Значение Конституции для хозяйственного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Хозяйственное право играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности, предпринимательства. Его нормы определяют организационные формы хозяйствования, порядок образования и прекращения юридических лиц, права и обязанности участников хозяйственных правоотношений.
Особенно возрастает роль хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования, новых явлений в отношениях непосредственных производителей товаров, работ, услуг и их потребителей с вышестоящими органами хозяйственного руководства. Данное обстоятельство требует адекватных мер по совершенствованию хозяйственного законодательства, приданию ему строго определенной и единой правовой формы (например, кодификации), четкого определения места среди других отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Хозяйственное законодательство…………………………………………..4
Конституция Республики Беларусь – как источник
хозяйственного законодательства и ее значение…………………………..5
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованных источников……………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Контрольная 2.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

      Конституция РБ предусматривает два вида декретов:

     1) декреты, издаваемые в соответствии  с Конституцией на основании  делегирования Парламентом законодательных  полномочий;

     2) декреты, издаваемые в случаях  особой необходимости (временные  декреты) по своей инициативе либо по предложению Правительства.

      В обоих случаях декреты имеют  силу закона, но во втором случае  при расхождении декрета и  закона высшая юридическая сила  принадлежит декрету. Возможность  издания декретов первого вида  предусмотрена Конституцией РБ, в соответствии с которой Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Однако за все время действия этой нормы не было ни одного случая обращения Президента в Национальное собрание с предложением о делегировании ему полномочий на издание декрета, имеющего силу закона. Положение ч. 2 ст. 101 Конституции закрепляет перечень вопросов, для решения которых не допускается делегирование законодательных полномочий Президенту, например: изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан.

      Указы Главы государства могут:  иметь нормативный или ненормативный  (индивидуальный) характер (ч. 2 ст. 3 Закона  о нормативных правовых актах); издаваться на основе полномочий, предоставленных законом (п. 30 ст. 84 Конституции) или на основе полномочий, вытекающих из положений Конституции (ч. 1 ст. 85 Конституции); конкретизировать нормы законов либо устранять пробелы в правовом регулировании.

      Далее, с точки зрения юридической  силы, следует назвать распоряжения  Президента, возможность издания  которых предоставлена нормой  ст. 85 Конституции без конкретизации  перечня вопросов, правовое решение  которых можно оформлять в  форме этих актов. Для закрепления норм права распоряжения в настоящее время используются реже.

      Что касается ненормативных распоряжений, то данная форма правого акта  используется Президентом для  установления льгот субъектам  предпринимательской деятельности  в части уплаты налогов, нормативного распределения выручки, обязательной продажи иностранной валюты и т.д например: Распоряжение Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2003г. № 56рп «Об установлении отдельным юридическим лицам нормативного распределения выручки».

      Важные для правового регулирования хозяйственной деятельности положения содержатся в постановлениях Совета Министров как центрального органа государственного управления, обладающего широкими регулятивными полномочиями в сфере предпринимательских отношений. В соответствии с нормой ст. 28 Закона Республики Беларусь от 7 июля «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции РБ, законов РБ, актов Президента РБ принимает постановления и контролирует их исполнение.

      На следующем уровне находятся  акты Конституционного Суда Республики  Беларусь, Верховного Суда Республики  Беларусь, Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь, Национального  банка Республики Беларусь. Свои  полномочия Конституционный Суд  Республики Беларусь реализует, принимая решения различного вида, определенные Законом о Конституционном Суде (статьи 36, 50). Это заключения, представления, запросы, послания, регламент, акты организационного характера, а также "просто решения", которые Конституционный Суд выносит на основании статьи 43-1 Регламента Конституционного Суда. Из всех видов решений Конституционного Суда основным является заключение, обладающее отличной от других решений юридической природой, поскольку вследствие вынесения заключения Конституционным Судом нормативные правовые акты, признанные им неконституционными, утрачивают свою юридическую силу. Только такой акт правосудия может именоваться источником права и претендовать на свое место в системе нормативных актов, принятых органами судебной власти в Республике Беларусь наряду с постановлениями Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

      Юридическая сила заключений  Конституционного Суда характеризуется  верховенством в системе законодательства (после Конституции) и приоритетом по отношению к постановлениям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

      По своей юридической силе  постановления Пленумов Верховного  Суда и Высшего Хозяйственного  Суда нельзя поставить на один  уровень с заключениями Конституционного Суда, к тому же эти акты не обязательны для других судов иной юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, так как они самостоятельно толкуют законодательство в порядке делегированных полномочий.

      Рассматривая виды иных актов  законодательства как закрепления моделей поведения субъектов хозяйственной деятельности в целом и отдельных ее видов, в частности банковской деятельности, следует указать на нормативные правовые акты Национального банка - постановления Правления Национального банка постановления Совета директоров Национального банка. Они могут быть оформлены в виде как отдельного постановления по какому-либо вопросу, так и постановления об утверждении нормативного правового акта - инструкции, правил, регламента, положения.

      Наибольший удельный вес в системе законодательства о хозяйственной деятельности занимают акты следующего уровня - нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления (функциональных или отраслевых). Они могут приниматься в различных формах, однако утверждаются только приказами и постановлениями. Акты республиканских органов государственного управления могут приниматься только в случаях и пределах, установленных нормами Конституции, нормативных правовых актов Президента, законов, положений о соответствующих органах и нормативных правовых актов Правительства. Министерство или иной республиканский орган, государственного управления обязаны указывать в своих нормативных правовых актах, во исполнение какого нормативного правового акта - Президента, Парламента, Правительства - они принимают свой нормативный правовой акт.

      Совокупность рассматриваемых актов  имеет свою иерархию, которая  строится с учетом критерия  компетенции. Приоритет перед  другими актами республиканских  органов государственного управления аналогичного уровня имеет нормативный правовой акт соответствующего государственного органа, специально уполномоченного на регулирование определенной области хозяйственных отношений. Кроме этого для определения юридической силы значение может иметь и критерий времени принятия нормативных правовых актов при условии, что они приняты по тому же вопросу тем же государственным органом (ч. 10, ч. 11 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах: новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица)).

      Следующий уровень занимают нормативные  правовые акты местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемые в форме решений. Они имеют обязательную силу на соответствующей территории и не должны противоречить действующему законодательству. В противном случае такие акты подлежат отмене. При этом в соответствии с нормой ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов отменяются вышестоящими представительными органами, а решения местных исполнительных и распорядительных органов - соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а так же Президентом Республики Беларусь. Учитывая изложенное, а также то, что решения Советов депутатов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст.17 Закона о местном управлении и самоуправлении), можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты местных Советов депутатов, принятые в пределах их компетенции, имеют большую юридическую силу по сравнению с актами указанных органов местного управления. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относится их право на установление в соответствии с законом местных налогов и сборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

      На основании выше изложенного можно сделать вывод – Конституция Республики Беларусь является высшей юридической силой и главным источником правового регулирования хозяйственной деятельности.

    Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить  себе многочисленные правовые акты, действующие  в   стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников: 

    1. Нормативные правовые акты:

     1) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября  2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. - 48 с. 

     2) Гражданский кодекс Республики  Беларусь. – Минск: Национальный центр правовой информации республики Беларусь, 1999.

      3) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь

     2.                Литература:

      1) Василевич Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. – Мн.: Тесей, 2005. – 136 с.

      2)Захарченко С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право – Мн., БИП-С, 2004. – 111 с.

     3) Реуцкая Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки/Е.А. Реуцкая. – 2е изд., перераб. И доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 384 с.

        4) http://www.yurclub.ru/docs/civil/article294.html 
 

Информация о работе Значение Конституции для хозяйственного законодательства