Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.
В своей совокупности государственные органы образуют единую систему.

Работа содержит 1 файл

Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, «если иное не предусмотрено  Конституцией Российской Федерации» (ст. 105, п. 1). Для принятия же федеральных  конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией РФ) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной думы.

Четвёртая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной думы законопроекта  и его принятии или отклонении. Согласно Конституции принятые нижней палатой федеральные законы в  течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю палату. Федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение  четырнадцати дней. Для принятия федерального конституционного закона требуется  не менее трёх четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации. В тех случаях, когда федеральный  закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для  преодоления имеющихся разногласий. После завершения работы комиссии федеральный  закон должен быть повторно рассмотрен Государственной думой с учётом мнения комиссии.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона Президентом Российской Федерации. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон должен быть направлен  в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту. Срок для подписания и обнародования  федерального закона, а также федерального конституционного закона– четырнадцать дней. Если в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

 

    1. Исполнительная ветвь власти

В соответствии с Конституцией «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации» (ст. 110, п. 1). Правовую основу его организации и деятельности составляет Конституция РФ, прежде всего её глава 6 под названием  «Правительство Российской Федерации», федеральный конституционный закон  «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1998 и некоторые другие законы и указы Президента. Порядок работы Правительства регулируется его Регламентом, принятым в 1998 и скорректированным в 2000. Деятельность органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации опосредуется их конституциями, уставами, законами и иными правовыми актами. Структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства определяется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Председатель Правительства, после его назначения на этот пост Президентом РФ по согласованию с Государственной думой, представляет не позднее недельного срока Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации  состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Иногда выделяются должности первого  заместителя или первых заместителей Председателя Правительства. Из состава  членов Правительства формируются  постоянные и временные комиссии по ряду вопросов, создаются советы. На постоянной основе в рамках Правительства  функционирует президиум Правительства. Его конкретный состав определяется специальным постановлением Правительства.

Правительство России возглавляет  единую систему органов исполнительной власти на всей территория Федерации. Она складывается из федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Федерации. Последние входят в единую систему власти и централизованного  управления лишь в части осуществления  ими полномочий по предметам совместного  ведения Федерации и субъектов  Федерации.

Конституционно закреплённые полномочия Правительства России заключаются  в следующем: а) разработка и представление  Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его  исполнения; б) представление Государственной  думе отчёта об исполнении федерального бюджета; в) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной  и денежной политики; г) осуществление  управления федеральной собственностью; в обеспечении проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России; е) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, в Конституции предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента (ст. 114, п. 1).

Большинство полномочий, возложенных  на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным  органом. Однако это не исключает  возможности передачи, делегирования  им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти– министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Все наиболее важные вопросы  государственной общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально на заседаниях Правительства. Это, в  частности, вопросы, касающиеся федерального бюджета; создания и упразднения  свободных экономических зон; программ приватизации федеральной государственной  собственности; заключения международных  договоров России, подлежащих ратификации, и многие другие.

По всем рассматриваемым  вопросам Правительство принимает  имеющие юридический характер решения. Они оформляются чаще всего в  такие акты Правительства, как постановления  и распоряжения. Все акты Правительства  издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов  и нормативных указов Президента РФ. В случае противоречия постановлений  и распоряжений Правительства Конституции, федеральным законам или нормативным  указам Президента эти правительственные  акты могут быть отменены Президентом  РФ.

За результаты своей деятельности Правительство РФ несёт ответственность  перед Федеральным собранием, а  точнее– перед Государственной думой, и Президентом России. Ответственность Правительства перед российским парламентом носит довольно ограниченный характер по сравнению с его ответственностью перед Президентом. Это проявляется, в частности, в том, что Федеральное собрание не правомочно отправлять в отставку Правительство даже тогда, когда Государственная дума выразит ему недоверие.

Конституция устанавливает, что только Президент РФ «может принять  решение об отставке Правительства  Российской Федерации» (ст. 117, п. 2).

Он же решает вопрос об отставке Правительства также в случае вынесения ему вотума недоверия  со стороны Государственной думы.

Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства, которая  им «принимается или отклоняется», и в том случае, когда оно  подаёт в отставку по своей собственной  инициативе.

 

    1. Судебная ветвь власти

  В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин судебная власть употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть  -  это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Судебная власть - это, в  соответствии со смыслом статей 10 и 11 Конституции РФ, разновидность  государственной власти, которую  осуществляют суды Российской Федерации. Только суд вправе осуществлять правосудие. (ч.1 ст. 118 Конституции РФ).

В конституционном смысле понятия "судебная власть" и "правосудие" - полностью тождественны, что подтверждается сопоставлением ч.1 и ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в первой из которых говорится об осуществлении правосудия в Российской Федерации только судом, а во второй - об осуществлении судебной власти посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие отличается рядом  специфических признаков, состоящих  в том, что оно осуществляется от имени государства, исключительно  лишь специальными органами государственной  власти - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и административных дел  в определенной, установленной законом  процессуальной форме. Правосудие в  Российской Федерации строится на конституционных  принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства. Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой Российской Федерации, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ч. 3 ст.118) особо оговаривает, что создание чрезвычайных судов не допускается.

Образование Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных судов  предусмотрено Конституцией РФ. Судьи  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов  назначаются Президентом РФ в  порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Согласно федеральному конституционному закону "О судебной системе РФ" и законодательству о судоустройстве правосудия по гражданским, уголовным  делам, а также делам, возникающим  из административных правонарушений, осуществляют федеральные суды общей  юрисдикции: Верховный Суд РФ, федеральные  областные суды и соответствующие  им, федеральные районные (в том  числе городские) суды.

Военные суды включаются в  федеральную судебную систему и  рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.

Законом введен институт мировых  судов, избираемых населением, которые  призваны рассматривать подавляющее  большинство дел об административных правонарушениях, значительную долю гражданских  и определенную часть уголовных  дел, в основном по преступлениям  небольшой тяжести. Они отнесены законом к судам субъектов  РФ, руководствующимся законодательными актами, как Российской Федерации, так  и субъектов РФ. В случае несогласия с решением или приговором мирового судьи, участвующая в деле сторона  вправе обратиться с жалобой в  федеральный суд, который может  изменить или отменить решение мирового судьи, если оно противоречит законодательству РФ. К судам субъектов РФ федеральным  конституционным законом "О судебной системе РФ" отнесены конституционные (уставные) суды, которые вправе рассматривать  вопросы соответствия законов и  иных нормативных актов республиканских  и региональных органов государственной власти Конституциям республик в составе РФ или уставам краев, областей, и автономной области, автономных округов. Решение, принятое таким судом в пределах своих полномочий, не может быть пересмотрено даже Конституционным Судом РФ. Система арбитражных судов, согласно федеральному конституционному закону, включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ.

Исходя из конституционного принципа разделения властей в государственном  устройстве Российской Федерации суды, как органы власти самостоятельны и  независимы в отправлении правосудия. 
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Этим преследуется цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их полной самостоятельности и независимости, поставить суды в равные материально-технические условия обеспечения осуществления правосудия.

Установлены законодательно следующие основные правовые гарантии независимости судей: 
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному вопросу и др.); 
- преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; 
- освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; 
- несменяемость судьи (ч.1 ст. 121 Конституции Р.Ф.), т.е. стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи, полученного по его доброй воле; 
- прекращение или приостановление полномочий судьи не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом (ч.2 ст. 121 Конституции РФ). Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации"; 
- право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

Уголовное дело в отношении  судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, выполняющим его обязанности, при  наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение уголовного дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным судом РФ. Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. Неприменимо к судье также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

К числу основных полномочий Конституционного Суда РФ принадлежит  право разрешать дела о соответствии Конституции РФ: 
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 
б) конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; 
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; 
г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению, (п.6 ст. 125 Конституции РФ). В случае если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.

Информация о работе Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации