Глобальные проблемы разоружения и конверсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Глобальная проблема разоружения и конверсии военного производства имеет значение не только для мировой экономики, но и для всего мира в целом. Для человечества решение этой проблемы должно играть большую роль, чем решение всех остальных проблем. Поскольку война представляет собой такое явление в жизни общества, которое может решить его судьбу. Военные действия на территории любой страны могут привести к нехватке продовольствия, нехватке топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, произойдет нарушение экосистемы природы данного государства.

Содержание

1. Введение……....…………………………………………………………….2

2. Исторические истоки проблемы...…...…………………………….……...3

3. Формирование проблемы и ее последствия ..…………………………….6

3.1. Проблемы вооружения в СССР……………......….……………………..7

3.2. Проблемы вооружения в США….……………...…...……….….……….9

4. Решение проблемы разоружения……….…...…………………………...11

4.1. Проблемы разоружения и конверсии производства в России……......12

4.2. Проблемы разоружения и конверсии производства в США ………....16

5. Заключение…..……………………………………………………….…….17

6. Список используемой литературы……….…………………….….……...18

Работа содержит 1 файл

Реферат для Страховой.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     6

3. Формирование проблемы и ее последствия

         Спустя несколько лет после окончания второй мировой войны появилась вероятность нового вооруженного конфликта со стороны США и СССР. Противоречие социально-политических устройств обеих государств вылилось в «холодную войну». СССР и США понимали, что растущее противоборство обязательно перерастет в военные действия, и поэтому они стремились наращивать свое вооружение с целью оказания достойного отпора в случае нападения противника. В качестве оружия планировалось использовать новейшие образцы вооружения, в том числе и ядерное оружие. Наличие атомных и водородных бомб должно было играть роль метода психологического воздействия на противника («атомная дипломатия»), применение оружия массового поражения предусматривалось только в самом крайнем случае. Поэтому во время войны в Корее (1950-1953 гг.) СССР, который поддерживал социалистический север и США, которые поддерживали демократический юг, не стремились использовать ядерное оружие, чтобы изменить ход войны, хотя такая возможность была у обеих стран. Однако через несколько лет наступил момент, когда ядерный потенциал обеих сверхдержав был возведен в полную боевую готовность. В апреле 1961 года американский десант при поддержке флота и авиации пытался свергнуть социалистический режим Ф. Кастро на Кубе, но попытка провалилась. Далее Куба попросила помощи у СССР, и такая помощь была оказана. В 1962 году СССР разместил на острове Свободы ядерное оружие. Перед США появилась реальная угроза атаки со стороны идеологического противника. В связи с этим США предъявили ультиматум СССР, нацелив на него весь свой ядерный потенциал. СССР сделал то же самое. В течение нескольких дней решалась судьба всего мира. Именно Мира, поскольку если в первой мировой войне погибло 10-12 млн. человек, во второй около 55 млн. человек, то в Третьей мировой войне должно было погибнуть все человечество. По данным исследователей, если бы обе сверхдержавы использовали весь свой ядерный арсенал, то последствием этого стала бы экологическая катастрофа и последующая «ядерная зима», продлившаяся бы на Земле в течение многих лет. Подобный исход не устраивал лидеров США и СССР, поэтому начавшийся кризис («Карибский кризис») благополучно завершился. В течение последующих лет угроза новой мировой войны стала постепенно утихать, но она по-прежнему была реальной, так же как и была реальна смерть человечества. Наличие огромного количества вооружения у сверхдержав стало глобальной проблемой для человечества. Причем эта глобальная проблема постепенно переросла во внутренние экономические проблемы самих обладателей оружия.  

     7

3.1. Проблемы вооружения в СССР

     Перед СССР стояла двойная задача вооружения, во-первых, ему нужно было вооружить  себя, а, во-вторых, ему нужно было вооружать своих союзников, поскольку  в большинстве своем они не обладали возможностью производить оружие. Такими были большинство стран Восточной Европы входящих в Организацию Варшавского Договора (созданная в мае 1955 г.), а также страны Азии и Африки. Помимо этого СССР был участником гонки вооружения, и ему необходимо было отвечать на каждое новое военно-техническое новшество США своим собственным. Таким образом, приходилось затрачивать на вооружение и на исследования в этой сфере огромные средства.

     С военной точки зрения все эти  средства были оправданы. На каждый новый вид оружия созданный в США, СССР отвечал своим аналогом и другой разработкой. При этом по качеству и эффективности они не уступали американским и даже в большинстве случаев превосходили их. В СССР создавалось виды боевой техники, которые на много лет опережали свое время.

     Но  с экономической точки зрения это было невыгодно. Дело в том, что большинство созданных советскими учеными видов вооружения так и остались в чертежах и проектах, многие из которых до сих пор хранятся в архивах отечественных ВПК. Средства потрачены на исследования нереализованных проектов. Даже с уже созданным оружием было большое количество затрат. На содержание, хранение и обслуживание каждой дополнительной единицы боевой техники нужно было выделять дополнительные средства. И таких дополнительных единиц было много, поскольку их производили в расчете на будущую войну. Кроме того, производимое оружие практически бесплатно раздавалось дружественным нам странам, не принося при этом никакой экономической прибыли, не считая того оружия, которое шло на экспорт.

     В социальном плане рост вооружения имел благоприятный результат. Строительство  новых военных объектов (портов, аэродромов и др.), работа на военных  объектах и предприятиях оборонного комплекса обеспечивало работой  большое количество людей. Кроме того, многие военные предприятия занимались выпуском гражданской продукции. Но все это приносило выгоду в большей степени самим гражданам и в меньшей степени государству. Поскольку ему приходилось затрачивать средства на строительство объектов, которые сами по себе не приносили экономической прибыли, за исключением военно-промышленных предприятий.        

       В научной сфере рост вооружения имеет неоднозначный характер. С одной стороны, спрос на новейшие типы вооружения является стимулом для науки. В данном случае речь

8

идет  о науке применительно к военной  сфере производства. Уже было сказано  о достоинствах советских боевых технологий и их превосходстве над американскими, и главная заслуга в этом инженеров-конструкторов советских ВПК. Но с другой стороны, связи между количеством вооруженных сил и состоянием  науки в данной стране как таковой нет. Все зависит от финансирования научной и образовательной деятельности в стране. В 50-е годы, когда после XX съезда КПСС с последующим развенчанием культа личности Сталина, СССР начал проявлять инициативу об урегулировании внешней политики, армия была сокращена на 2 млн. человек, начались реформы внутри страны, было предложено организовать встречу глав обеих сверхдержав.

      Именно  этот период отмечен ростом финансирования советской науки. В течение 50-60 годов в СССР в 12 раз возросли расходы государства на науку, численность научных сотрудников увеличилось в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. В 60-е годы в Советский Союз приехал Норберт Винер (основоположник кибернетики), он ознакомился с достижениями советских ученых в области создания электронно-вычислительных машин. Вернувшись в США, он сообщил, что если правительство не примет серьезных мер, то к 70-ым годам СССР обгонит Соединенные Штаты в области информационных технологий. Но как выяснилось в дальнейшем, никаких особых мер, принимать не надо было. К 70-ым годам советские НИИ прекратили исследования собственных разработок, а стали просто копировать американские технологии. Вслед за этим наступило полнейшее отставание СССР в данной области науки. Данное отставание повлияло на развитие военной науки. Чтобы понять, что именно произошло нужно рассмотреть несколько примеров:

  Пример 1. В конце 70-х - начале 80-х годов новейшие американские истребители столкнулись с проблемой. Они не могли летать долго на предельных высотах. И было это из-за того, что бортовой компьютер был полностью основан на микросхемах, которые перемораживались от низкой температуры на большой высоте. Американцы начали ставить отопление, но в результате этого на микросхемах стала появляться испарина и как следствие стала скапливаться влага, что тоже негативно влияло на работу микросхем. Самое интересное, что у советских летчиков подобных проблем не возникало, и они могли долго летать на больших высотах. Через несколько лет один советских конструкторов разъяснил ситуацию. Оказывается, что новейшие советские истребители того времени были оснащены бортовыми компьютерами, которые работали на ламповом принципе. Ламповый принцип использовался в основе первых ЭВМ начала 60-х годов. Советская наука еще не развилась до микросхем, поэтому везде использовались старые технологии, что, как ни парадоксально, улучшило превосходство советских истребителей перед новейшими технологиями Запада.

      9

     Пример 2. В октябре 1972 года началась новая арабо-израильская война («двухнедельная война»). Несколько стран Ближнего Востока создало антиизраильскую коалицию, целью которой было захват Израиля и последующая передача части его территории Палестине. СССР был заинтересован в победе коалиции, поэтому он предоставил странам новейшие на тот момент советские танки.

      Кстати, количество использованных в той  войне танков практически равнялось  аналогичному количеству танков использованных на Курской дуге.

      Первая  неделя войны была успешной для арабских государств, израильские войска терпели поражения и отступали. Но в начале второй недели ситуация коренным образом изменилась. У Израиля появились новые противотанковые снаряды, которые сами летели до цели, превращая ее в груду металла. При превосходстве в танковых силах арабские военные ничего не могли поделать против снарядов выпускаемых с ручного гранатомета. Советские танки были беспомощны, они не смогли ответить науке того времени.

      Как уже было сказано, наука не зависит  от размеров вооруженных сил, но она напрямую связана с их качеством.     

3.2. Проблемы вооружения в США

      У США  были такие же проблемы вооружения, как и у СССР, но были и существенные различия, о которых следует упомянуть.

      Например, у них не было проблем с финансированием своих союзников по Северо-Атлантическому Альянсу (НАТО, образован в 1949 г.). Союзники представляли собой развитые страны Западной Европы, у которых оборонный комплекс был достаточно развит, и они могли самостоятельной производить и использовать оружие и боевую технику без помощи США.

      В приобретении собственного вооружения проблемы также существовали. В Соединенных Штатах оборонным заказом страны занимались несколько фирм, они брали на себя расходы проектирования, конструирования и исследования,  и в дальнейшем они пытались выиграть конкурсный отбор правительства США на серийные поставки вооружения. Отсюда происходит ряд технических отставаний американской боевой техники. Дело в том, что фирмы-поставщики вооружений не стремились создать качественную боевую технику, для них было главным, чтобы она могла выиграть конкурс и при этом дорого стоить. Отсюда и появились образцы вооружения, обладающие невысокой эффективностью.  

      10

      Здесь можно привести много примеров. Это и истребитель F-15, отстающий по многим показателям от Су и МиГов, здесь же и винтовка М-16, обращение с которой более сложное в отличие от АКА-47. Американские вертолеты во Вьетнаме имели хорошую скорость и маневренность, но при этом не несли с собой вооружения и поэтому в локальных боях не могли помочь солдатам, в отличие от него советские Ми были вооружены пулеметом и ракетами прямой наводки. Есть много и других примеров, которые показывают, что более лучшее экономическое положение США по сравнению с СССР, не способствовало росту эффективности вооруженных сил, и поэтому огромные финансовые  ресурсы Соединенных Штатов были потрачены, не принеся нужных результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11

4. Решение проблемы разоружения

      На  данный момент решением всех глобальных проблем занимается ООН. Это организация первоначально создавалась для решения проблем сохранения мира, поэтому проблема разоружения является одной из первостепенных.

      Решение этой проблемы ООН пыталась найти  в течение десятков лет, пытаясь  договориться с США и с СССР о взаимном сокращении вооружения, которое к октябрю 1986 года в СССР составляло 10000 ядерных зарядов, а в США 14800 зарядов. Разрабатывались различные законы и резолюции, которые имели цель мирными и законодательными путями прекратить кровопролитные противостояния двух идеологических систем в странах третьего мира, а так же уменьшить степень риска появления новых военных конфликтов (как локальных, так и глобальных). Так, в декабре 1984 г. ООН выступила против перенесения гонки вооружения в космос, приняв, резолюцию об использовании космического пространства исключительно в мирных целях.  Хотя эти попытки в разные годы имели разный результат, но в целом проблема разоружения оставалась открытой, и коренных изменений в ее решении не было до конца 80-х годов.

      С началом перестройки в Советском союзе (1985 г.) начался процесс сближения двух сверхдержав в вопросах мира и сотрудничества. В ноябре 1987 года состоялась встреча секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а так же связанные с ним протоколы о процедурах ликвидации ракетных средств и об инспекциях. В марте 1989 года в Вене прошли переговоры между странами принадлежащих к ОВД и НАТО, эти переговоры предусматривали сокращение вооружений от Атлантики до Урала. В июле 1991 года в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступательных вооружений обеих стран. И, наконец, в 1992 году была подписана декларация России и США о прекращении «холодной войны».

Информация о работе Глобальные проблемы разоружения и конверсии