Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Становление и развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности стало явлением XX века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России.
Поэтому автомобильная промышленность выбрана в качестве темы исследования в реферате.

Содержание

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………...…..….2

Глава 1. Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии.

Общий обзор cоcтояния автомобильной промышленноcти Роccии………………………………………………………………………….....2
Районы cпециализации…….………………………………………..…...3
Грузовое автомобилеcтроение……………………………………….....5
Легковое автомобилеcтроение…………………………………………..9
Автобусостроение………………………………………………………..10

Глава 2. Основные направления и перспективы развития автомобильной промышленности………………………………………………………….….....12 2.1. Концепция развития автомобильной промышленности России………..17
2.2. Прогноз развития автомобильного рынка России на период
до 2010 года….........................................................................................................17
2.3. Стратегия деятельности предприятий……………………………………17
2.4. Повышение конкурентоспособности автомобильной техники…...….....18
2.5. Научно-техническое и кадровое обеспечение
автомобильной промышленности……………………………………………..... 20
2.6. Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность………………………………..……………………...…....21
2.7. Механизм и условия реализации концепции ……………………….....…21
2.8. Внешнеэкономические условия реализации концепции……………………………………………………………………………….....22
2.9. Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности автомобильной техники……………………………………………………………………………...….....23
2.91 Меры по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду……………………………………………………………………………......…24

Глава 3. Автомобильная промышленность сегодня………...……………....25
Заключение………..……………………………………….………………........26
Список использованной литературы……………………….........................27

Работа содержит 1 файл

work_2.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

За рубежом значительную роль играют также консультационные фирмы. Ведь необходимые заводам конкретные разработки-рекомендации в состоянии дать только профессионалы с опытом и знаниями. Поэтому в 1950-е годы в США на таких фирмах только промышленного направления работали около 4 тыс. инженеров и научных сотрудников. Причем 65 % затрат на их содержание финансировалось федеральным правительством. У нас же эта форма услуг практически отсутствует. Ее организация - седьмое из перечисленных направлений.

Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможных. Но они входят в число тех, которые позволят поднять объемы производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное - без активной государственной политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с докладом КМТ (Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной государственной политики, необходимость государственного вмешательства в проблемы экономики, требующие оперативной реакции.

2.1 Концепция развития автомобильной промышленности России.

Концепция развития автомобильной  промышленности России одобрена распоряжением  правительства # 978р от 16 июля 2002 года. Она определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.

 

2.2 Прогноз развития автомобильного рынка России на период до 2010 года.

В Концепции отмечается, что объем продажи грузовых автомобилей на внутреннем рынке в 2001 году составил более 200 тыс. штук (собственное производство плюс импорт).

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей  не менее чем в 1,5 раза.

Парк грузовых автомобилей  к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.

В 2001 году на внутреннем рынке было реализовано около 1,4 млн. легковых автомобилей, в том числе более 900 тыс. автомобилей отечественного производства, около 450 тыс. автомобилей поступили из-за границы, в том числе 90 тыс. новых автомобилей.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук.

Парк легковых автомобилей возрастет  к 2010 году с 21,2 до 30-33 млн. штук, в том  числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число  легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля продажи автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16-17 процентов.

Парк автобусов в  России в 2001 году составил более 660 тыс. штук, в том числе около 140 тыс. автобусов общественного пользования. Ожидается его незначительное увеличение.

 

2.3 Стратегия деятельности предприятий.

 

Стратегия деятельности автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания, совершенствования системы продажи.

Этому будет способствовать принятие российскими производителями  мер по обеспечению устойчивости цен на реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек, развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих изделий.

Увеличению спроса на внутреннем рынке на грузовые автомобили и автобусы будут способствовать такие факторы, как совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, развитие фермерских хозяйств, рост объемов жилищного строительства, увеличение грузопотоков при магистральных перевозках. Спрос на муниципальный транспорт (особо большие, большие и малые городские автобусы) во многом определяется финансовыми возможностями местных органов власти и степенью износа парка автобусов.

Одним из направлений  развития внутреннего рынка автомобильной  техники является создание сети компаний по лизингу автотранспортных средств. Для повышения эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей эту сферу деятельности.

Учитывая низкую рентабельность автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, предлагается разработать механизм предоставления администрациями регионов гарантий по обеспечению лизинговых платежей, в том числе в рамках региональных программ обновления подвижного состава.

Использование механизма  финансового лизинга – один из важных факторов проведения рыночной реформы городского пассажирского транспорта, предусмотренной федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".

Экспортные возможности  российских производителей автомобилей  сдерживаются не только из-за недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной работы и значительных финансовых ресурсов.

Стратегия российского  экспорта на начальном этапе должна базироваться на возможности продажи автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны и организации там сервисной сети. 

 

2.4 Повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

 

Повышение конкурентоспособности  автомобильной техники достигается путем развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, применения стандартов, отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения.

Подтверждение соответствия автомобильной техники, комплектующих изделий и запасных частей действующим стандартам осуществляется в форме обязательной их сертификации или декларирования изготовителями или продавцами. Необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам. Добровольная сертификация продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других потребительских свойств автомобильной техники.

Предусматриваются следующие  основные направления развития автомобильной промышленности:

  • реформирование существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды производств с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей;
  • передача объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных органов власти;
  • организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства1.

 

Создание сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний обеспечит применение передовых технологий производства автомобильной техники и сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности при минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков.2 Правительство РФ постановлением от 29.03.2005 внесло изменения в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки. Ставка ввозной пошлины для них снижена до нуля.3

Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Степень государственного стимулирования и поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной техники.

Особое внимание должно быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей, агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевого управления, элементов подвески, систем нейтрализации отработавших газов, электронных систем управления и электрооборудования. Разработка и производство автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами, поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров изготовителям автотранспортных средств. Оптимальный объем продажи позволяет таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение конкурентоспособности автомобильной техники.

Необходимо стимулировать  развитие производства комплектующих  изделий, конструкционных и эксплуатационных материалов на предприятиях смежных отраслей промышленности, в том числе новых поколений шин, удовлетворяющих требованиям по уровню шума и экологии, изделий электронной и электротехнической промышленности, прогрессивных видов металлопродукции, пластмасс и лакокрасочных материалов, а также моторных топлив, масел, смазок и рабочих жидкостей. 

 

2.5 Научно-техническое и кадровое обеспечение автомобильной промышленности 

Развитие автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники, отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности.

Приоритетными направлениями  проведения научных исследований на среднесрочную перспективу являются:

  • использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, диметиловый эфир, биотопливо);
  • создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок;
  • разработка двигателей внутреннего сгорания с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость;
  • создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных (интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля, а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии;
  • освоение и внедрение технологий, обеспечивающих сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла.

Для решения этих задач  необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, соответствующей последним достижениям мировой науки и техники.

 
2.6 Интеграция отечественного автомобилестроения в мировую автомобильную промышленность.

 

Основным направлением развития отечественной автомобильной  промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны. Одной из важнейших задач провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую экономику является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление в ВТО позволит отечественным автомобильным компаниям:

  • получить возможность участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях;
  • использовать механизм ВТО для защиты и отстаивания интересов производителей автомобильной техники;
  • повысить инвестиционную привлекательность автомобильной отрасли, так как иностранные инвесторы смогут рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия;
  • облегчить экспорт автомобильной техники, производимой в России, на рынки третьих стран;
  • приблизить отечественные технические стандарты на автомобильную технику к международным нормам;
  • усилить конкуренцию на российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями автотранспортных средств. 

Информация о работе Cовременное cоcтояние автомобильной промышленноcти Роccии