Японское «экономическое чудо» 1960-x гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Целью работы является описание состояния экономики Японии во второй половине 20 века.
Основными задачами данной работы являются выявление объективных причин японского экономического чуда, преимуществ и недостатков японской модели экономического развития, лежащей в основе гигантских сдвигов в её различных сферах - в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте, кредитно-финансовой системе, торговле и т.п.

Содержание

Введение.
Послевоенное положение Японии.
Высокий экономический рост (1960-1971 гг.).
Минусы японской экономики.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра экономической истории

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Японское «экономическое чудо» 1960-x гг.»

 

 

 

Студент

ФФБД, 1-й курс, ДФУ-1                                                                   О.А. Драчева                                                                                           

 

Проверил                          

Доктор исторических наук                                                              Ю. Н. Бохан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение.
  2. Послевоенное положение Японии.
  3. Высокий экономический рост (1960-1971 гг.).
  4. Минусы японской экономики.
  5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Целью работы является  описание состояния экономики  Японии во второй половине 20 века. 
   Основными задачами данной работы являются выявление объективных причин японского экономического чуда, преимуществ и недостатков японской модели экономического развития, лежащей в основе гигантских сдвигов в её различных сферах - в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте, кредитно-финансовой системе, торговле и т.п. 

   Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей. Обычно принято считать, что своим успехом Япония обязана высокой норме капиталовложений, низкой оплате труда, форсированному экспорту своей продукции и отсутствию больших военных расходов. Это, несомненно, так. Достаточно сказать, что норма капвложений в начале 1970-х годов достигла в Японии небывалого для стран Запада уровня: 38—39%. Но в то же время успех экономического развития Японии зависел и от ряда других причин. 
   Экономическое и научно-техническое развитие Японии в послевоенный период опиралось и ориентировалось на растущий массовый спрос как внутри страны, так и за рубежом, имевший прежде всего потребительский характер. Постоянно возрастало обратное воздействие личного потребления на производство и его эффективность. В результате японский бизнес быстро окупал свои затраты, реализовывал высокую норму прибыли, а растущее накопление немедленно направлял в производственное инвестирование. Правящие круги и бизнесмены страны хорошо понимали, что при высоких темпах экономического роста, поддерживаемых растущей нормой капвложений, существует реальная опасность вхождения хозяйства страны в порочный круг “производства ради производства”, и делали все, чтобы избежать его на основе быстрой оборачиваемости оборотного и окупаемости основного капитала, высоких темпов капитального строительства и нововведенческого процесса, четкой организации производства. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОСЛЕВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЯПОНИИ

 

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной  территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали  созданию зон оккупации стран-победителей  в Японии. Поскольку соотношение  сил СССР и западных держав на Дальнем  Востоке было совершенно иным, чем  в Европе, а советский вклад  в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской  войны в условиях фактически начавшейся "холодной войны", Москва была вынуждена  с этим согласиться. В результате американские войска под командованием  генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Императорской власти, авторы Конституции  ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ  Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает  ей иметь Вооруженные силы. Проведенной  по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.  [8]

Преобразования 1945 - 47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли  возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили  с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение  Японии в условиях "холодной войны". На втором этапе оккупации (1948 - 51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение  Японии в своего союзника на Дальнем  Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающего последние дни). С  этой целью США создают благоприятные  условия для деятельности проамериканских  сил и осложняют возможности  левых партий Японии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающих лояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. На конференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны были возникнуть разногласия по тексту Договора.

По Сан-Францисскому договору Япония отказывалась от ряда захваченных и приобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но без указания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю (острова Окинава) оставался под административным управлением США. Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, не предусматривал вывода американских оккупационных войск с японской территории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации и военных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации в результате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта "холодной войны" на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла на ущемление своего суверенитета в политической области в обмен на американские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан-Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двусторонним японо-американским Пактом безопасности. В соответствии с его статьями США брали на себя обеспечение "безопасности Дальнего Востока" и получали право пресечения "внутренних беспорядков" на японской территории. Пакт был бессрочным без права одностороннего выхода из него Японии. США не были обязаны консультироваться с Токио по вопросам использования американских войск, дислоцированных в Японии, для обеспечения возложенных на них задач.

С окончанием экономического бума в  нач. 70 гг. и выходом фракционных противоречий из-под контроля началось падение влияния ЛДП. Возникла реальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазной партии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазия заранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господства после ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов - эта задача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены у власти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок были созданы другие буржуазные организации - НЛК и т. д.) и британской системы поочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, не посягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, что полевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользу партий "среднего пути" в центре политического спектра, а не в пользу левых партий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача - предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.

Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образована в 1960 г. на базе отколовшегося правого  крыла СПЯ и представляет собой партию типа лейбористской. Выступая официально за "демократический социализм" и "против правого и левого тоталитаризма", на практике ПДС призывает "не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ". Опорой ПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы "рабочей аристократии" крупных современных предприятий.

Большим влиянием в Японии пользуется буддийская секта "Сака Гакай" ("Общество установления ценности"), имеющая около 15 млн. приверженцев. Полагая, что причиной всех бед и зол является плохая мораль, в т. ч. и у руководства страной, секта ставит задачей создание совершенного общества посредством слияния религии и политики "на основе великих законов Будды". Численность секты быстро выросла в 50-60 гг. в результате массовой миграции сельского населения в города. Активная пропагандистская и индивидуальная работа секты с мигрантами, попавшими в чуждые для них условия существования, способствовала отвлечению их от привлекательных лозунгов экстремистов правого и левого толка.

Поскольку Конституция запрещает  политическую деятельность религиозных  организаций, "Сака Гакай" обошла Закон, создав партию "Комэйто" ("Партия чистой политики"), ставшую "политотделом" секты. Изначально "Комэйто" выступала за "гуманный социализм" (капитализм, очищенный от контрастов неравенства особой налоговой политикой). Несмотря на социалистическую фразеологию, партия в целом стоит на антикоммунистических позициях. Так же, как и ПДС, Комэйто пользуется поддержкой 10-15% избирателей. Партийная газета - "Сэйке Симбун".

Компартия Японии, опирающаяся в  основном на рабочих мелких предприятий, на протяжении всех послевоенных лет  пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. В условиях политико-уголовного преследования  со стороны американских оккупационных  властей в 1950 г. партия попала под  влияние Пекина, советовавшего КПЯ  взять за образец в борьбе против США "антияпонскую борьбу китайского народа". Попытка использования  партизанской тактики борьбы против проамериканского, но законно избранного Правительства, скомпрометировала  КПЯ и уменьшила численность  Партии с 200 тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентации привел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказ КНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ). В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого от КПСС-КПК "третьего центра" мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ и др.). Программа КПЯ предусматривает: "честное применение" существующей Конституции без задач перехода к социализму, установление "демократического контроля" над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями), национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергая сотрудничество с КПЯ.

На крайне левом фланге японского  политического спектра время  от времени, особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевые мелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрые темпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальной опасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывами к "немедленной" социалистической революции в то же время полезны крупному капиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующих леваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.

После войны в оккупированной американскими  войсками Японии проводятся реформы, которые  должны были ликвидировать милитаристско-фашистские порядки. Важнейшими в экономическом отношении были две реформы.[4]

Первая: В 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу. Однако и теперь среди ведущих финансовых групп Японии остаются Мицуи, Мицубиси, Сумимото. Почему?

Закон о ликвидации дзайбацу подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затем этот проект был одобрен остальными и только после этого был принят государством. Этим законом были ликвидированы головные холдинг-компании групп. В результате функции руководства группами перешли к банкам. Дело в том, Что в составе каждой дзайбацу был и банк, который назывался так же, как и группа в целом (Банк Мицуи, Банк Мицубиси и т.д.). Правда, эти банки теперь были переименованы, но потом восстановили и прежние названия. За исключением банка Ясудао, который сохранил новое название - Фудзи, по названию священной горы японцев. Группы при этом утратили семейный характер: банки не были в такой семейной собственности, как холдинги. Впрочем, потеря семейного характера финансовыми группами - общая закономерность, так что рано или поздно это должно было случиться и с финансовыми группами Японии.

До 70-х годов "большая четвёрка" сохраняла господствующее положение  в японской экономике. Потом на ведущие  места выдвинулись две новые  группы "Дайити" и "Санва", и теперь уже "большая шестёрка" господствует в хозяйстве Японии.

Вторая: Из послевоенных хозяйственных реформ была аграрная реформа 1947 - 1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупных сумм к концу проведения реформы понизилась до 5-7% действительной стоимости земли.

Это была буржуазная реформа. Она ликвидировала  паразитическое полуфеодальное землевладение. Но развитию крупных капиталистических  хозяйств в Японии препятствует аграрное перенаселение. По-прежнему главная  фигура в сельском хозяйстве здесь - мелкий фермер на участке земли  меньше гектара. Средняя площадь  земли на одно хозяйство в Японии - по-прежнему 1 га.

Но даже несмотря на такие мелкие размеры хозяйств реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения стала проводиться "малая механизация": "ручные" трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п. [8, Стр.126-131]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЫСОКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (1960-1971 гг.)

       Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической и политической сферах. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. В 1949 г. под действие закона о деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики. 
       Отказ от войны, зафиксированный в ст. 9 конституции 1947 г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими западными странами бремя военных расходов – менее 1% ВВП. Эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию. 
      Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным стандартам. В связи с этим реальные учетные ставки были ниже, чем в других странах, что создавало условия для роста инвестиций. Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран в 39% в первой половине 1970-х годов (1985 г. — 28,5%, 1995 г.— 28,7%). Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5— 2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16—19,4% ВВП. 
       Высокая норма накопления отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования — на уровне 5,5—6 лет поддерживался его средний возраст (США — 9 лет).

Информация о работе Японское «экономическое чудо» 1960-x гг.