Социальная защита населения в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность и основные компоненты социальной защиты населения.

2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

3. Изучить системы социальной защиты населения.

4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 4
1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения. 4
1.2. Элементы и принципы социальной защиты 4
1.3. Законодательное обеспечение реализации социальной защиты РК 4

Глава 2. Система социальной защиты Республики Казахстан 4
2.1. Государственные пособия 4
2.2. Система обязательного социального страхования Республики Казахстан 4
2.3. Система накопительного пенсионного обеспечения 4
2.4. Система адресной социальной помощи 4

Заключение 4

Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 

 

   Введение 

  Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.

  Проблемы  социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения экономической  науки в течение достаточно длительного  времени. Они исследуются преимущественно  в контексте анализа общих, фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.

  Целью курсовой работы является исследование необходимости, сущности и принципов социальной защиты населения в современной экономике. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать сущность и основные  компоненты социальной защиты населения.

  2. Определить основные направления и принципы реализации социальной защиты населения.

  3. Изучить системы социальной защиты населения.

  4. Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики Казахстана.

  Предметом исследования является система социальной защиты населения государства. Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, составляющих основу модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

  Существуют  некоторые проблемы, связанные с  регулированием занятости и обеспечения  социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как необходимость социальных преобразований; проблемы Казахстана в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы в Казахстане, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов; осветить результаты социальных реформ; показать важность социальных преобразований.  

 

    Глава 1. Необходимость, сущность и принципы социальной защиты населения в рыночной экономике. 

  1.1 Необходимость и сущность социальной защиты населения.

  Социальная  защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к  жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. [16] 

  Международная организация труда

  Международная организация труда, членом которой  является Казахстан, определяет систему  социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:

    • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
    • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования;
    • предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участникам системы социального страхования;
    • доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.
 

  В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового  уровня развития существуют разные степени  солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени участия государственных институтов.

  Полная  солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и  выплатой, когда право на получение  зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового  случая. Финансовая нагрузка ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой системе механизмом перераспределения доходов и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а в качестве регулятора выступает государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный уровень социальной защиты всем гражданам.

  При ограниченной солидарности право на получение выплаты зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива. Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует, где каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы, от которых напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.

  Среди стран с максимальным государственным  участием в системе социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию, Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран - США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии - используется смешанная система. Как правило, системы с полной солидарностью - государственные, персонифицированные системы накопительного характера преимущественно частные, а при ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так и частных институтов. Как показывает международный опыт, степень участия государственных институтов влияет на такие основные показатели, как охват населения и административные расходы. Более высокие административные расходы на содержание системы социального страхования - в частных системах, более низкие - в государственных и смешанных. В государственных системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных системах, относительно низок в частных системах.

  Системы с полной солидарностью характеризуются  минимальными стимулами, в то время  как в системах, основанных на персонификации учета взноса, - стимулы максимальные. При этом стимулирование стабильной оплачиваемой трудовой деятельности достигается через предоставление дополнительных преимуществ трудящимся и зависит от степени взаимосвязи между взносом и выплатой.  

  1.2. Элементы и принципы социальной защиты

  На  основе анализа международного опыта  можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:

        1) государственные  пособия;

        2) обязательное социальное  страхование;

        3) накопительное  пенсионное обеспечение;

        4) социальную помощь

   

  Государственные пособия предназначены для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите. [11]

  Обязательное  социальное страхование, финансируемое  за счет отчислений работодателей и  работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов гражданина.

  Накопительное пенсионное обеспечение предназначено  для самостоятельного пенсионного  обеспечения каждым гражданином.

  Социальная  помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета.

  Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.

  Такая комбинированная система позволяет сочетать преимущества как солидарных, так и персонификационных систем.

  В Казахстане завершается переход  к рыночной экономике. Изменение  экономических отношений требует  построения адекватной системы социальной защиты. [11]

  На  начальном этапе переходного  периода государство было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты с учетом влияния новых, неизвестных ранее экономических факторов: инфляции, бюджетного дефицита, спада производства, увеличения доли неформального сектора экономики.

  Предпринятые шаги в социальной сфере, обусловленные особенностями переходного периода, носили фрагментарный характер, являясь скорее ответной реакцией на решения хотя и весьма сложных, но все же текущих проблем, за исключением внедрения накопительной пенсионной системы и замены натуральных льгот денежными выплатами.

  Несмотря  на проведенные преобразования, в  данный момент система социальной защиты характеризуется сложностью и недостаточной  системностью законодательства, адресностью  и прозрачностью, низкими стимулами к участию в системе. 

  Учитывая  сложную социальную ситуацию в странах  СНГ, во Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) разработаны “Основные положения  комплексной системы социального  обеспечения”. Они приняты Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ и одобрены Консультативным советом по труду, миграции и социальной защите населения.

  Профсоюзы стран СНГ исходили из того, что  государственная политика в области  социальной защиты населения должна представлять собой целостную систему  мер экономического, правового, социального и организационного характера и распространяться как на трудоспособное, так и на нетрудоспособное население.

  Для трудоспособного населения приоритетное значение имеет содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установление гарантий минимального размера заработной платы, иных гарантий, связанных с трудовыми и иными правоотношениями. [9]

  Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, должна действовать комплексная система социального обеспечения или социальной защиты.

  Систему социальной защиты такой группы населения  нужно базировать на общепринятых международных нормах и стандартах и прежде всего Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях МОТ, документах Межпарламентской Ассамблеи, межгосударственных соглашениях и договорах государств – участников СНГ.

  Отсюда  вытекает принцип равноправия, когда каждый человек имеет право на социальное обеспечение, запрещающее дискриминацию любого рода независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, сословного или иного. Это особенно актуально в настоящее время для стран Содружества, имеющих значительные миграционные потоки.

  Указанная система как всеохватывающая  должна напоминать, образно говоря, “страховочную сетку”, которая  не дает человеку упасть в бездну, если он оказался без средств к существованию, например в случае утраты работы, болезни, увечья, старости, нищеты и т.п. Иными словами, данная система нацелена на то, чтобы способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по названным причинам.

  Основополагающим  принципом системы  является солидарность и коллективная ответственность за каждого нуждающегося, что предполагает разумную централизацию средств и их перераспределение для обеспечения тех, кто без них не в состоянии выжить. На добровольных началах возможно задействовать накопительный принцип и индивидуальную ответственность граждан за свое будущее.

  В отдельных странах СНГ высказываются  за отказ от применения принципа солидарности и коллективной ответственности. Взамен этого предлагается, чтобы все граждане сами были ответственны за свое будущее и благосостояние своих семей.

  Однако  при таком подходе не нужна  будет и сама государственная  социальная политика, и такое государство вряд ли может называть себя социальным. Многие граждане ущербны от рождения или в течение жизни потеряли способность в достаточной мере заботиться о себе, а поэтому могут рассчитывать на защиту, помощь, уход и обеспечение средств к жизни. Они не должны исключаться из числа пользующихся благами общественного богатства. Общество, которое не может помочь многим, попавшим в беду, не может обеспечить спокойствие и немногим богатым. Такое государство рискует оказаться на грани дестабилизации и социального взрыва.

Информация о работе Социальная защита населения в современной экономике