государственным долгом РФ

 

Предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:

1) Всегда есть опасность  того, что с помощью внутреннего  долга будет осуществляться финансирование  бюджета.

2) Для проведения эффективной  политики внутреннего заимствования  должны быть сформулированы жесткие  ограничения по использованию  привлеченных средств. Эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны (государство действует по своему усмотрению). Но данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством.

3) Существует целый ряд  механизмов, с помощью которых рост госдолга оказывает влияние на уровень инфляции.

 

Курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и преждевременен.

В госполитике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней, то нужно занимать извне. Для эффективного проведения политики заимствований необходимо создание цивилизованного рынка капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.

 

Принимая решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.

 

При инвестировании пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные ценные бумаги – никак не ограничиваются, что представляется рискованным. Действия правительства в области управления пенсионными средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных средств, нельзя.

 

 

 

Основные задачи по управлению долгом:

·   сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

·   оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

·   оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

·   рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

·   повышение эффективности использования заемных средств.

 

Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

·   разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

·   разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

·   разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

·   создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

·   разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

·   разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

 

Заключение

Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.

Рынок внутреннего долга в переходный период прошел различные этапы, в процессе развития, которых наблюдались как позитивные, так и негативные черты, обусловленные макроэкономическим развитием, постановкой и решением стратегических задач, равно как и текущим управлением рынка федеральных облигаций. В данном контексте систематизация опыта развития рынка внутреннего долга может способствовать дальнейшей эволюции данного финансового сегмента на принципиально иной основе - с учетом позитивных и негативных факторов переходного развития, а также формированию принципиально иной политики управления рынком федеральных облигаций, целью которой выступает максимальное содействие экономическому росту, финансовой стабильности и всестороннему развитию прочих сегментов национального финансового рынка.

Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ, по моему мнению - денежным властям необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:

- обеспечение неоправданно  высокой доходности государственных  ценных бумаг;

- расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы;

- стремление увеличить  срок долга без учета структуры привлеченных средств;

- несогласованные действия  Центробанка и Министерства финансов РФ;

- отказ Центробанка страховать иностранные инвестиции;

- привлечение внешних  инвесторов без соответствующих стерилизационных мероприятий;

- недостаточный контроль  за доходностью федеральных облигаций, в том числе и в пересчете на иностранную валюту и другие.

А также было бы целесообразным с учетом накопленного и положительного и отрицательного опыта рассмотреть такие вопросы как:

- разработка нового специализированного закона о государственном долге;

- разработка нормативных  документов, позволяющих оценивать  изменения долговых обязательств  во взаимосвязи с финансовыми активами;

- разработка критериев  и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики;

- разработка нормативной  базы по операциям с досрочно выкупленными ценными бумагами;

- целесообразно разработать  механизмы и нормативную базу  проведения обмена крупных пакетов (лотов) облигаций до даты их погашения на другие выпуски облигаций для сглаживания пиков платежей - значительных объемов выплат в одну дату. При этом проведение обменов, как и аукционное размещение, следует осуществлять эмитентом по заранее заданным правилам на добровольной основе.

Федеральные облигации традиционно определяют минимальную стоимость свободных средств в экономике России. Доходность на рынке внутреннего долга в переходный период, в силу высокой ликвидности и низкой рискованности данного сегмента национального финансового рынка, и с учетом отсутствия рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ фактически выполняла ту роль, какую играет ставка рефинансирования в развитых рыночных экономиках. В этом смысле контроль за доходностью федеральных облигаций, равно как и показатели оборота вторичных торгов и ликвидности, приобретают особое значение как факторы, воздействующие на состояние экономики и финансов.

Рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту, обеспечивая: снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних шоков, рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы, комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка, расширение возможности денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах - достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характеристики на современном этапе развития российской экономики.

В ходе написания работы была достигнута поставленная цель - проведение анализа управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации, а также выполнены все поставленные задачи.

 

Библиографический список

  1. Бюджетный кодекс РФ – М.: Издательство Юрайт, 2014
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2006 - с.17
  3. Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 - №18 - С.20 - 24.
  4. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 - №1 - С.58 - 67.
  5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
  6. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15. 37
  7. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
  8. Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru
  9. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru
  10. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins
  11. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru
  12. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
  13. Официального сайта Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru
  14. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.government.ru
  15. Проект программы социально-экономического развития страны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.eruditio.ru

 

 


Информация о работе Государственный внутренний долг: современное состояние и управление им