Закрытая и открытая экономика: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие и обобщение теоретических основ, сравнение и анализ открытой и закрытой экономик в общемировом масштабе для определения наиболее оптимального развития экономики России, направленной на внутреннее развитие и интеграцию в мировую экономику.
В соответствии с заданной целью в данной работе поставлены следующие задачи:
• Определить место открытой и закрытой экономик в современных экономических отношениях;
• Выявить закономерности и противоречия осуществления экономических отношений в закрытой и открытой экономической системе;

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты моделей открытой и закрытой экономики
1.1 Сущность открытой и закрытой экономики………………………………………………3.
1.2 Отличительные черты открытой и закрытой экономики…………………………...........7.
1.3 Макроэкономические показатели моделей закрытой и открытой экономики……….....8.
1.3.1 Модель закрытой экономики…………………………………………………………...8.
1.3.2 Модель открытой экономики…………………………………………………………..9.
1.4 Преимущества и недостатки открытой и закрытой экономики………………………...11.
1.5 Становление открытой экономики, как одна из ведущих тенденций мирового хозяйства………………………………………………………………………………........13.
1.5.1 Эволюция национальной экономической системы…………………………………..13
1.5.2 Формы перехода от закрытой экономике к открытой экономке……………………13
1.6 Факторы, определяющие открытость экономики………………………………………..16
1.7 Классификация стран по степени открытости мировому рынку………………………..17
1.8 Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик……………………18
1.9 Открытость экономики и экономическая безопасность…………………………………20
Глава 2 . Характеристика и отличительные черты национальной экономики России.
2.1 Формирование открытой экономики России……………………………………………23
2.1.1 Преимущества перехода к открытой экономике……………………………………..23
2.1.2 Недостатки перехода к модели открытой экономики………………………………..23
2.1.3 Принципы формирования открытой экономики России …………………………….25
2.2 Внешнеэкономическая политика…………………………………………………………26
2.3 Внешняя торговля………………………………………………………………………….27
2.4 Оценка открытости национальной экономики России………………………………….29
Заключение ………………………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс Закрытая и открытая экономика.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика и отличительные черты национальной экономики России.

2.1 Формирование открытой экономики России

 

В России в настоящее время усиленно формируется экономическая система

открытого типа,  что содержит в себе новые возможности ее развития.

2.1.1 Преимущества, получаемые Россией при переходе к открытой экономике.

Среди преимуществ следует выделить:

• расширение участия России в международном разделении труда;

• усиление роли внешнеэкономических связей как интенсивного фактора экономического роста и структурных преобразований;

• подтягивание отечественного производства к мировому уровню по технической оснащенности, издержкам и качеству продукции, то есть повышение конкурентоспособности национальной экономики;

• изменение модели взаимодействия РФ с мировым хозяйством: традиционный товарообмен  переходит к более совершенным формам сотрудничества — научно-технической кооперации, переплетению капиталов, производственной интеграции  на основе  новой международной  специализации страны;

• ускорение формирования в стране отдельных рыночных институтов и механизмов, которые пока еще слабы или отсутствуют, конкурентной среды  в целом.[18]

Итак,  формирование открытой модели  экономики способствует развитию национальной хозяйства. При этом ряд преимуществ будет постепенно реализоваться, по мере того, как в российской экономике будут  достигнуты определенные количественные и качественные характеристики открытого хозяйства.

 

2.1.2 Недостатки перехода к открытой экономике, последствия либерализации.

 

Однако из сказанного не следует вывод о том, что форсирование открытости российской экономики в современных условиях — это безусловное благо и несет одни преимущества. Ускоренное открытие российской экономики при ее нынешней деформированной структуре и кризисном состоянии чревато достаточно серьезными последствиями и потерями. К числу основных опасностей ускоренного «раскрытия» российской экономики можно отнести:

• разрушение отечественного производственного потенциала, отраслей и отдельных предприятий, производящих конечную продукцию;

• консервацию утяжеленной структуры производства с преобладанием добывающей промышленности;

• обеднение структуры экспорта и импорта товаров и услуг, закрепление за Россией роли главным образом поставщика сырья и потребителя готовых изделий;

• ослабление позиций России в мировой торговле, потерю ряда важных внешних рынков сбыта, особенно машин и оборудования, военной техники;

• усиление технологической и финансовой зависимости от  развитых промышленных стран;

• потерю национальными производителями части внутреннего рынка.

В России переход к открытости экономики носил характер « шоковой терапии». Либерализация внешней торговли осуществлялась непродуманно и поспешно; политика либерализации была оторвана от внутренних экономических реалий, проводилась без надлежащего учета мер государственного регулирования внешней торговли.

Кредитные западные «вливания» в российскую экономику и повышение ее открытости дали возможность решения краткосрочных задач пополнения бюджета и  насыщения рынка потребительскими товарами, однако обратной стороной медали оказались те потери, которые понес бюджет от резкого увеличения бесконтрольного вывоза товаров за рубеж, нелегальной утечки капитала за границу, сокрытия налоговых платежей, разрушения ряда секторов национальной промышленности и сельского хозяйства.[19]

В результате либерализации экспортного режима только отрасли топливноэнергетического комплекса и производство полуфабрикатов (черные и цветные металлы) оказались в благоприятных условиях. Однако даже им не удалось использовать заработанные инвестиционные средства на восстановление, модернизацию и расширение своей материально-технической базы.

Неблагоприятным оказалось положение отраслей, выпускающих продукцию с более высокой степенью обработки, в первую очередь машиностроения, традиционно не обладающих достаточной конкурентоспособностью на внешних рынках.

Резкое «раскрытие» экономики России перед мировым рынком не позволило добиться от западных партнеров ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении российского экспорта довольно широкого круга товаров.

В сложнейшем положении оказались те производства, которые столкнулись с конкуренцией со стороны импортной продукции.

В итоге, хотя и удалось добиться насыщения внутреннего рынка (прежде всего потребительского), устранения ряда диспропорций прежней структуры народного хозяйства, разрушения заведомо неэффективных производств, рынок России оказался чрезмерно открытым перед внешним. [20]

 

2.1.3 Принципы формирования большой  открытой экономики России

 

Формирование большой открытой экономики — прогрессивный процесс. Однако противоречия ее формирования применительно к российским переходным условиям требуют соблюдения ряда принципов на новом этапе преобразований.

Во-первых, формирование открытой российской экономики может быть лишь результатом ее серьезной структурной перестройки, то есть процессом, имеющим определенную этапность и темпы, во многом связанные со специфическими особенностями национального хозяйства (его масштабами, производственным укладом, степенью монополизации производства и сбыта и т.д.).

Во-вторых, формирование рыночной экономики открытого типа требует активной преобразующей роли государства, не только вырабатывающего, но и реализующего с помощью комбинации различных регуляторов (рыночных и административных) структурную, промышленную и внешнеэкономическую политику.

В-третьих, открытость должна определяться завоеванными позициями России на международных рынках и в международных организациях, поэтому следует отказаться от раскрытия экономики преимущественно как снятия административных ограничений на экспортно-импортные и валютные операции, а перенести центр тяжести в область завоевания конкурентных преимуществ.

 

 

2.2 Внешнеэкономическая политика

 

К важнейшим целям внешнеэкономической политики в условиях открытой экономики России следует отнести:

1.  структурная переориентация экономики страны;

2.  обеспечение экономической безопасности;

3.  изменение характера участия страны в структуре мировой экономики (как в отношении договорно-правовых и политических условий, так и по товарной специализации);[21]

Достижение данных целей предусматривает следующее:

• сформировать оптимальную структуру экспорта под влиянием происходящих структурных сдвигов в экономике страны, в первую очередь, за счет значительного повышения в нем удельного веса продукции перерабатывающих производств;

•  выявить наиболее перспективные для российского экспорта секторы на мировом рынке с последующим закреплением успеха на избранных направлениях в сочетании с активным развитием научно-технического сотрудничества, а также углублением производственной кооперации с партнерами по внешнему рынку;

•  принятие мер по снятию любых дискриминационных ограничений,  достижение максимально благоприятного режима в отношениях с партнерами по внешнему рынку;

• обеспечение возможности внедрения российских компаний на мировые рынки технологий и информации, капитала, сырьевых ресурсов, машин и оборудования, к глобальным транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров. Отметим, что здесь важнейшая роль принадлежит продуманной политической, финансовой и информационной государственной поддержке продвижения российских товаров и услуг на зарубежные рынки, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации;

• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как с международными организациями и странами-кредиторами, так и с должниками РФ;

• создать эффективный валютный, экспортный, таможенный контроль, и, при необходимости, другие формы контроля внешнеэкономической деятельности.[22]

Дальнейшее формирование открытости экономических отношений - это весьма сложный и длительный процесс. В условиях современной России процесс «открытия» национальной экономики должен быть постепенным, опираться на продуманную внутреннюю и внешнеэкономическую политику.[23]

 

 

2.3. Внешняя торговля

 

 

Основной формой международных экономических отношений и критерием открытости экономики  является международная внешняя торговля, посредством которой осуществляется основной объем операций в рамках внешнеэкономических связей.

Осуществление рыночных реформ и либерализация внешнеэкономической деятельности позволили внешней торговле не только быстрее других секторов народного хозяйства выходить из кризиса, но и вытягивать из него отрасли экономики, ориентирующиеся на экспорт, а также возмещать на внутреннем рынке глубокий спад в АПК и легкой промышленности.

Внешняя торговля постепенно становится стабилизирующим фактором и стимулом подъема экономики России. Внешняя торговля на фоне спада по другим важнейшим показателям социально-экономического развития страны быстрее вышла на положительную динамику роста, увеличив свой оборот с 95,3 млрд. долл. в 1991 г. до 723,7 млрд. долл. в 2008 г.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса) в 2008 году составил 653,8 млрд. долларов США и увеличился относительно 2007 года на 32,8%. При этом экспорт увеличился на 33,3%, импорт – на 32,1 процента. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали  Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходилось 47,6% внешнеторгового оборота  с данной группой стран. Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС  являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходится более 87,2% внешнеторгового оборота с данной группой стран (диаграмма 1)[24].

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в течение длительного времени продолжают оставаться Украина (в 2008 году - 5,4% внешнеторгового оборота России), Белоруссия (4,7%) и Казахстан (2,7%). На их долю в 2008 году приходилось 88% торговли со странами СНГ (диаграмма 2).

В течение многих лет товарная структура российской внешней торговли остается практически неизменной, как и перечень товаров, обеспечивающих преобладающую часть валютной выручки. В целом в структуру экспорта включено около 4 тыс. видов различной продукции. Однако перечень товаров, которые обеспечивают наибольшие поступления  от продажи на мировом рынке, ограничены только несколькими позициями, включая прежде всего нефть, газ, драгоценные и цветные металлы, алмазы (диаграмма 3).

Если посмотреть на статистику по данным Росстата, то объем импорта в Россию в 2009 году стремительно падает  (на диаграмме  показана динамика экспорта и импорта РФ в %). За январь-май 2009 года его снижение составило 41,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Но, по мнению многих российских аналитиков, такое существенное падение импорта произошло, в первую очередь, из-за девальвации рубля и сокращения покупательской способности населения, и только потом уже из-за роста импортных ограничений, также отмечается, что доступу иностранных товаров и компаний на российский рынок препятствуют не столько импортные тарифы, сколько высокий уровень бюрократической нагрузки на бизнес.

В настоящее время российская внешняя торговля еще не характеризуется рациональной организацией международного товарообмена, когда экспорт способствует развитию производительных сил страны за счет расширения реализации отечественной продукции за пределами насыщенного внутреннего рынка, а импорт не заменяет, а дополняет внутреннее национальное производство. Рост экспорта во многом определялся резким снижением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а расширение импорта носит в определенной мере вынужденный характер из-за неспособности промышленности насытить внутренний рынок достаточным количеством товаров, способных составить конкуренцию по качеству и ассортименту товарам иностранного происхождения. Поэтому увеличение внешнеторгового оборота происходит в основном за счет экстенсивных факторов и не имеет под собой прочной долговременной основы.

 

2.4  Оценка открытости национальной экономики России

В рейтинге открытости экономик, содержащемся в докладе о стимулировании мировой торговли Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2009 году Россия  заняла лишь 109 место из 121 возможных. По сравнению с предыдущим годом российские позиции несколько ухудшились (в 2008 году РФ была на 103 месте из 118). Более открытыми по сравнению с нашей страной составители рейтинга признали экономики большинства стран СНГ (Молдавия на 52 месте, Армения - 64, Азербайджан - 70, Украина - 71, Казахстан - 93, Киргизия - 101).[25]

Позади России в списке оказались Непал, Бангладеш, Алжир, Монголия, Таджикистан, Гайана, Бурунди, Нигерия, Зимбабве, Венесуэла, Кот-д’Ивуар и Чад. Первую же тройку лидеров составили Сингапур, Гонконг и Швейцария.

Степень открытости экономики каждой страны оценивалась по таким показателям, как доступ к рынку (таможенные тарифы и квоты), административные барьеры, транспортная и коммуникационная инфраструктура, а также условия для ведения бизнеса. (расчет квот приведен в приложении 1)

По мнению экспертов ВЭФ, хуже всего в России обстоят дела с доступом к рынкам. По этому показателю Россия заняла 113 место. В докладе говорится, что российские импортные тарифы в среднем составляют 15% (по уровню тарифов РФ занимает 114 место), а если взять импорт только сельскохозяственной продукции, то и того больше - 26% (106 позиция в соответствующем списке). Степень сложности тарифной системы России эксперты оценили как очень высокую (90-е место). По мнению экспертов, административных барьеров для входа на российский рынок также слишком много (106 место). В частности, в докладе отмечается низкий уровень прозрачности экспортно-импортных процедур в России.

Информация о работе Закрытая и открытая экономика: сравнительный анализ