Экономический рост: содержание, цели, факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом исследовании специфики экономического роста как неотъемлемая часть экономики.
Из поставленной цели определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие экономического роста.
2. Рассмотреть факторы, типы экономического роста.
3. Обосновать экономический рост в России и тенденции его развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности экономического роста 5
1.1.Экономический рост как составная часть экономики 5
1.2. Типы и подходы экономического роста 10
1.3.Факторы определяющие экономический рост 14
Глава 2. Влияние экономического роста на экономику 19
2.1. Государственное регулирование экономического роста 19
2.2. Цели, эффективность и проблемы экономического роста современности 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа эконом. рост.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Экономический рост определяется факторами, характеризующими физическую способность экономики  к росту. Эти факторы объединяют в одну группу под названием факторов предложения, к ним относят:

     1) количество и качество трудовых ресурсов: образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда и в результате дают возможность иметь более высокие заработки. Этот фактор определяется, прежде всего, численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и так далее.

     Наряду  с количественными факторами  важную роль играет качество рабочей  силы и соответственно затрат труда  в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста.

     2) наличие капитала: Основной капитал  включает и жилой фонд, потому  что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Последнее утверждение может показаться не совсем обычным, однако важно помнить, что современная экономическая теория трактует все факторы производства как оказывающие производительные услуги.

     3) уровень технологии: технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но и новые формы управления и организации производства, новые информационные технологии. Под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

     4) количество и качество природных  ресурсов: данный фактор с трудом  поддается количественной оценке, хотя и значительно влияет  на темпы экономического роста [14; 149].

     Зависимость экономического роста от этих факторов прямая. Действительно, факторы предложения  делают рост производства физически  возможным: лишь доступность большего количества лучших по качеству ресурсов позволяет увеличивать производство реального продукта.

     К факторам спроса относятся такие, которые  повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.

     К факторам распределения относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).

     Все факторы меняются во времени и  по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы. 
 

 

      Глава 2. Влияние экономического роста на экономику

     2.1. Государственное регулирование экономического роста 

     Государство играет значительную роль в регулировании  экономического роста и следует  рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

     1. Кейнсианцы рассматривают экономический  рост преимущественно с точки  зрения факторов спроса. Обычно  они объясняют низкие темпы  роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

     2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

     3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда [16; 249].

     При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

     Постоянным  объектом внимания государственных  органов  является  также регулирование  денежного  обращения,  в  частности,  борьба   с   инфляцией,  представляющей серьезную опасность для экономики.  Регулированием  денежного обращения  государство также воздействует и  на  другие  объекты,  такие  как условия  накопления,  цены,  социальные  отношения.   Состояние   платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны.  Во всех  странах  с  рыночным  хозяйством  государство  постоянно  осуществляет оперативное  и  стратегическое  регулирование   платежного   баланса   путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала,  повышение  и  понижение курсов  национальных  валют,  торгово-договорной  политики  и   участия   в международной экономической интеграции. Также, к одному из главных  объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика  и  структура которых отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно  влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость  национальной валюты, социальную атмосферу.

     Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять  и  на  другие объекты государственного регулирования экономики,  например,  заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов,  в экспорте товаров, капиталов  и  накопленных  знаний  и  опыта.  Изучаются  и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной  защите, охране окружающей среды [11; 123].

     Государственное регулирование экономикой и  ее  ростом  осуществляется административными и экономическими средствами.

     Экономические средства государственного регулирования  можно  разделить на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

     Самостоятельным объектом и инструментом государственного регулирования экономики  является  государственный  сектор  в  экономике.   Высшая   форма государственного   регулирования    экономики    -    это    государственное экономическое программирование,  охватывающее  многочисленные  цели  и весь набор инструментов  государственного  регулирования  экономики.  К  основным экономическим средствам необходимо  отнести:  регулирование  учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);  установление  и изменение  размеров  минимальных  резервов,  которые  финансовые   институты страны  обязаны  хранить  в  центральном  банке;  операции   государственных учреждений  на  рынке  ценных  бумаг,  такие  как  эмиссия   государственных обязательств,  торговля  ими  и  погашение.  При  помощи  этих  инструментов государство  стремиться  изменить  соотношение  спроса  и   предложения   на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении.  По  мере относительного снижения роли рынков  свободных  капиталов  в  финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением  роли  фондовой  биржи  и ростом   самообеспечения    крупных    компаний    финансовыми    средствами действенность  этих  инструментов  в  наиболее  развитых  странах  несколько ослабела.

     Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в   государственном   секторе   экономики,   играющем   важнейшую   роль в государственном регулировании экономики. Он является  одновременно  объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

     Государственное  регулирование  экономики  является  необходимым   для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации  в  широком смысле.   Коллективное   потребление   или    удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих,  безработных и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций [21; 8].

           Государственное  регулирование   экономикой  и  принятие  мер   для   ее постоянного роста необходимо для осуществления  социальной  политики  любого государства.  Коллективное  потребление  или   удовлетворение   общественных потребностей человечества (здравоохранение, образование, поддержка  неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов  и  организаций.

     Государство  может  играть  значительную  роль  в  экономическом  росте  при правильном  проведении  гибкой   бюджетно-налоговой,   денежно-   кредитной, ценовой политике и политике инвестирования.

 

      2.2. Цели, эффективность и проблемы экономического роста современности 

           Основными конечными целями  экономического  роста являются  повышение материального   благосостояния   населения   и   поддержание    национальной безопасности.  Повышение  материального  благосостояния  как  главная   цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

           1. Увеличение среднедушевых доходов  населения.  Достижение  этой  цели получает свое отражение в темпах роста национального  дохода  (НД)  на  душу населения.

           2. Увеличение свободного времени.  Досуг является  одним  из  жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального  ВНП  или  НД  страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели  необходимо  принимать  во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода  сокращение рабочей  недели и   рабочего   года,   общей   продолжительности   трудовой деятельности рабочих и служащих.

           3. Улучшение распределения НД  среди различных слоев населения.  Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось значительным  ухудшением  его распределения, то большая часть населения вообще бы не  сочла  экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло  бы  остаться  прежним  или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в  процессе  экономического  развития поддерживались   принципы   социальной   защищенности   по    отношению    к нетрудоспособным и безработным.

           4. Улучшение качества и рост  разнообразия выпускаемых товаров  и услуг. Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального  НД.  В то же время вполне допустимо предположить,  что  более  высокое  качество  и дифференциация    товаров     способствуют     повышению     потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают  свое  отражение  в  увеличении расходов  на  покупку   товаров   и   услуг,   совокупный   размер   которых характеризует объем произведенного НД [13; 24].

     Под эффективностью  экономического  роста  понимается  улучшение  всех составляющих  многогранного  понятия  «эффективность   производства».   Сюда относятся:

Информация о работе Экономический рост: содержание, цели, факторы