Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. 4
1.1 Рынок 4
1.2 Закон спроса 6
1.3 Кривая спроса 7
1.4 Индивидуальный и рыночный спрос 8
1.5 Детерминанты спроса 10
1. 6 Изменения в спросе 11
1.7 Изменение величины спроса 16
1.8 Состояние спроса и задачи маркетинга 16
2. Спрос, предложение и эластичность. 18
2.1 Спрос, предложение, равновесная цена 18
2.2 Ценовая эластичность спроса 21
2.2.1 Эластичный спрос. 21
2.2.2 Неэластичный спрос. 22
2.2.3 Единичная эластичность. 22
2.2.4 Совершенно неэластичный спрос. 22
2.2.5 Совершенно эластичный спрос. 23
2.3 Формула ценовой эластичности 23
2.3.1 Использование показателей процентных изменений. 24
2.3.2 Отрицательный знак 24
2.3.3 Интерпретация формулы 25
2.4 Формула центральной точки 26
2.5 Оценка по показателю общей выручки 28
2.6 Свойства эластичности. 28
2.7 Факторы ценовой эластичности спроса 29
2.8 Эластичность спроса по доходу 30
3. Применение теории эластичности 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эластичность спроса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

1.8 Состояние спроса и задачи маркетинга

Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические  процедуры. Задача маркетинга - проанализировать, почему  рынок  испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга  изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.

      Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными

в товаре или  безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться

новым агротехническим  приемом, а студенты колледжа - изучением  иностранного языка. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару  выгод  с естественными потребностями и интересами человека.

      Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание,

которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Задача  маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

      Падающий спрос. Рано или поздно любой продавец столкнется с падением

спроса на один или несколько своих товаров. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков,   изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.

Задача маркетинга - обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря

творческому переосмыслению подхода к предложению товара.

      Нерегулярный спрос. У многих продавцов сбыт колеблется на сезонной,

ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и

перегрузки. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования  и прочих приемов побуждения.

      Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда продавец

удовлетворен  своим торговым оборотом. Задача  маркетинга - поддерживать

существующий  уровень спроса, не смотря на меняющиеся потребительские

предпочтения  и усиливающуюся конкуренцию. Продавец должен неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно  замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.

      Чрезмерный спрос. У ряда продавцов уровень спроса выше, чем они могут

или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае

"демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и

сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют  меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.

      Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для

здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против

распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств,

огнестрельного  оружия. Задача маркетинга - убедить любителей чего-то

отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко

поднимая цены и ограничивая доступность товара.

2. Спрос, предложение и эластичность.

2.1 Спрос, предложение, равновесная цена

   Представление о редкости ресурсов и неограниченности потребностей лежит в основе экономической науки. Эффективное использование редких ресурсов составляет одну из главных задач нашей экономической системы. Более того, существуют два основных аспекта проблемы рационального использования ресурсов. Первый из них заключается в полном вовлечении в оборот всех наличных ресурсов. Второй аспект проблемы экономии связан наиболее эффективным распределением ресурсов между альтернативными вариантами использования.

   Как спрос, так и предложение могут быть представлены в виде таблиц. Таблица спроса показывает зависимость между различными возможными уровнями цен и количеством продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам (см. табл. 2-1, колонки (1) и (2)). Изображённая таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, является обратной, или отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких (закон спроса).

   Таблица предложения демонстрирует зависимость  между возможными ценами и количествами продукции, которую предложат на рынке производители по каждой из этих цен (см. табл. 2-1, колонки (2) и (3)). Эта зависимость является прямой, или положительной. Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком. На графике эта прямая зависимость даёт восходящую кривую предложения (SS на рисунке 2-1).

   Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции. Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий  ценам ниже цены равновесия, подскажет  конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет: 1)побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются на рисунке 2-1 стрелками, направленными вверх вдоль кривой спроса и вверх вдоль кривой предложения. Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции, и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.  
 
 

(1)

Кол-во спрашиваемой в неделю продукции (ед.)

(2)

Цена за 1 бушель (дол.)

(3)

Кол-во предлагаемой в неделю продукции (ед.)

(4)

Излишек (+) или  дефицит (-). (Стрелками показано направление  давления на цену)

2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

12000

10000

7000

4000

1000

+ 10000

+6000

0

- 7000

-15000

Таблица 2-1. Спрос и предложение на рынке зерна (гипотетические данные)

   Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками, направленными вниз вдоль  кривой предложения и вниз вдоль кривой спроса, на рисунке 2-1.

Изменение факторов, определяющих спрос или предложение, может приводить к изменениям цифровых данных в колонках таблиц и к перемещению кривых спроса и предложения. Изменения в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке — всё это будет вызывать перемещения кривой спроса. Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства, или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определённым сдвигам в кривой предложения.

   Зависимость между изменениями в спросе и  проистекающими отсюда изменениями  в цене равновесия и равновесном  количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует изменением предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.

2.2 Ценовая эластичность спроса

   Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.

   Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

2.2.1 Эластичный спрос.

    Если  небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.2 Неэластичный спрос.

 

      Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.3 Единичная эластичность.

 

      Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.4 Совершенно неэластичный спрос.

Если  изменение цены не приводит ни к  какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.5 Совершенно эластичный спрос.

    Если  самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.

        

2.3 Формула ценовой эластичности

   Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:

Ed =

Процентные изменения  вычисляются путём деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:

Ed=

2.3.1 Использование показателей процентных изменений.

Использовать  для измерения чуткости потребителей проценты вместо абсолютных величин гораздо правильнее, так как при использовании абсолютных величин на наше представление о степени чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц измерения. Например, если цена продукта Х падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то  наблюдается, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к изменению количества спрашиваемой продукции на 40 единиц. Однако, заменив доллары  центами в качестве единицы измерения, обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашиваемой продукции на 40 единиц, что порождает представление о неэластичности. Измерение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах или в центах.

Информация о работе Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике