Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа
Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).
Введение 3
1 Австрийская экономическая школа. ………………………...…………………. 6
1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики 6
1.2 Сущность теории «австрийской школы» 10
1.3 Популяризация идей австрийской школы на современном этапе 17
2 Лозаннская школа экономики…………………………………………………23
2.1 У.С. Джевонс "Теория политической экономии" и Ф.И. Эджуорту "Матиматическая психология" ……………………………………………….....23
2.2 Леон Вальрас "Элементы чистой политической экономии"…………….25
2.3 Вильфредо Парето "Курс политической экономии"…………………….. 27
3 Теория маржинализма…………………………………………………………....30
3.1 История возникновения теории маржинализма………………………….30
3.2 Сущность маржиналистской революции…………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...37
И тут же пришло в голову то, что принято называть «решающим влиянием предельной полезности». Всякая корысть имеет свои пределы: высший и нижний. А именно: блага, имеющиеся в избытке, ценятся предельно низко, а самые редкие, предельно недоступные блага – максимально высоко. А между этими пределами наблюдается следующая закономерность: люди склонны сбывать дешевле то, что ближе к нижнему пределу, и дороже – приближающееся к верхнему [2, С. 110].
Следовательно, покупатель за каждую новую единицу одного того же товара склонен платить все меньше и меньше, а продавец по мере истощения товарных запасов ценит каждую единицу продаваемого товара все дороже и дороже. Когда оценка покупателя снижается, а оценка продавца повышается до одного и того же уровня - обмен прекращается, поскольку меняться без выгоды – пустая морока. Вот так постепенно сближаясь, два предела могут дать равновесие - приблизительное равенство оценок продавцов и покупателей – сбившее с толку всех, начиная с Аристотеля» [4, С. 114].
После таких догадок тридцатилетний Менгер решил, что нашел ключ к решению всех проблем политэкономии, и тут же принялся разрабатывать собственную систему политэкономии, положив в основу «господствующее влияние личного стремления к выгоде» и сделав «исходным пунктом экономического исследования человеческие потребности» [5, С. 145].
1.2 Сущность теории «австрийской школы»
Самое главное и самое очевидное в теории Менгера состоит в следующем:
1)
Основатель австрийской школы
«при анализе всех
2)
Менгер делит «все нужное
Относительной редкостью благ Менгер объяснял и человеческий эгоизм, и возникновение собственности, и иерархию наших потребностей.
3)
Первоучитель «австрийской
4) Почти все маржиналистические доктрины признают гедонизм (этику удовольствий) – философской основой своей экономической системы. Менгер же последовательно отказывается признавать, что человеку всегда присуще стремление к удовольствиям (избеганию страданий). Иначе пришлось бы признать, что наши мнения не первичны, а обусловлены неким врожденным качеством, и анализировать не субъективные оценки (свободные по сути своей), а некое объективное свойство человека.
Но при этом сам Менгер проповедовал нечто весьма похожее на гедонизм, у него «потребности – это разновидность неудовлетворённых желаний (неприятных ощущений), вызванных отсутствием психофизиологического равновесия» [10, С. 82].
5)
В отличие от многих
-
несопоставимость различных
-
эмоциональная неустойчивость
Нужность
каждого блага, по мнению Менгера, не
имеет абсолютной величины, а выражается
лишь условными терминами «больше-
Такой подход привел к тому, что «австрийская школа» до сих пор избегает формул и графиков, а все ее оппоненты попрекают австрийцев за отказ от точных математических методов.
6) Обмен для Менгера – наиболее эффективный (выгодный) способ улучшения жизни людей, поскольку после обмена потребности обоих участников сделки удовлетворены лучше, чем до него.
Впрочем, не все виды обмена одинаково полезны: проанализировав четыре вида обмена («изолированный (случайный)», «монополистический», «в условиях ограниченной конкуренции» и «неограниченно конкурентный») Менгер приходит к весьма либеральному выводу – неограниченная конкуренция делает рыночные отношения максимально выгодными для всех.
Однако полная гармония рыночного обмена по Менгеру невозможна, поскольку различия в субъективных оценках людей и изменчивость вкусов порождают колебания рынка, зачастую сильные. К тому же, те, кто лучше других умеет торговаться («наиболее сильные участники рынка»), нарушают рыночное равновесие в свою пользу [9, С. 172].
7) Деньгами, по мнению, Менгера становится товар, наиболее пригодный к сбыту («наиболее ликвидный», выражаясь современным языком). А после превращения в деньги спрос на такой товар вырастает до «предельного максимума», поскольку всем нужна вещь, легко обмениваемая на другие вещи. Именно этим «Учитель австрийцев» объясняет всеобщую тягу к деньгам. По его мнению, людям нужны не сами деньги, а лишь простая дорога к чему-то более ценному, чем то, что они желают сбыть.
8)
Менгер делает только одну
уступку общественным
Так, например, за доски, предназначенные для изготовления мебели люди склонны платить больше, чем за те же доски, но уже для забора. Однако на общем, открытом для всех рынке все доски, по мнению Менгера, продаются по цене досок для забора, если, конечно, это самая маловажная нужда в досках. Точно также за первый кусок хлеба голодный заплатил бы больше, а за последний – влекущий пресыщение и ожирение гораздо меньше – но на рынке весь хлеб будет продаваться по цене куска для самых пресыщенных.
Такой
метод определения цены обычно формулируется
так: «предельная полезность блага
равноценна (равна) пользе от последней
единицы блага (то есть от единицы
приобретаемой в последнюю
Кроме
того, Менгер признает еще один фактор
объективного характера, влияющий на стоимость
– это естественная редкость товара.
Например, картина Леонардо да Винчи
или уникально-крупный алмаз
9)
Для объяснения «принципа
В ней все величины абсолютно условны и для расчетов не предназначены. Просто цифры лучше слов показывают, что больше, а что меньше. Менгер с помощью таких «больше-меньше» показывал, как:
- дополнительная единица одного и того товара снижает его ценность;
- пятая единица особо ценного товара снижает его стоимость до стоимости одной единицы товара пятой степени ценности.
Первый существенный вывод, к которому подталкивает Менгер при анализе своей таблицы таков: на развитом рынке все блага одного качества имеют ценность, равную субъективной оценке той единицы этого блага, которая приобретается для наименее желательного использования. Иными словами, наименее нужная вещь становится критерием оценки всех аналогичных вещей. Что кажется очевидным для всех рынков, где предложение легко превышает спрос.
Следующий вывод - при ограниченности ресурсов каждый вынужден думать, как распределить собственные средства так, чтобы удовлетворение всех потребностей было наилучшим (наиболее полным). Наилучшее же распределение, по мнению автора таблицы, таково, при котором все блага начинают казаться равноценными друг другу.
10) Издержки производства, количество затраченного труда и другие объективные факторы, по мнению Менгера, не только не определяют стоимость продукта, но и сами имеют ценность лишь в той мере, в какой результаты производства (труда) кажутся покупателям достойными оплаты. При этом никого и никогда не волнует, сколь сильно издержался производитель или устал трудящийся ‑ покупатель думает лишь о том, сколько он сам готов потратить на приобретение нужного товара.
Ценность благ, используемых для производства, по Менгеру, определяется ценностью произведенной с их помощью продукции (в конечном счете, ценностью того, что будет потреблено людьми) [8, С. 107].
В связи с таким пониманием Менгер полностью отказался от классического деления основных факторов производства на землю, труд и капитал. Ведь такое деление имеет смысл только для тех, кто считает, что указанные факторы влияют на величину стоимости по-разному. У Менгера же ни один из «производственных фактор» не имеет никакого влияния – все определяется мнением потребителя.
Но, сведя все ценности к оценкам потребителя, Менгер вынужден выстраивать очень длинные и весьма натянутые доказательство того, что любое стремление человека связано с каким-то потреблением. Поэтому у него всякий альтруизм и любая благотворительность представлены как обмен менее ценных благ на блага более ценные для филантропа. Точно так же «жажда прибыли», лишающая реального капиталиста многих видов простых человеческих удовольствий, превращается у Менгера в чистейшее стремление к более полному удовлетворению нужд предпринимателя в качестве «потребителя».
Зато,
увлекшись доказательством
11) Менгер объясняет прибыльность вложения средств в «бизнес» (процент на капитал), как заправский юрист. По его мнению, владельцу этих средств причитается и при естественном ходе событий достается компенсация за «упущенную выгоду» (за отказ от проедания средств). А размер такой компенсации равен разнице между ценностью произведенного товара и гораздо меньшей ценностью использования тех же средств для личного потребления.
12)
Основоположник «австрийской
13)
Социальную роль экономической
теории Менгер видел в том,
чтобы научить правительства
всех стран не вмешиваться
в рыночные процессы, позволять
гражданам самостоятельно
А для того, чтобы научные рекомендации были «предельно исчерпывающими», Менгер разработал методику экономического анализа, состоящую из трех этапов:
1
этап - историко-статистический: максимально
полное изучение всех фактов
в их развитии со скрупулезным
подсчетом всех поддающихся
2
этап – теоретический:
Информация о работе Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма