Правовой режим служебной тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение установленных прав и обязанностей

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 30.18 Кб (Скачать)

   Министерство образования и науки Российской Федерации

   Государственное образовательное учреждение высшего

   профессионального образования

   «Уральская  государственная юридическая академия»                            

                         Факультет сокращенных образовательных  программ

Кафедра информационного права 
 

Реферат

по Информационному праву

на тему:    «Правовой режим служебной тайны» 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила:  студентка 2 курса 265 гр.                                                                                                                     

                                                                Нетунаева А.В

                                                                  Проверил:   доцент Волков Ю.В. 
 
 
 
 

                                             Екатеринбург  2011 г.

 
Определение тайны и правового режима служебной тайны.

     Одними  из основных принципов, на которых базируется развитие информационного общества в Российской Федерации, являются принципы свободы и равенства доступа  к информации и знаниям и обеспечения  национальной безопасности в информационной сфере (ст.23, 24 Конституции РФ).

     Государство должно создать условия для равного  доступа граждан к информации. При этом непременным условием является обеспечение неприкосновенности частной  жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа.

    В настоящее время основным юридическим  способом защиты (правовой охраны) привилегированной  содержательной информации от доступа  к ней третьих лиц является сокрытие ее в режиме тайны.

    Общим для всех разновидностей тайны является то, что защита информации в режиме тайны предусматривает, во-первых, законодательно установленное право субъекта на введение режима ограниченного доступа, а во-вторых, установление и ограничение  объемов прав обладателя на охраняемую информацию и его обязанностей по ее охране и предоставлению по запросам компетентных государственных органов, а также ответственности за нарушение  установленных прав и обязанностей1.

    В русском языке тайна - это все  сокрытое, неизвестное, неведомое кому-либо; нечто скрытно хранимое, скрываемое от кого-либо с намереньем2; нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет3. В зависимости от степени потенциальной опасности раскрытия для других (всех, многих) конкретного "скрываемого нечто" меры соблюдения тайны, очевидно, должны быть различной степени жесткости, объема и масштаба.

    Следовательно, атрибутивным аспектом понятия тайна  является совокупность мер (условий) обеспечения  ее существования как таковой, т.е. правил сокрытия, хранения, доступа  и использования "скрываемого  нечто", характеризующих в целом  конкретный режим сокрытия.

     В связи с этим в правоведении под  тайной рационально понимать особый правовой режим привилегированной  информации (информации ограниченного  доступа, распространения и др.).

     Для определения понятия служебной  тайны как правового режима, прежде всего, необходимо обратиться к определению  правового режима в теории права.

     С.С. Алексеев под правовым режимом предлагает понимать порядок регулирования, который  выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание  взаимодействующих между собой  дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность правового регулирования4.

     Исходя  из него,  можно утверждать, что  сегодня в юридической науке, под тайной следует понимать правовой режим информации ограниченного  доступа, который выражен в комплексе  правовых средств, характеризующих  особое сочетание взаимодействующих  между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний.

     Субъектом данного правового режима являются государственные и муниципальные  служащие. Именно они обязаны устанавливать  и обеспечивать соответствующий  режим ограничения доступа.  

 

 
Понятие служебной тайны.

     В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов  позволяет выявить содержание и  основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

     Попросту  говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах  граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов  и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда  те или иные сведения запрашиваются  правоохранительными органами.

     Согласно  Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об  утверждении перечня сведений конфиденциального  характера» разница между служебной  и коммерческой тайной состоит в  том, что коммерческая тайна - это  сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым  ограничен органами государственной  власти. Для того чтобы разобраться  в существе служебной тайны, обратимся  к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению  о порядке обращения со служебной  информацией ограниченного распространения  в федеральных органах исполнительной власти.

     Положение предписывает руководителям федеральных  органов исполнительной власти в  пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к  разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

     Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые  работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в  подведомственных им предприятиях, учреждениях  и организациях.

     В государственных и негосударственных  структурах установлен определенный порядок  реализации целей и задач, своя система  планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

     Некоторые примеры информации, составляющей служебную  тайну:

     В соответствии с п.1 ст.102 налогового кодекса российской федерации налоговую  тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного  фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике.

     Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный  режим хранения и доступа и  соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют  должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой  России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения  о Федеральной налоговой службе».

     Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным  законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ сведения, ставшие  известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся  к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению  не подлежат.

     Также, работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

     Руководитель  ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

     Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести  и к служебной тайне, и к  личной тайне - персональным данным.

     Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной  власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон  «О служебной тайне».

     В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это  конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная  тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий  гриф «для служебного пользования». Для  этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

     К служебной информации ограниченного  распространения относится несекретная  информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение  которой диктуются служебной необходимостью.

     Положением  определен перечень информации, которая  не может иметь статус ограниченного  распространения:

    • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
    • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
    • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
    • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
    • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
    • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

     В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции  определяют категорию должностных  лиц, уполномоченных относить служебную  информацию к разряду ограниченного  распространения, обеспечивают организацию  ее защиты и т. д.

     Перечень  информации, составляющей служебную  тайну, может, в частности, включать:

     информацию  о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые  связи);

     информацию  о структуре управления производством, методику обучения персонала;

     информацию  об участии в капиталах других организаций, о вложении средств  в ценные бумаги, на депозитные счета  банков;

     информацию  об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых  ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации  охраны на предприятии; состояние материально-технической  базы данной организации и др.

     Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных  сделок, однако их разглашение может  причинить имущественный ущерб  организации и вред ее деловой  репутации.

     Как видно из примеров, служебная тайна  относится к негосударственной  тайне (ввиду того, что служебная  тайна не является государственной  тайной), однако ее правовой режим устанавливается  государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

     Служебная тайна носит публично – правовой характер. Это связано с тем, что  информация, составляющая служебную  тайну, является объектом информационных правоотношений, возникающих на основе власти и подчинения, одной из сторон которых является орган публичной  власти. Поэтому служебная тайна  относится к административно-правовым режимам информации ограниченного  доступа.

     Таким образом, к служебной тайне, за исключением  информации, составляющей государственную  тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а  также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну  субъекта, полученная государственным  органом в пределах своей компетенции  для выполнения возложенных на него функций.

Информация о работе Правовой режим служебной тайны