Экономический долг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

История государственного долга России

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 142.79 Кб (Скачать)

      1. История государственного долга России

     

      Кредитная история  России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в  Голландии. За последующие два с  половиной столетия Российская империя  заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому  моменту старейшими займами в  составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть  к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

      На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали  его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало  строительство железных дорог, а  также выкупало в казну частные  линии.

      Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и  пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные  средства шли на финансирование строительства  железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном  положении часть чрезвычайного  бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных  займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

      Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и  условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

      По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

      Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:

    • • краткосрочные;
    • • долгосрочные;
    • • бессрочные;

      Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право  эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая  сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права  министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное  казначейство и частные лица имели  право учитывать эти обязательства  в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

      Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался  выпуск бессрочных обязательств, когда  государство обязывалось выплачивать  только договорный процент, т.е. для  держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой  право принудительной скупки данного  инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации  на бирже.

      Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как  никаких ограничений на покупку  иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев  не существовало.

      В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

      “При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным  долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.”  Законодатели заранее пресекали  соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя  и полностью.

      Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

      Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном  периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя  ее курса.

      Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались  просто бумажками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
  1. Внешний долг России
 

      1.1 История формирования  внешнего долга  РФ 

     Внешний долг – общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным долгам, полученным кредитам и процентам по ним в  иностранной валюте.

     Для России проблема внешнего долга не является новой. До революции 1917 г. Российская империя занимала второе место в  мире по величине внешнего долга и  первое место по затратам на его  обслуживание. В январе 1918 г. Советское  правительство аннулировало внутренние и внешние долги, но кредиторы  не согласились с этим решением и  Российской Федерации в 90-е годы пришлось вернуться к этому вопросу.

     В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности  по внешнему долгу (союзный долг тогда  оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую  долю в активах бывшего СССР.

     Однако  получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства  по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик  СССР в обмен на их отказ от причитающейся  доли активов (так называемый нулевой  вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции  на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие  потенциальных партнеров.

     Важным  фактором обслуживания внешнего долга  России стало налаживание контактов  с известными международными организациями  кредиторов – Парижским клубом, занимающимся межправительственными  кредитами, и Лондонским клубом, координирующим вопросы задолженности частным  банкам по неправительственным и  негарантированным правительственным  кредитам. В сентябре 1997 года Россия вступила в действующий еще с 1961 г. Парижский клуб. Это потребовало  от нее признать свои обязательства  по долгу СССР, отказаться от ряда своих  долговых активов (в основном, многих долгов по военным поставкам и  части долга стран, находящихся  в тяжелом экономическом положении). Однако благодаря членству в Парижском  и Лондонском клубах Россия приобрела  дополнительные возможности по возврату своих дебиторских долгов и в  более удобной форме – в  конвертируемой валюте, а самое главное  реструктурировать значительную часть  своего внешнего долга.

Надо заметить, что задолженность, доставшаяся  в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга  России (108 млрд долл.), но и продолжает увеличиваться. Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным  бременем российского правительства  и налогоплательщиков, вынужденных  расплачиваться по долгам уже не существующего  государства. При этом продуманной  долговой политики не проводилось, оценка экономической эффективности заимствований  отсутствовала. Наращивание последних  продолжилось и в первой половине 90-х годов. В результате в 1998 г. внешний  долг России (с учетом долга бывшего  СССР) составил 156,6 млрд. долларов.

Информация о работе Экономический долг России