«Парадоксы» закона спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Содержание

Закон спроса
«Парадоксы» закона спроса
«Парадокс Гиффена»
Эффект Веблена
Литература

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

 

 

 

Кафедра Экономической теории

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Экономическая  теория

На тему: «Парадоксы» закона спроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

 

 

 

Содержание

 

 

  1. Закон спроса
  2. «Парадоксы» закона спроса
  3. «Парадокс Гиффена»
  4. Эффект Веблена
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

«Парадоксы» закона спроса

Спрос — это  платежеспособная потребность покупателей  в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Между этими понятиями  складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.

В экстремальных экономических  ситуациях спрос может превышать  потребность, поскольку отражает влияние  других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).

Из данного выше определения  спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса, между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(1 /Р), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.

Но действительно ли обратная зависимость  величины спроса от уровня цены имеет характер «закона»? Разве не встречаются противоречащие этому факты? Конечно, встречаются, но парадокс состоит в том, что их объяснение

2

также укладывается в  рамки закона спроса, а это значит, что обратная зависимость величины спроса от динамики цены действительно является экономическим законом .

Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Оказывается, что эта  ситуация лишь внешне противоречит закону спроса. Дело в том, что повышение  цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра — экономией на непокупке по еще большей цене.

Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, — вот смысл первого «парадокса», и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса.

Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т. п.

Отсюда мы должны сделать важный вывод: на динамику величины спроса влияет не только реальное движение цены, но и ожидаемое покупателем, т. е. не только реальная, но и ожидаемая цена. А это значит,

3

что социально-психологическое состояние становится экономическим фактором. Более того, величина прироста спроса при росте цены количественно показывает степень «инфляционной» паники в обществе.

Если нас чему-то научил предыдущий случай, то теперь нетрудно понять, почему снижение цены может  вызвать не увеличение спроса, как  того, казалось бы, требует закон  спроса, а напротив, — стимулировать  его падение.

Вновь обозначился вектор движения цены, но на этот раз «вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. Вновь в движение величины спроса вмешивается фактор ожидаемой цены ; укладывается ли такое поведение потребителя в логику закона спроса? Конечно, чем ниже цены, тем выше величины спроса, — но завтра, коль скоро обозначилась тенденция к снижению цены.

Третий «парадокс» —  это устойчивый, «нереагирующий»  спрос на традиционно дорогие  товары. Уж тут, казалось бы, закон спроса не при чем. На самом же деле перед  нами — разновидность первого случая: эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие , и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений. Приобретая золото, алмазы, меха, недвижимость и т.д. покупатель уверен, что его сбережения никогда не пропадут (а может и приумножатся, это — та же надежда выгадать на завтрашних ценах на эти товары). Поэтому спрос на эти товары очень мало зависит от цены.

Однако самый известный  парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Английский экономист прошлого века Роберт Гиффен (1837-1910гг.) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине

4

XIX века объем спроса  на картофель существенно увеличился  при росте цен на него, что  полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.

Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая  рассматривает множество различных  товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена".

Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом : "Дело в том, что картофель представлял  основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса".

Впрочем, в других отечественных научных источниках можно встретить ту же самую историю, только не с картофелем, а с хлебом. И не с ирландскими бедняками, а с английскими. Но это не меняет сути изученного явления. Такую же ситуацию можно наблюдать и при анализе структуры потребления малообеспеченных слоев населения Украины во время экономического кризиса 90-х гг. Аналогичное поведение некоторых товаров можно обнаружить и в современном мире в экономической жизни любой страны.

Таким образом, следует  признать, что "парадокс Гиффена" вовсе не является парадоксом, нарушающим экономические законы и служащим исключением из правил, а является вполне естественным элементом общей системы рыночного равновесия, если рассматривать это равновесие в

5

пространстве "цена-объем-доход".

Так же существует эффект Веблена: рост величины спроса на товар при увеличении цены товара, наблюдаемый в условиях чисто демонстративного потребления, когда богатые покупатели приобретают товар, чтобы продемонстрировать свои возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

Литература

 

  1. Основы экономической теории
  2. С.Г.Светуньков “Несколько слов о “Парадоксе” Гиффена”
  3. C.Н.Ивашковский “Микроэкономика”
  4. Интернет-ресурс www.economics.wideworld.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе «Парадоксы» закона спроса